таль и приварили новую — от кузова, на который имелись документы. Риск купить автомобиль с "перебитыми" номерами, конечно, существует, тем более если работа выполнена профессионалом. Правда, есть и другая опасность — приобрести автомобиль с "чистыми" документами, где техпаспорт в порядке, номера кузова и двигателя "свои". Но машина числится в угоне и через некоторое время это обнаружится. Так что будьте бдительны! Если найдете автомобиль, не вызывающий у вас подозрений, приступайте к его оценке ис технической стороны. Проверьте зазоры в дверных проемах, по линиям капота и багажника — так легко определить, была ли машина в аварии; оцените степень коррозии порогов, арок колес, пола и багажника; изменения геометрии брызговиков (там, где крепятся передние амортизаторы); наличие дыма в отработавших газах, качество работы мотора, работу подвесок, тормозов и рулевого управления. Надо не полениться покачать руль и колеса: каждая найденная неисправность — повод снизить заявленную цену на автомобиль. Кстати, о ценах. В таблице они приведены (в Москве) для тех автомобилей, что состоят на учете в России или полностью прошли таможенное оформление. Иномарки, зарегистрированные в России, очень дороги, даже изрядно изношенные, говорить о них не стоит. Автомобили иностранного производства с прибалтийскими номерами дешевле неновых машин ВАЗа, но их оформление по названным причинам более чем проблематично. Уровень цен в долларовом исчислении по сравнению с прошлым годом поднялся, по моей оценке, в 1,5—1,7 раза. Такой вывод вряд ли может порадовать — автомобиль вновь удалился от трудящихся масс. В этот раз на рынке я ничего не купил, но попыток не оставил: попробовал приобрести машину в организации — там-то уж не подкинут сомнительную! По средствам мне была лишь "Таврия". Одна, вторая, третья фирма — 3,5—3,8 тысячи долларов. Фирменный автосервис "Запорожец" — 3,0 тысячи, но там автомобилей ждут только через две недели. Наконец, 3,2 тысячи долларов в фирме "Savva Car Lend'. Я вспомнил рекламу этой фирмы: они не подведут! Там надежно, думалось мне, все, как у капиталистов: заказная комплектация, подбор цвета, десятиминутное оформление ив перерыве — кофе. "Не может быть", — сказал мне внутренний голос — и не ошибся! Гарантию на автомобиль не дали. Выбирать пришлось из трех машин одного — голубого — цвета. Пустить двигатель, проверить работу его систем, заменить свечи, заправить бензином пришлось самому. С грехом пополам из трех автомобилей скомплектовали один (заменили масло, расширительный бачок, свечи). Наконец, я выложил эквивалент названной суммы в рублях, добавив 5% за конвертацию. А деньги не приняли: один миллион был в пятисотенных купюрах — "мелочь нам не нужна". — Может быть, мне купить машину в другой фирме? — спросил я. — Чем скорее, тем лучше!— получил лаконичный ответ. Что ж, наведаюсь снова на рынок — оттуда, по крайней мере, не прогонят. И вот — удача, нашел подходящий автомобиль: за 2400 долларов ВАЗ-21013, 84-го года, пробег 43 тысячи, неперекрашенный, небитый, с небольшими очагами коррозии на кузове. И в хорошей комплектации: сиденья от "шестерки", вакуумный усилитель тормозов, очистители фар, встроенный в блок цилиндров термический элемент для подогрева двигателя зимой. "Жигули" недавно прибыли из Финляндии и были, как принято сейчас говорить, стопроцентно растаможены, то есть допускалось отчуждение без уплаты таможенной пошлины. По моим подсчетам, она тянула на 2400 долларов и никак не сходилась с ценой автомобиля. Продавцы, помявшись, ответили, что операция таможенного оформления в их городе стоит 300 долларов, так что они в накладе не останутся. За двадцать минут и 120 тысяч рублей нам оформили автомобиль в комиссионном магазине, где выдали справку-счет, копию-лицензию на право оформления таких сделок. Замечу, что налог на приобретение транспортного средства (в Москве — 5% от стоимости покупки) выплачивается с суммы, указанной в справке. Реальную цену может снизить оценщик комиссионного магазина (за определенную сумму, конечно). А в ГАИ я отдал 100 долларов — за то, чтобы вне очереди поставили на учет. Эти деньги сберегли мне три дня и избавили от оформления карточек, беготни по кабинетам и площадкам, а главное, от многочасовых очередей. Общая сумма затрат на автомобиль составила около 2,5 тысячи долларов.К сожалению, выбор автомобиля, его покупка и регистрация в Москве оказались делом не простым и даже опасным. Поэтому на рынок возьмите с собой лоцмана — профессионального автомобилиста. С ним вы можете обойти подводные камни, верно найдете фарватер и не сядете ни на мель, ни в лужу. Как мне показалось, автомобильный рынок сегодня находится в состоянии неустойчивого равновесия. Продавцы и покупатели ждут перемен: первые не могут продать за высокую цену, потому что вторым она не по карману. Но мало-помалу автомобиль превращается в обычный, пусть еще очень дорогой, но весьма привлекательный товар. На нем можно хорошо заработать, как на телевизорах. Иные обещают вам вернуть через год всю затраченную на него сумму. Или, как с акциями некоторых компаний: сегодня вы купили одну из них за тысячу рублей, а завтра можете продать ее за полторы. И неважно, что на каждой акции фирма теоретически несет убыток, главное — привлечь побольше желающих, чтобы приток денежной массы увеличивался день ото дня. То же происходит сегодня ис автомобилями: отдельные предприятия предлагают внести лишь половину от цены машины, а через месяц получить сам автомобиль. Пока такая схема действует и будоражит умы; как долго — покажет время. В. СУББОТИНИномарки наступаютВ отличие от России, на Украине не произошло резкого увеличения таможенных тарифов на ввозимые из-за рубежа иномарки, и поэтому картина рынка подержанных автомобилей представляет здесь полную противоположность российской. В Киеве, который можно назвать зеркалом украинского автомобильного рынка, в прошлом году зарегистрировано 2516 новых иномарок. Это в 3,8 раза больше, чем в 1992-м. По данным службы маркетинга киевской фирмы "Формула", 56% владельцев этих машин приобрели их на Украине, 44% — в других странах. Чаще всего покупали у частного лица по знакомству или объявлению, либо в автосалоне. На авторынке куплено примерно 12%. Что касается подержанных машин, то здесь, безусловно, лидирует авторынок. В Киеве, на бульваре Перова, где он расположен, еще год назад автомобили российского и украинского производства были в большинстве. Нынче картина иная: не менее 75% выставляемых на продажу машин — иномарки. Владельцы "жигулей" предпочитают становиться в сторонке, чтобы их товар не казался слишком бедным в сравнении с зарубежным. Резко возросло и количество машин. Обширная площадка авторынка их уже не вмещает, поэтому торговля идет ив прилегающих переулках. Предложение явно выше, чем спрос. Об этом сви-детельствует и такая деталь: на многих табличках, прикрепленных к ветровым стеклам, указаны не только год выпуска и цена, как прежде, но также разные заманчивые атрибуты автомобиля — компьютер, электростеклоподъемники, автоматическая настройка зеркал и т. п. Покупатель стал более требовательным, и само по себе слово "иномарка" уже не звучит для него, как волшебная флейта. Приведем выборочно некоторые цены (заметим, что покупатель почти всегда может выторговать минимум сотню долларов). До 3000 долларов: "Ниссан-Микра", год выпуска 1984 — 2300;"Опель-Кадет-1,6", 83 — 2000; то же, 82 — 1700; БМВ-325, 82 — 1500; БМВ-318, 83 — 2700; "Мерседес-230", 79 — 2650; "ФордЭскорт", 81 — 2450; ВАЗ-21 061, 86 — 2700; то же, 85 — 2300; ВАЗ-2101, 73 — 750; "Волга" ГАЗ-21, 62 — 1500. От 3000 до 5000 долларов: "Субару-Доминго" ( м икроавтобус , правый руль), 86 — 3400; "Хонда-Аккорд", 86 — 4750; "Мазда-626", 88 — 3 300 ; БМВ-520, 83 — 3300; БМВ-323, 85 — 3800; БМВ-728, 86 — 4200; "Ауди-100", 84 — 3900; "Мерседес-300", 81 — 3300; ВАЗ-2108, 93 — 4300; ВАЗ-2105, 93 — 3800; ВАЗ-2107, 90 — 3300. От 5000 до 10 000 долларов: БМВ-324, 90 — 8000; "Фольксваген-Пассат", 89 — 7500; "Форд-Скорпио2,0", 88 — 7500; "Форд-Сьерра-2,0", 87 — 7500; "Пежо-405", 90 — 6400; "ФИАТКрома-турбодизель", 89 — 5800; "РеноКлио", 91 — 6000; ВАЗ-21099, 93 — 5800. Свыше 10 000 долларов: БМВ318, 93 — 16 000; "Фольксваген-Каравелле" (микроавтобус), 92 — 15 000; "Опель-Фронтера", 92 — 18 000; "Кадиллак-Де Виль", 86 — 12 500. Л. САПОЖНИКОВРЫНОКЗА РУЛЕМ 8/94 55