46
47
КЛУИНФОРМАЦИЯ • ИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХ • СВОИМИ СИЛАМИАВТОЛЮБИТЕЛЕЙлаивался протектор. Всерьез за восстановление шин взялись в начале шестидесятых годов, когда были построены предприятия, оснащенные современным по тому времени оборудованием (например, Ярославский и Невинномысский шиноремонтные заводы), а в НИИШПе создан отдел восстановления шин. В 1989 году, последнем благополучном для нашей экономики, в СССР восстановили около 12 миллионов автопокрышек, а всего в мире — 80 миллионов. Экономический эффект можно проиллюстрировать таким примером: на изготовление одной новой шины легкового автомобиля идет 26,3 литра нефти, а на восстановление — только 9,4 литра! Восстановление шин — особый вид ремонта. Суть его в том, что на подготовленный каркас изношенной покрышки накладывают новую протекторную резину, а затем прочно соединяют их методом вулканизации. Обратим внимание на разницу между "наваркой" и "восстановлением". Первый термин хотя и отражает суть процесса, но слишком поверхностен, поэтому уважающее себя шиноремонтное предприятие "восстанавливает" шины, в то время как в кустарной мастерской-будочке вам по-простецки предложат "наварить" резину. Хорошо восстановленная шина по рабо-ВОССТАНОВЛЕННЫЕ ШИНЫЛюбой уважающий себя автолюбитель с удовольствием поддержит разговор о шинах, и, естественно, эта тема — одна из самых популярных в нашем "Клубе". Сегодня поговорим о восстановлении шин. Слово сотруднику НИИ шинной промышленности кандидату технических наук И. ВОЛЬСКОЙ. У современной автомобильной шины разные ее элементы в эксплуатации изнашиваются неодинаково. Так, каркас — основной силовой элемент покрышки (рис. 1), может надежно прослужить в два-три раза дольше, чем протектор. Обидно бывает выбрасывать работоспособную еще шину вследствие износа небольшой, пусть и очень важной ее части. На практике обида вылилась в попытку замены изношенного протектора новым. Впервые это попробовали сделать еще в двадцатые годы, а в следующем десятилетии даже поставили на промышленную основу. В СССР шиныначали восстанавливать в послевоенные годы, на американском оборудовании, полученном по ленд-лизу. В середине пятидесятых восстанавливали по 300 тысяч штук в год, но из-за низкого качества ремонта более половины шин выходили из строя уже через 8-10 тысяч километров — отсРис. 1. Камерная шина: 1 — бортовая лента; 2 - боковина; 3 - слой корда; 4 брекер; 5 — протектор; 6 — беговая дорожка; 7 — каркас; 8 — пятка; 9 — борт покрышки; 10 — насос; 11 — проволочное кольцо; 12 — крепительные ленты крыла.Примеры восстановленных спортивных шин: 1 - для шоссейных гонок; 2, 3, 4 - для кросса и ралли.|у^•46 ЗА РУЛЕМ 7/94Ш :,?, ИНА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?ЩНАШ ПРАКТИКУМ•ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬЩИНФОРМАЦИЯ•тоспособности и эксплуатационным свойствам практически не отличается от новой. Снаружи виден лишь наплыв резины от наложенного протектора. Для шин легковых автомобилей существует три вида восстановительного ремонта. Первый (рис. 2, а) — возобновление беговой дорожки — применяется в основном для шин с дорожным рисунком протектора, где изношена лишь часть его, а боковина, каркас и брекер некретной шины определяет специалист на шиноремонтном предприятии, а для приближенной оценки приведем общие сведения. Так, принимаются к восстановлению шины, имеющие не более пяти проколов диаметром до 5 мм, если они находятся на расстоянии не менее 100 мм друг от друга, для шин диагональной конструкции допускается сквозное повреждение по беговой дорожке длиной до 20 мм.имеют значительных дефектов. Понятно, что шины повышенной проходимости восстановить таким способом нельзя из-за развитых грунтозацепов, заходящих на боковину. Минус этого вида ремонта — стык новой и старой резины слишком близок к дороге и поэтому страдает от песка, влаги и пыли. Второй вид (рис. 2, б) широко распространен в нашей стране и применим для любых шин. Протектор восстанавливают полностью, от одного декоративного (тротуарного) пояса до другого, что, наряду с хорошим внешним видом, обеспечивает надежное соединение нового протектора с покрышкой при эксплуатации не только на асфальте, но и по бездорожью и глубоким колеям. Третий вид ремонта (рис. 2, в) - полное возобновление протектора с боковинами от борта до борта — применяют, когда изношен не только протектор, но и повреждены боковины — вследствие старения резины и неглубоких порезов. Способ, понятно, самый дорогой, зато у покрышки вид, как у новой. Восстановленные шины должны нести все старые надписи и обозначения (при третьем виде ремонта их выполняют заново). Кроме того, в плечевой зоне покрышки, то есть на верхней части боковины, наносят маркировку: товарный знак или название шиноремонтного предприятия, дату и класс восстановления, индекс категории скорости (если этот показатель отличается от указанного на боковине) и др. Восстановить удается не каждую шину, хотя все они считаются ремонтопригодными. Различия в условиях эксплуатации, качестве сырья и уровне производства делают свое дело — нередко из двух отечественных покрышек-близнецов одна пригодна к восстановлению, другая — нет. Окончательно ремонтопригодность конООПa JвРис. 2. Виды восстановительного ремонта: а — возобновление беговой дорожки протектора; б — возобновление протектора полного профиля (от плеча до плеча); в — возобновление протектора с боковинами (от борта до борта). В зависимости от состояния каркаса шины делят на два класса: к первому относят не имеющие повреждений каркаса или с мелкими его дефектами, ко второму — с серьезными дефектами, требующими ремонта с применением пластырей. Собственно, процесс восстановления в обоих случаях одинаков; класс ремонта оценивает историю "жизни" покрышки, состояние каркаса и возможность последующего применения шины на автомобиле — не зря этот критерий оговорен в Правилах дорожного движения. Некоторые покрышки, в том числе отечественные, можно восстанавливать неоднократно — например, диагональные 6,45-13 и 7,35-14. Вообще, о возможностях шинников здесь говорит тот факт, что авиационные шины восстанавливают даже 10-12 раз — правда, изнашиваются они не "по-автомобильному", но все-таки... К сожалению, отечественные радиальные шины не отличаются высокой ремонтопригодностью (вот, кстати, проблема для шинников). Хотя, повторим, все шины работают в разных условиях и решить, стоит ли восстанавливать ту или иную, под силу только специалисту. А вот аналогичные импортные шины успешно восстанавливают многие предприятия России, скупая за рубежом отходившие первый срок покрышки. Заметим, что после ремонта они служат не меньше новых (особенно отечественных), зато намного дешевле последних. Конечно, и не все зарубежные шины ремонтопригодны, но процент их отбраковки по сравнению с нашими очень низок. Хорошо зарекомендовали себя в этом отношении изделия ведущих фирм: "Мишлен", "Бриджстоун", "Гудьир" и др. Фирменный рисунок протектора при восстановлении заменяется нашим, но не спешите улыбаться — красивые протекторные "узоры" есть иу нас, к сожалению, пока не везде. И еще одно замечание, относящееся к бескамерным шинам. Они после такого ремонта часто становятся камерными. Процесс восстановления состоит из трех основных операций. Сначала с шины удаляют остатки изношенного протектора, а поверхность делают шероховатой, чтобы надежно удерживались новые материалы на каркасе (его ремонтируют на этом же этапе), и балансируют шины. Затем накладывают на подготовленный каркас протектор. И, наконец, покрышки вулканизируют, придавая шиноремонтным материалам необходимые свойства — прежде всего, эластичность и прочность — и связывая старые и новые элементы шины. Здесь же формируется выбранный рисунок протектора. Это целое производство, требующее сложного и дорогостоящего оборудования и квалифицированного персонала. А что в жизни? Крупные предприятия с высоким уровнем технологической дисциплины выпускают восстановленные шины, отвечающие всем требованиям действующей документации на новые, с гарантией безопасности. Но, помимо таких заводов, есть и кустари. Действуют они зачастую на плохоньком оборудовании, используют низкокачественное сырье, а уж о строгом соблюдении технологического процесса (требование обязательное, чтобы сделать шину безопасной при движении) нет и речи. Выход из этой ситуации — сертификация шин, как новых, так и восстановленных. Система для нее уже создана: при Госстандарте РФ аккредитован НИИ шинной промышленности в качестве органа сертификации. Здесь проводят испытания, выдают (или не выдают) сертификат соответствия ГОСТу России, рассматривают и — признают зарубежные сертификаты. Кстати, автомобильные шины входят в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, поэтому при покупке "резины", особенно незнакомой, требуйте, чтобы вам показали сертификат соответствия. Некоторые шиновосстановительные заводы (Электроуглинский ЗТУ, Ярославский ШРЗ, Барнаульский ШЗ и др.) уже получили право на выпуск покрышек, снабженных сертификатом, и, по-видимому, значок сертификации скоро появится на их боковинах. Но менять пресс-формы ради одного обозначения — удовольствие дорогое, и сертификат в буквальном смысле слова остается на бумаге. Не поленитесь, взгляните на него (или копию) при покупке восстановленных шин — ведь он своего рода гарантия вашей безопасности.ЗА РУЛЕМ 7/94 47