42
43
ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАразвивать скорость 190 км/ч, стоит примерно 18 тысяч долларов. Но как бы то ни было, "волво" уже приглянулись нашей милиции — за прошлый год только омское УВД приобрело 116 машин этой марки, да ив московской ГАИ на службе есть "девятьсот сороковые". Посетители "Милипола-94" могли полюбоваться автомобилем американских полицейских — большим и мощным "Шевроле-Каприс" с V-образной 260-сильной "восьмеркой", развивающим 228 км/ч. Стоит такой автомобиль 20—25 тысяч долларов, в зависимости от оснащенности спецоборудованием. Среди автомобилей патрульной службы были здесь модели и попроще, но вполне отвечающие своему назначению. К примеру, "Фольксваген-Пассат", как и "Волво", знакомый нашим автомобилистам: 90-сильный двигатель, скорость — до 178 км/ч. Фирма "Гебрюдер Хельбиг", продающая "фольксвагены" в России, демонстрировала также полицейские варианты на базе микроавтобуса и автофургона "Транспортер"— несколько десятков их уже продано. Как видим, автопарк ГАИ пополняется не только "жигулями". Но эффективная работа оперативного автомобиля без надежной и совершенной связи невозможна, каким бы хорошим он ни был сам по себе. Такую связь — систему "Патруль" — экспонировал на "Милиполе" НИИ автоматической аппаратуры имени академика Семенихина. ...На табло патрульного автомобиля вспыхивает надпись "Совершено убийст-Полицейский "Фольксваген-Пассат-CL" специально оборудован для несения службы в России. Наряду с другими приспособлениями в правой передней дверце сделан отсек для автомата Калашникова. во..." или "Угнан автомобиль...", далее следуют адрес места происшествия, его обстоятельства, а если сообщение об угоне — госномер, марка и модель машины. Милиционеры сразу же приступают к розыску. А на мониторах перед дежурными в центре и на местах — цветная карта того квадрата города, где совершено преступление и где можно проследить путь следования туда патрульной машины. К сожалению, автомобилей, оборудованных системой "Патруль", в Москве лишь несколько десятков, но это пока. Выставка "Милипол-94" — свидетельство того, что внимание к технической оснащенности автомобилей для ГАИ возрастает. Н. ЩЕРБАКОВ Фото В. КнязеваКогда говорят, что ГАИ работает отлично, а все инспектора — бескорыстные отважные герои, мы знаем — это неправда. Но не очень верится и заявлениям о том, что последнего порядочного человека из автоинспекции уволили "надцать" лет назад, и теперь там сплошь хамы, хапуги и пьяницы. Не может быть "все отлично" или "все плохо". Истина, наверно, находится где-то посредине, между двумя этими полюсами. Что же такое Госавтоинспекция? Чем она живет? Кто и как в ГАИ работает? Получить достоверный ответ от официальных лиц, мягко выражаясь, проблематично. Эта "контора" не любит говорить о своих внутренних делах, что свойственно почти всем военным и полувоенным организациям. Наслушавшись сдержанно-официальных ответов от людей с крупными звездами на погонах, наш корреспондент решил пойти другим путем — поговорить с рядовым инспектором. С тем, кто "стойко переносит все тяготы и невзгоды", регулирует движение, останавливает нарушителей, выписывает штрафные квитанции — короче, с обычным гаишником. Вот его монолог. О ЗАРАБОТКАХ И ПРИРАБОТКАХ Инспекторов, которые "не берут", наверное, нет в природе. А если такой и встречается, то ему надо ставить бронзовый бюст на родине, чтобы соседи и друзья детства, проходя мимо, кивали: "Вотидиот". Да, берут почти все, только подход к этому разный. Есть "мясники". У них одно дело — урвать, как квитанция штрафная выглядит, они забыли давно. Такой вышел на работу деньгу сшибать. Тормознет любого и давай права качать. Если водитель начнет возражать — отпустит, не станет связываться. Остановит другого, третьего — кто-то да откупится. Или затюканный какой попадается, или грешок за собой чует — даст на лапу инспектору... Остальные тоже свой навар имеют. Если водитель что-то нарушил — с него штраф причитается, известно. "Выручает" знакомая всем система — половину без квитанции. И инспектору хорошо, и водителю, да и наказание имело место. Если инспектор от "договорных отношений" отказывается и выписывает квитанцию, значит, за энное количество этих бумажек ему надо отчитаться перед начальством. Вот и выписываешь штрафы по полной программе, а водители платят деньги и матерят "неподкупного". А потом все встает на свои места. О ВОДИТЕЛЯХ Кого-кого, а "крутых" сейчас на дорогах пруд пруди. По крайней мере, многие себя таковыми считают. Человек солидный (не обязательно по машине, но чаще по поведению) никогда препираться не станет: будет очень корректен, заплатит молча штраф. Кто бы он ни был, банкир или бандит, ссору с инспектором ГАИ такой считает ниже своего достоинства.42ЗА РУЛЕМ 8/94 О ДОРОЖНОМ КРИМИНАЛЕ Чего сейчас на дорогах в достатке — автомобилей криминальных: угоны — процветающий бизнес. Причем краденого особенно и не скрывают — просто перебивают одну-две цифры на номерных агрегатах (обычно 9 на 0 или 3 на 9) или переваривают часть кузова с номером. Часто делается это очень грубо, заметить махинацию несложно, но это полдела. Отловил я, допустим, такую машину. Выяснил, что она, с кузовом № , находится в угоне, хотя одна из девяток перебита на ноль. Везу машину вместе с хозяином в отделение милиции. Сдаю, оформляю все бумаги, выхожу — а вслед за мной топает хозяин той самой криминальной "тачки". Садится в нее и уезжает. Я обратно в милицию, а там разъясняют, что я, мол, ошибся: у той угнанной в номере девятка, а здесь ноль. А то, что номер перебит, еще доказать надо, экспертиза нужна. В общем, недосуг им возиться с какой-то сомнительной машиной — своих дел по горло. Раз-другой так "проколешься", всякое желание пропадает. Что мне, больше всех надо? Вообще, задерживают либо мальчишек, решивших покататься, либо неопытные угонщики попадаются "по глупости". Угоняют чаще всего машины хорошие, новые. И ездят они быстро (километров 150—160 по силам даже свежей "девятке", не говоря уже о "фирменных тачках"). Ну, пустится инспектор в погоню — а шансов у него мало. Основной гаишный автомобиль — "пятерка", причем чаще всего неновая. Та же "пятерка" с "хорошим" (1500—1600 "кубиков") двигателем — уже супермашина, особенно на фоне "сорок первого" "Москвича". Последний называют не иначе, как "средство передвижения". Вот и попробуй на этом "средстве", тяжелом и неповоротливом, кого-нибудь догнать, разве что грузовик... О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ Кто любит поскандалить, это "мальчики в кепочках". Двадцать лет от роду, тачка "стильная", права купленные, в голове дурь. Считают себя владыками мира, плюют на сигналы светофоров, дорожные знаки, не останавливаются и "на жезл". Бьются они часто и крепко. Сам видел, как такой деятель положил машину на крышу в самой безобидной ситуации: разгонялся красиво, с пробуксовкой — но скользко было и... в бордюр угодил. А уж остановишь — крику будет! Сначала уговаривать станет, потом перейдет к угрозам. Сколько о себе услышишь.,. Когда начинают зарываться, приходится за кобуру хвататься: обычно действует! Правда, уезжая, непременно обещают истребить "ментовский" род до седьмого колена. Другая крайность — пенсионеры на развалюхах. Едет — смотреть страшно: машина вся гнилая, дым за ней коромыслом. Ее бы прямиком на автомобильное кладбище... Остановишь, а за рулем старикан. Ремонтировать машину-старушку ему не на что, а на участок ехать надо, там редиска-петрушка-картошка. Пенсионеры тоже разные — одни орут, что жизнь положили, а теперь нищие, и прут на тебя, как на танк. Будто я во всем виноват! Другие оправдываются, деньги какие-то совать пытаются. Их лучше вообще не трогать — пусть едут. Я отпускаю обычно. Хотя кошки скребут — развалюха эта может столько бед на дороге натворить. Ну старики — ладно, старики — дело особое. Обидно, когда приходится отпускать тех, кого отпускать явно нельзя. Наверное, заметили, что во всех хрониках храбрый милиционер ранит преступника из пистолета после того, как тот его хорошенько побил и этот самый пистолет чуть не отобрал. А все потому, что никто толком не знает, когда оружие применять можно, а когда нет. В этом деле сплошная неразбериха. Поэтому и дожидается милиционер первого выстрела по своей персоне, чтобы потом, может быть, ответить, если, конечно, жив будет. Мне, к счастью, стрелять на службе не приходилось и не хочу пробовать. Доказывай потом, что не верблюд. Тем более, народ сейчас пошел юридически грамотный: чуть что, сразу законами и статьями сыпать начинают. Из машины не выходят и стекло опустят ровно настолько, чтобы просунуть водительское удостоверение, а на вопросы инспектора — ноль внимания. Знают водители свои права. А вот инспектора, увы, не очень! Никто их толком не учил этому. Кто идет работать в ГАИ? Всякие люди. Раньше многие по комсомольским путевкам (были такие, помните?) с предприятий приходили. Учились, что называется, по ходу дела. Хотя новичка официально полгода чему-то обучают, но в голове от этого у меня, например, не осталось ничего. Только уроки самбо... Поэтому языкастый водитель часто оказывается на высоте в споре с гаишником. Заметили: машины с московскими номерами останавливают очень редко. Проверяем "гостей столицы", тормозим иномарки. А столичный водитель стал слишком ученым, свяжешься — пожалеешь. Так что имей в виду: если откровенно не нарушаешь — катайся спокойно, лишний раз не тронут. О ПРОФЕССИОНАЛАХ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ Красноносый нахальный дядька, обирающий невинного автомобилиста — символ сегодняшней ГАИ, именно такими нас представляют. Наверное, слишком часто даем повод так о себе думать. Дыма без огня не бывает: и хапают, и пьют. Про первое знает каждый школьник, а вот второе было откровением даже для меня. Пьют, да как — бутылку на двоих после смены заедают одной конфеткой... Некоторые потребляют систематически. Так что нос красным бывает не только от мороза. Понятно, что о каком-то там высоком профессиональном уровне говорить нечего — Правил движения часто толком не знают! Пообщается такой с грамотным водителем — и пойдет слух, что все гаишники — дураки. Хватает дураков, это правда, но не все ведь. Самое обидное, что не только представители "старшего поколения" стяжали себе такую славу. Молодежь не отстает. Едва форму получил — уже кого-то без очереди тащит на техосмотр, с кем-то пьет за углом. ЧТО ДЕЛАТЬ? Престиж профессии поднимать надо, так сейчас говорят. Правильно, только исправить все непросто. Выгнать всех хапуг, деньги платить приличные, технику фирменную, форму, снаряжение — все по высшему классу. Будет инспектор молодой, красивый, на БМВ раскатывать, на боку "пушка" солидного калибра. Ну и что? Это все внешняя сторона мишура. Хотя оснащение — вещь, конечно, немаловажная. Но престиж-то профессии не в этом! Инспектор должен быть хозяином дороги — а ему сейчас каждый указывать норовит. Один — богатый, другой — начальник: знаешь, сколько на дороге "неприкосновенных"? Тормознул такого — а у него связи, знакомства среди нашего начальства, а то и повыше. Пожалуется своему приятелю — и отдувайся, инспектор. Пока перед рядовым гаишником на дороге не станут равны все — порядка не будет. Министр пусть командует своей промышленностью, банкир — банком, бандит — бандой, друг начальника пусть дружит с ним на рыбалке, в бане или еще где. А на дороге командовать должен инспектор. И пока этого не будет — о престиже нечего и говорить! Как был гаишник презираемым, так и останется, хоть ты ему в руки золотой жезл дай. Такой вот получился рассказ.Только упорядочили лексику (эмоции рассказчика били порой через край) да выбросили некоторые эпизоды, порой очень интересные, но слишком прямо указывающие на место и время действия, а то и на конкретных людей. За "вынос сора из избы" никто, конечно, по головке не погладит. По этой причине "разговорившийся" инспектор пожелал остаться инкогнито. Понятно: кому хочется нарываться на неприятности. Его служба продолжается, а нас не оставляет надежда, что пока хоть один сотрудник автоинспекции способен болеть душой за свое дело, ГАИ нельзя считать организацией, прогнившей окончательно и бесповоротно. Записал Д. НАДЕЖДИНЗА РУЛЕМ 8/94 43