18
19
ЕСТВИЕ ДИЛЕТАНТОВВ СТРАНУ ТЮЛЬПАНОВ ЗА АВТОМОБИЛЯМИ Решение лететь в Голландию созрело быстро, подогретое рекламой. Заграничные паспорта были, деньги тоже. Билеты на самолет туда и обратно вместе с визой обошлись в 638 тысяч рублей или 372 доллара (дело было в феврале). Купили мы этот тур у национальной туристской ассоциации "Роза ветров". Зачем обратный билет тому, кто намерен вернуться своим ходом? Да просто услуги турфирмы дешевле, чем покупка авиабилета только "туда" для путешественника-одиночки. Итак, 21 февраля из аэропорта "Шереметьево" под видом туристов вылетела группа наших сограждан — за "действительно хорошими", как было обещано в газетной рекламе, а главное, дешевыми автомобилями. Среди них два журналиста "За рулем", с заданием рассказать о том, как доставляют машины из-за рубежа. Два с половиной часа — и мы в стране изобилия автомобилей. С чувством благодарности к родине, которая так легко выпустила нас из своих объятий (шутка ли, теперь даже доллары разрешено за границу вывозить — достаточно обычной справки из пункта обмена валюты), приближаемся к зоне голландского паспортного контроля. Это последние минуты, когда искатели автомобилей держатся вместе. Вот мы остались вдвоем. Имелся у нас адресок продавца, и потому лишние тут были не нужны. Так, вероятно, рассуждали и наши недавние соседи по самолету. Да, много здесь дешевых и хороших автомобилей, но купить их не так-то просто — кому как повезет. Каждый просчитывает свои варианты — перегонщики из СНГ отлично знают таможенные тарифы: в России, Украине, Казахстане и т. д. они теперь разные. Свои отношения у каждого и 18 ЗА РУЛЕМ 7/94с родной таможенной службой. Кто-то ("чернобылец") имеет льготы, а кто-то просто знает, кому, где и сколько дать, ведь ввозить сейчас иномарки в Россию по правилам разорительно. "Давать" мы не собирались, хотя действовавшие тарифы были нам в общем известны. Думаем, не секрет они и для таможенного начальства. В Голландии мы купили две машины Волжского автозавода: они, как и все отечественные, облагаются символической пошлиной. Не знаем, одобрили бы наш выбор настоящие перегонщики, но мы взяли ВАЗ-2107 и ВАЗ-2108 за 4100 и 4000 долларов соответственно. Обе машины новые, если не считать, что первая ждала своего покупателя год, а вторая два (отсюда и скидка). Оформишь дома на свое имя — налог заплатишь мизерный. Вместе с накладными расходами такой автомобиль обходится все-таки дешевле, чем предлагают продавцы в Москве. Но захочешь в течение двух лет продать его, подарить или передать по доверенности неблизким родственникам, выкладывай денежки — по 2 экю с "кубика". Да, прав был Зощенко: наша страна ведущая в смысле политических течений, но с точки зрения здравого смысла мы еще сильно отстаем. Наверное, нет в мире другого такого государства, граждане которого летали бы за тридевять земель, чтобы купить себе автомобиль собственного же производства. В ЛОВУШКЕ Прилетели мы в понедельник. Три дня ушло на подбор, покупку и подготовку машин к пробегу — предстояло пройти без малого три тысячи километров по дорогам Голландии, Германии, Польши, Белоруссии и России. Стартовали в четверг во второй половине дня. Мотор, кажется, смакует местный бензин, урча от удовольствия. Приятно себя чувствовать этаким равноправным участником европейского автомобильного движения. 700 километров по германским автобанам проскочили на одном дыхании. Уже пятница, первый час ночи, граница с Польшей совсем близко. Вдруг впереди в свете фар — фигура полицейского. Светящимся жезлом он указывает: свернуть на придорожную стоянку. А здесь под лучами передвижных юпитеров шмонают нашего брата-перегонщика. На площадке — польская, русская и, естественно, немецкая речь. У кого-то руки на крыше, а кто-то уже в наручниках. Ощущение далеко не из приятных, но нам-то бояться нечего. Машинами владеем на законных основаниях, технические паспорта, номерные знаки нам выдала солидная голландская фирма. Но чувство опасности уже закралось — слегка дрожащая рука шарит по карманам в поисках нужных бумаг. Люди в полицейской форме уносят их в свой немецкий автобус, где умный компьютер должен все про нас рассказать. Вот уже одну из наших машин отпускают, а вторая? Эксперт, приглашенный для таких случаев из самой Голландии, заявляет: белые номерные знаки, которые нам выдали доброжелательные голландские продавцы, действительны только на территории Голландии в течение лишь одного дня. — На чем вы поедете в Москву? — спрашивает у нас по-немецки дошлый голландец. — Как это на чем? — переспрашиваем мы на ломаном английском. — На чем вы поедете в Москву? — повторяет свой вопрос посланец страны дешевых автомобилей. А тем временем двое усердных немцев уже снимают наши номерные знаки. Точь-вточь, как это делает ГАИ у аэропорта "Шереметьево". Но там мы дома, а здесь о родине напоминает лишь только что выпавший снег да десятиградусный морозец — редкий в это время для таких европейских мест. Сидим в автомобиле и тупо смотрим на конвульсии стрелки указателя топлива в баке. Бензина у нас часа на три холостого хода (для согрева), немцы уедут к пяти утра — так говорят соседи по стоянке. Нами стражи порядка больше не интересуются, то есть до тех пор, пока стоим. Как только тронемся — тут же последует штраф за езду без номерных знаков. Все остальное — наши проблемы. Надежд каким-то образом вернуть голландские номерные знаки больше нет. Не можем мы получить и немецкие. Их выдают только на машины, купленные в Германии. Порядок превыше всего! Мчаться на попутках обратно в Голландию, чтобы выбить нормальные номера, не имеет смысла — в субботу и воскресенье жители этой спокойной страны не думают о работе. А в понедельник у нас кончится голландская виза. К пяти утра немецкая полиция, явно перевыполнив нормы по отлову перегонщиков, тихо растворилась в утреннем тумане вместе с нашими номерными знаками. А тут хоть пропадай. Хорошо, справочку у них вытребовали об изъятии. Да в четверг, когда уезжали из Голландии, сделали копии технических паспортов — подлинники немцы у нас тоже почему-то забрали: думали, не вырвемся мы из этой ловушки. Вспомнив "Семнадцать мгновений весны" и подремав пятнадцать минут, взялись за дело. Раздобыв черную нитрокраску и распылитель, соорудили отличные бумажные номера (сгодился плакат от фирмы, которая продала нам автомобили). Для крепости подложили картонку и завернули в целлофан. Испытав легкий "ацетоновый кайф", совсем забыли о бдительности. Тор жественный момент прикручивания самодельных номерных знаков был омрачен новым нарядом полиции. Кстати, в тот утренний час на площадке без признаков жизни стояло еще пять легковых автомобилей. Совершив их обход, полицейский подошел к нам. Он брезгливо пощупал наши бутафорские номера и поинтересовался документами на машины. Технические паспорта-копии его вполне удовлетворили — машина полиции покинула "объект". Мы приободрились: "Значит, поверили". АНГЕЛ ДАНЬ СНЯЛ Пятница, одиннадцать часов дня. На свой страх и риск решаем ехать на восток, конечно, на автомобилях. Не бросать же их здесь. Через час уже стоим в очереди на германо-польской границе. Сто двадцать минут черепашьего хода, и, наконец, минуем немецкий кордон (здесь на нас даже не смотрят). Сразу за ним польские ворота. Нам уже издалека показывают — "разворачивайтесь". "Пан, дайте объяснить!" — Никаких разговоров с перегонщиками, которые пользуются бумажными номерными знаками, на польской границе не ведут. За секунды промедления нам обещают арест, и мы, выбирая свободу, возвращаемся в Германию. Еще не вечер, но настроение мрачное. Останавливаемся перевести дух на стоянке у автозаправочной станции. Из машины напротив нами живо интересуется немецкий гражданин средних лет. Убедившись, что номера — чистая бутафория, он кудато торопливо звонит прямо из автомобиля. Такие формы "стука" здесь поощряются и, говорят, приносят пользу обществу. Тут же снимаемся с места и, покружив час по городу, возвращаемся к магистрали, по которой еще надеемся уехать домой. Мимо насцелыми караванами гонят иномарки граждане свободной Польской республики. Очень развита у них доставка таких машин на специальных грузовичках. Именно поляки и подсказали: только так, погрузив свое безномерное добро на платформу, мы сможем перейти границу. Но помочь до ночи не взялся никто. Пятница, двадцать три часа. Сутки без сна, глаза слипаются, и мы почти не реагируем на паркующийся рядом зеленый джип германской пограничной полиции, которая хочет проверить наши документы. О, да у нас нет германской визы. Это нарушение они готовы простить — всего за пятьдесят марок с каждого. — Не могли бы вы нам выписать за эти деньги какой-нибудь документ, чтобы спокойно поспать до утра? — Такой документ вас устроит? — показывает чистый лист из блокнота. — Какой же это документ? — не поняв спросонья прозрачного намека, тут же оказываемся за решеткой. Боже, какими мы были наивными. Озлившаяся тройка молодцов в зеленой форме решила выложить нам весь полагающийся российскому безвизовому перегонщику "джентльменский набор": обыск, фотографирование, ночь в камере и штраф 500 немецких марок. "Не переживайте, ребята, — успокоил нас опытный земляк, оказавшийся там же в участке. — Если денег у вас нет, через часа три отпустят". Деньги у нас были. Русское слово "так" по-немецки звучит как "зо". Его мы запомнили на всю оставшуюся жизнь.Z-51-03Эти номерные знаки действуют только на территории Голландии и один день. Они установлены на новый автомобиль. У голландских машин в эксплуатации номера имеют желтый фон. "Зо-о",— все приговаривал наш бывший собрат по социалистическому лагерю, крепко сжимая еще совсем недавно дружественную российскую руку. Ему хотелось как можно тщательнее снять отпечатки пальцев. "Зо-о" — эта процедура вместе с обыском и заполнением несчетного числа бланков заняла часа два. Потом — такое и не приснится в кошмарном сне — нас на пару часов бросили в настоящую зарешеченную камеру, после чего (по всей строгости закона!) изъяли по 500 марок и, наконец, отпустили. Документ, правда, выдали: он разрешал пребывать в Германии до 18 часов текущего дня. Суббота прошла очень быстро. Польские мини-автовозы шли к границе, как правило, с грузом, а от нее — по целевому заданию клиента. Мы никак не вписывались в их хорошо спланированный бизнес. Оставалось одно: пешком перейти границу и уже на польской территории добывать автомобиль-перевозчик. Что и вызвалсясделать один из нас, способный после двух бессонных ночей пробежать 15 километров. Бежать тяжело, но ждать в неизвестности — не легче. В 17. 45 к нашим машинам снова подъехал зеленый "Мерседес". Команда в нем уже другая, но готовая повторить ночные "процедуры": "Даем вам двадцать минут!" Достаточно, чтобы завести мотор одного автомобиля (другой придется бросить на стоянке) и встать в очередь к границе. Не проглядеть бы своего товарища, который должен вернуться по этой дороге. А вот и он, бежит в горку, да так быстро, что нет сомнений — мы спасены! Через два часа подойдет польская техпомощь и машины по одной перевезут через границу. Более того, за 600 долларов нас доставят через всю Польшу (700 км) к самой Белоруссии. Наступило воскресенье. Ровно в восемь утра ждем в гостинице польского приграничного городка нашего ночного ангела-спасителя. Так с ним и договаривались. 8.45, а ангела все нет. Господи, неужели обманул, и машины, которые мы так опрометчиво оставили у него на стоянке, больше никогда не увидим! "Пан, извините за опоздание", — ура, наш Адам все-таки прибыл. Двенадцать передвижных постов полиции насчитали, пока ехали по территории молодого рыночного государства. Да, не выбрались бы мы отсюда без помощи Адама. До пограничного шлагбаума метров двести. Вдруг стук по крыше: молодой человек с белым шарфом на шее предлагает нам заплатить ему дань — всего лишь десять марок с машины. Безропотно платим. Польская таможня выпустила нас с большой неохотой: казалось, вот-вот наши безномерные автомобили взорвут их терпение. Обошлось. Дальше мы дома, и уже ничего не страшно. Не выезжая за ворота белорусской таможни, подкачиваем шины — как-никак впереди целая ночь пути. — Ребята, у нас тут своя таможня,— бесцеремонный бандит, тоже, кстати, в белом шарфе, уже занял место водителя и роется в нашем багаже. — Гоните по пятьдесят марок за стоянку. — По тридцать, устроит? — Давайте! Остановят дальше на трассе — скажешь: "Ангел дань снял".** *Вот и закончилась наша поездка в страну "действительно хороших автомобилей". Рассказав о ней, быть может, излишне подробно, надеемся, что с читателями не произойдет ничего похожего — они извлекут урок из наших ошибок. Кстати, машина с учетом "накладных расходов" обошлась нам в 5750 долларов — все равно чуть-чуть дешевле, чем в Москве. Более удачливые участники голландских туров могут сэкономить и больше. Отговаривать их от этого бизнеса, даже побывав в немецкой тюрьме, мы бы не стали. Пока в России автомобили будут дороже, чем за рубежом, поток туда наших туристов-автомобилистов не иссякнет. Придать ему цивилизованные формы — забота государства. А еще лучше — создать такие условия, когда доставкой автомобилей из той же, например, Голландии стали бы на вполне законных основаниях заниматься профессионалы. Впрочем, как и многим другим по ходу нашего движения в мировой рынок, которое пока выглядит как путешествие дилетантов. П. СТЕПАНОВ, В. ПЯТНИЦАЗА РУЛЕМ 7/94 19