ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМЗ авершаемразговоро работах на автомобиле , н ачатыйвпредыдущем номере инженером Э.КОНОПОМ. ЖЕСТЯНИЦКОЕ ДЕЛО - ХЛОПОТНОЕ Это время года — самое удобное для тщательного осмотра кузова. Причем не только его внешних — видовых панелей, но и скрытых от поверхностного взгляда деталей, поскольку в большинстве случаев именно они обеспечивают необходимые прочность и жесткость кузова. Если машина уже немолода и ездила круглый год, на тонкостенных деталях вы можете обнаружить дыры от ржавчины. Например, внизу стоек кузова — дело не новое... Но автомобиль-то пока с ними ходит, не ломается? Ясно, однако, что остаток металла несет все большую нагрузку — и до его разрыва на какой-нибудь кочке, возможно, один шаг. Согласитесь, даже жестяная заплата, наложенная с помощью обыкновенного оловянно-свинцового припоя, сделает это место прочней. Сейчас многие автолюбители ремонтируют машины таким способом. Главное — тщательно очистить поверхность вокруг дыры до чистого металла, не оставляя следов ржавчины. Если останутся хотя бы маленькие ее точки, припой здесь хорошо не ляжет, а коррозия опять возьмется за свое. Какой припой использовать? Лучше, на наш взгляд, ПОС-61 (содержит до 61 % олова, остальное — свинец). У него выше прочность, зато температура плавления низкая — 190°С. Значит, паять проще и требования к паяльнику умеренные. У припоев ПОС-40, ПОС-30, ПОС-18 температуры плавления соответственно 235, 256 и 277°С — тут мощный электропаяльник требует длительного разогрева. Но при остывании между заплатой и ремонтируемой деталью кузова могут возникать большие температурные напряжения, буквально разрывающие соединения, особенно если заплата велика. Дело осложняется тем, что чем выше содержание свинца в припое, тем меньше прочность последнего. Какой использовать флюс? Многие применяют традиционный — хлористый 48 З РУЛЕМ 7/94 А цинк в слабом растворе соляной кислоты. Проще и лучше использовать ортофосфорную кислоту, разведенную водой примерно наполовину. Но кислотные флюсы после применения требуют промывки соединенных деталей, что на автомобиле не всегда возможно — например, труден доступ в закрытые полости. В этих случаях лучше делать так: зачищенное место вокруг дыры основательно, не жалея припоя, облудить, отдельно приготовить хорошо луженную заплату. То и другое тщательно промыть водой и высушить. К облуженным поверхностям грязными или жирными руками не притрагиваться. Спаять две таких детали удается без флюса. Кое-кто в качестве флюса применяет канифоль с добавкой хлористого цинка (их соотношение 24:1) — все разводят этиловым спиртом. Промывают детали в этом случае ацетоном. А из чего готовить заплаты? Тут надо помнить о несовместимости разных металлов (черных с цветными), чтобы исключить образование гальванических пар, способствующих коррозии. Поэтому заплаты лучше применять стальные. Очень хороша для них луженая жесть (из нее, например, изготовляют промышленные 18-литровые квадратные банки для масла). Увидев такую на свалке, не проезжайте мимо — пригодится. Толщина у них зачастую почти 0,5 мм, жесть довольно прочна, а у консервных банок толще 0,3 мм, как правило, не бывает. Как зачищать металл? Места, к которым легко подобраться шлифовальным кругом с электродрелью, зачистить несложно. Если дрель мощная, высокоскоростная, хорошо использовать круговые стальные щетки. Иногда приходится применять тонкий отрезной круг, например вулканитовый. Наконец, бывает и так, что добраться к месту зачистки можно лишь вручную; тогда работу, долгую и трудную, делают с помощью шаберов разных конфигураций, изготовив их из старых напильников. Помните: зачистка здесь всему фундамент.Если паять предстоит в узком, неудобном месте, прикиньте заранее, удастся ли это сделать вашим паяльником. Мощные топорообразные не всегда удобны, а другие, с менее массивным жалом, не позволяют хорошо нагреть поверхность детали. В некоторых случаях приходится специально изменить форму жала, отковывая его, опиливая и т. д. Делу может помочь обычная паяльная лампа или газовая горелка. С ними удается пропаять детали ив самом неудобном месте, куда можно добраться лишь узким инструментом, сравнительно маломощным паяльником. Выполняя такие работы, ни на миг не забывайте о технике безопасности! Во-первых, это касается электроприборов, рассчитанных на напряжение 220 В: не случайно многие ремонтники переделывают их на низкое напряжение питания — 36—40 В. Во-вторых, при работе со шлифовальным кругом или стальной щеткой обязательно надевайте защитные очки. Заплат много — глаз всего пара... На что еще в автомобиле стоит обратить внимание? Подобный вопрос бывалого, ездящего постоянно, без перерывов, автомобилиста может смутить: какая, в сущности, разница для него — летом, весной или зимой? Автомобиль постоянно требует внимания. Специфика лета — теплая погода плюс обилие пыли в воздухе, не так ли? Значит, нужно тщательно следить за охлаждением двигателя, состоянием систем смазки и питания, чувствительных к загрязнению. ОТЧЕГО "КИПИТ" МОТОР Охлаждение иногда заметно ухудшается из-за пустяков. Например, когда нам досаждает тополиный пух — он не только лезет в глаза, но и забивает радиатор. А тут еще просто пыль, грязь, а также богатая коллекция насекомых. Бывали случаи, когда водитель, проехав сквозь облако мотыльков или мошкары, вскоре вынужден был остановиться из-за перегрева мотора и полной потери видимости: ветровое стекло и фары оказывались совершенно залеплены! Выход один: промывать, чистить радиатор — и почаще. Хорошо, если удается воспользоваться брандспойтом, а если нет, то просто водой и жесткой (но ни в коем случае не металлической!) щеткой. Радиатор штука нежная, его недолго и повредить. Иногда перегрев вызывают иные причины. Например, плохо работающий термостат, у которого недостаточно плотно закрывается по мере нагрева байпасный клапан. В этом случае значительная часть охлаждающей жидкости идет по малому кругу (более легким путем), минуя радиатор. Неплотность этого клапана часто появляется лишь от того, что с термостатом неосторожно обращались при его снятии или установке. Достаточно посильней нажать на патрубок, перекрываемый клапаном, как он перекосится — ведь корпус сделан из тонкой латуни. Тогда клапан при посадке будет лишь касаться патрубка одним краем. На автомобилях с ременным приводом вентилятора эффективность последнего падает с понижением оборотов. Попав в уличную пробку, где мотор долго работает на холостом ходу, немудрено перегреть его. Особенно это касается старых моторов в сочетании с загрязненным радиатором, да еще, не дай Бог, отложениями накипи (если вы, экономя деньги, вместо "Тосола" заливали водопроводную воду). Спасаться в этом случае приходится ценой своего здоровья: как бы тепло на улице не