34
35
36
37
родолжаем разговор о классах легковых автомобилей (ЗР, 1993, № 7, 10; 1994, № 2, 3). Сегодня он коснется машин среднего и большого среднего классов, объединенных нами в один комфортабельный. В той или иной степени такие машины олицетворяют излишества - избыток комфорта, вместимости, мощности, словом, престижность. Владелец, сидя за рулем, способен ощутить некое превосходство над многими - не только из числа идущих, но и едущих рядом . Ведь большой автомобиль всегда и везде прежде всего символ благосостояния. Когда-то подразумевалось, что средний класс - промежуточный между малым и большим. В наши дни только название осталось прежним , а его смысл наполнился новым содержанием. Современная машина среднего класса - можно сказать, идеальная для перевозки четырех-пяти человек, и вот почему. Машины малого класса, как мы отмечали, почти не уступают моделям среднего по вместимости и динамическим качествам, но вот дальнейшее улучшение безопасности и комфортабельности (плавности хода, бесшумности, уюта и др.) н евозможно без еще большего увеличения размеров и массы кузова. Все это удорожает машину, зато она приобретает избыточные (на первый взгляд) потребительские качества, которые и выделяют ее из множества более простых автомобилей, где каждый сантиметр пространства и килограмм веса на учете.IОБОЗРЕНИЕ ЗР ОМШОРТАБЕЛЬНЫЙ КЛАСС BMB-730i третьего поколения, 1994 г. Один из лучших в мире седанов комфортабельного класса. Более мощная модель 740i по своей цене уже ближе к представительскому классу. Двигатель: 8 цил., 2997 см 3 , 218 л. с. Скорость — 230 км/ч (фото на стр. 33 вверху). "Бюик-Парк-Авеню", 1992 г. Переднеприводный седан — одна из 12 моделей "по л но го" размера, выпускаемых "Дженерал моторе". Двигатели: 6 цил., 3791 см 3 , 172-208 л. с. Скорость ограничена до 170-190 км/ч (фото на стр. 34 внизу). Итак, мы определили сущность среднего класса, а вот термин "большой средний" класс, очевидно, требует пояснения. "Виноваты" в таком названии американские машины. Так уж сложилось исторически, что автомобилизация в США шла своим путем, существенно отличным от европейского. Несмотря на устойчивую в недавнем прошлом тенденцию к уменьшению размеров легковых машин, здесь до сих пор популярны довольно большие (по европейским меркам) автомобили. Однако они относительно дешевы, по крайней мере, на здешнем американском рынке. Потребительские качества таких моделей, если не учитывать вместимости, находятся на уровне европейских машин среднего класса. В США эти машины относятся к так называемым "среднему" и "полному" размерным классам. По существующей потребительской американской классификации, ими являются лишь те, у которых колесная база длиннее 2667 мм и габаритная длина превышает 4699 мм. Поэтому справедливо, на наш взгляд, объединить средний и большой средний классы одним собирательным термином; ведь комфортабельность является тем основным качеством, ради которого эти машины и создаются. Однако степень ее бывает различной - сообразно толщине кошелька. А чем дороже машина, тем труднее ее сбыть - едва ли кто-нибудь усомнится в этом. Соответственно весь комфортабельный класс можно условно разделить на четыре группы. К первой относятся наиболее распространенные (и наиболее дешевые) "малогабаритные" машины длиной 4,4-4,7 м - те, которые в Европе обычно и подразумевают под средним классом. Это - машины массового производства, стоящие в ценностной иерархии чуть выше моделей малого класса. Хотя, если сравнивать "люксовые" комплектации моделей малого класса со стандартными моделями этой группы, то они обладают практически одинаковыми потребительскими качествами, да и по ценам близки. В качестве примера машин этой группы можно привести БМВ третьей серии, "Мерседес-Бенц-190" или С-класса, "Фольксваген-Пассат", "Тойоту-Карину". Вторая группа моделей длиной 4,7-5 м по размерам ближе к нашей "Волге". Такие машины в Европе относят к "высокому среднему" или "люксовому" классам. Это верхний размерный класс машин массового спроса. Производство (семейства в целом) порой достигает ста-двухсот тысяч в год, но уже не всякая фирма может себе это позволить. Например, престижность таких марок, как ФИАТ или "Фольксваген", не соответствует возросшим требованиям для этой группы, поэтому концерны представлены в ней более "солидными" марками "Лянча" и "Ауди". Здесь безусловный и признанный лидер - "Мерседес-Бенц" Е-класса, выпуск которого в лучшие периоды превышал 300 тысяч в год. Другие популярные модели: БМВ пятой серии, "Ауди-100", "Опель-Оме36 З РУЛЕМ 7/94 Ага", "Рено-Сафран". Особо "упакованные" машины - такие, как "Мерседес-Бенц" моделей Е420 или BMB-540i, уже ближе к третьей, престижной группе. К последней, например, в Германии относят всего четыре семейства моделей европейского производства: "Мерседес-Бенц" S-класса, БМВ седьмой серии, "Ауди" модели V8 и "Ягуар-XJ". Еще две машины может предложить Япония - "Тойота-Лексус LS400" и "Ниссан-Инфинити Q45". И, наконец, последняя группа включает машины только американского производства "полного" размера. В Европе серийно таких машин не выпускают. Это, пожалуй, самые вместительные легковые автомобили в мире. Например, полезная вместимость салона у модели "Бюик-Парк-Авеню" составляет 3,66 м3 , а у новейшего "Кадиллака-Флитвуд" она наибольшая - 4,13 м3 . Для сравнения: аналогичный показатель ВАЗ-2109 составляет 2,06 м3 , а "Мерседеса" Е-класса всего 2,60 м3 . Говоря о комфортабельном классе, нельзя обойти вниманием и большую группу машин спортивного характера. Здесь не только специальные спортивные модели с кузовами "купе" или "купе-хэтчбек", но и особо мощные комплектации седанов и даже универсалов. Мало того - чуть не каждая фирма, представляя гамму машин среднего класса, считает обязательным предложить в ней особо мощную модель для любителей быстрой езды. Например, БМВ-М5 и "Мерседес-Бенц-Е500" оснащены двигателями мощностью 340 и 320 л. с. соответственно. Не углубляясь в исторические подробности, заметим, что машины этого класса, конечно, существовали с самого начала развития автомобилестроения. Но такие социальные катаклизмы, как мировые войны и "великая депрессия" начала 30-х годов,литражки. И вот уже 60 лет США остаются крупнейшим в мире изготовителем комфортабельных машин. В зависимости от общего объема выпуска в последние годы там их производили 4,5-6,0 млн. ежегодно. В Европе производство машин комфортабельного класса тоже довольно внушительно. Например, в 1990 году оно составило около 3,6 млн. штук - примерно четверть от общего объема. Основная доля приходится на Германию - почти 2 млн. машин (1990 г.). При этом пользующихся в Европе наибольшей популярностью "мерседесов", БМВ и "ауди" производят свыше 1,5 млн. штук. Заметим, что только базовых моделей у этих марок около 150. Ассортимент моделей в этом классе богатейший. Здесь есть недорогие практичные машины типа "Фольксваген-Пассат", вместительные универсалы наподобие "Волво-940-Истейт", экономичные и одновременно быстроходные дизельные модели вроде BMB-525tds. Характерная особенность комфортабельного класса - мощность и быстроходность, которая, по нашим понятиям, кажется чрезмерной. Это обеспечивается 4-, 6- и 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом до 5,7 литра мощностью до 340 л. с. (хотя, заметим, в нижней части "шкалы" моторы объемом всего 1,6 ли мощностью 70 л. с ) . В этом классе переднеприводная компоновка еще не завоевала превосходства и едва ли это случится в будущем. С ростом мощности двигателей и повышением требований к безопасности движения все популярнее становятся машины полноприводной компоновки. Очень широкое распространение получили автоматические гидромеханические коробки передач. Например, в 1992 году ими оснастили больше половины"Мерседес-Бенц-С36 AMG", 1993 г. Компактная машина для любителей комфортабельной скоростной езды. В числе стандартного оборудования - автоматическая коробка передач. Двигатель: 6 цил., 2606 см 3 , 280 л. с. Скорость ограничена до 250 км/ч. сильно уменьшали спрос на комфортабельные машины. Однако по масштабам производства подобных автомобилей Европа была всегда второй после США, а временами и вовсе не могла конкурировать с передовой по тем временам автопромышленностью Америки. По свидетельству очевидца, побывавшего в Парижском автосалоне 1932 года, европейские изготовители машин среднего класса на нем почти отсутствовали. Доминировали модели американского производства, причем очень дешевые: 500-800 тогдашних долларов США. Кстати, примерно столько же стоили в те времена европейские мало- Параметры типичных моделей 1993 года в сравнении с ГАЗ-31029^"~""----—___^ Параметры Модель ---—^ 1990 Германия 4-5/4 6-24 1991 150/110 5900 190 4200 2700 4433 1698 1393 1315 (1350) 1775 (1810) 0,435 214(214) 10,0 (10,9) 6,8/8,3/11,4 (6,1/7,7/12,1) У, Ку, К 8 102-286 45950 БМВ-3201 "Мерседес-Бенц-Е200" "Бюик-Парк Авеню" "Волво-244" "Форд-Гранада 1,6" без нейтрализатора 1974-1993 Швеция 5/4 4-8 1986 97/71 5500 154 2500 2640 4790 1710 1430 1250 1780 (2120) 0,575 (190) (10,6) (8,0/9,8/16,1) 0,395 160 15,5 9,4/12,4/13,9 2,У 7 82-155 1977-1985 Бельгия Англия 5/4 4-8 1594 75/55 5500 119 3200 2770 4765 1800 1420 1240 1750 0,485 149 17,5 7,4/10,0/11,6 2,У 7 63-150 1992;1969-1992" Россия 5/4 4-8 2445 90/66 4500 172 2500 2800 4885 1800 1475 1400 1790 0,50 147 19,0 9,3/12,9/15,0 У2 80-90 "Волга" ГАЗ-31029с каталитическим нейтрализатором 1993' Германия 4-5/4 4-16 1998 136/100 5500 190 4000 2800 4740 1740 1431 1360 (1380) 1930 (1950) 0,52 200(195) 11,5 (12,0) 6,6/8,0/11,3 (7,0/8,6/11,4) У, Ку, К 13 75-320 50428 1992 США 5/4 6-12 3791 173/127 4800 305 3200 2812 5215 1905 1400 (1605)Год начала (период) выпуска Изготовитель Число мест/дверей Число цилиндров и клапанов двигателя Рабочий объем, см3 Мощность "нетто", л.с./кВт при об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м при об/мин База, мм Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Объем багажника, м3 Скорость, км/ч Время разгона с места до 100 км/ч, с Расход топлива при 90, 120 км/ч ив ГЦ, л/100 км Варианты кузовов"* Количество модификаций по мощности Диапазон мощности, л.с. Цена в Германии, марок_76060---'-начало выпуска семейства-1985 год. "-выпуск моделей ГАЗ-24 и -24-10. *" У-универсал; Ку-купе; К-кабриолет; 2-двухдверный седан. В скобкахзначения с автоматической коробкой передач. (60%) европейских машин с двигателями 2,5-3,0 литра. Впечатляет набор заказного оборудования, предлагаемого за дополнительную плату. Например, для России "МерседесБенц" предлагает список из 136 наименований на 51 модели. В нем не только кожаная обивка или кондиционеры с автоматической регулировкой, но и такие технически сложные узлы и системы, как автоматически адаптируемая к дороге подвеска, дистанционное управление автономным отопителем салона, мультиконтурные (с изменяемой конфигурацией) спинки сидений, мини-холодильники, противобуксовочная система ведущих колес и многое другое. В эксплуатации машины этого класса отличаются повышенной надежностью всех элементов конструкции. Без сомнения, они наиболее долговечны по сравнению с моделями других классов. Хотя в среднем они дороже, чем "микро", в 2-8 раз, затраты на эксплуатацию "комфортабельных", если оценивать удельную стоимость километра пробега за 150 тыс. км (5 лет), всего лишь в 1,5-3,5 раза больше, чем у "микро". Впрочем, эти машины трудно сравнивать, ибо они предназначены для разных владельцев и разных целей. Как выглядит на этом фоне единственный российский представитель в этом классе — "Волга" ГАЗ-31029 (см. ЗР, 1992, № 10)? Начнем с того, что она выпускается уже 25-й год (!). Однако, несмотря на двукратную модернизацию кузова (модели -24-10 и -31029), основные технические параметры остались практически без изменения. На автомобиле, который считается комфортабельным, нет даже гидроусилителя рулевого управления, а передние дисковые тормоза ставят только на часть машин. А чего стоит не терпящий высоких оборотов двигатель и допотопная шкворневая (!) передняя подвеска? В целом технический уровень "Волги" сравним разве с американскими компактными моделями середины 60-х годов. " Мерседес-Бен Ц-Е220 кабриолет", 1993 г. Четырехместный с автоматически выдвигающейся дугой безопасности за задними сиденьями. Для лета тент с электроприводом, для осени и зимы - жесткая съемная крыша с теплоизоляцией. Двигатель: 4 цил.; 2199 см3, 150 л. с. Скорость-210 км/ч. С сегодняшними аналогами ее сопоставлять просто невозможно. И не только потому, что с того времени на Западе сменилось три-четыре поколения конструкций. Ни ГАЗ-24-10, ни ГАЗ-31029 не омологированы на соответствие современным европейским требованиям к легковым автомобилям. Другими словами, на этих машинах сегодня даже не выехать на европейские дороги. Возлагают надежды на новый 16-клапанный двигатель, о котором говорят уже лет пять. Однако до его серийного выпуска все еще далеко. Вдобавок неизвестно, какие проблемы в эксплуатации принесет с собой такой мотор. Ну, а новая модель ГАЗ3105, освоение которой предусмотрено "свежим" постановлением Правительства России, не предназначена для массового выпуска. Пока "Волгу" спасают устоявшиеся традиции внутреннего рынка да сверхвысокие таможенные тарифы на ввоз импортных машин. Но, похоже, большинство состоятельных людей и высокопоставленных чиновников (которым "Волга" положена по "штату") рано или поздно пересядут на более комфортабельные иномарки. Кто тогда станет покупать эту машину? И есть ли перспектива у отечественных автомобилей комфортабельного класса?.. М. ТЕПЛОВЛЗА РУЛЕМ 7/9437