44
45
к/irsИНФОРМАЦИЯ 11 ИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХ 11 СВОИМИ СИЛАМИАВТОЛЮБИТЕЛЕЙвильной формы шины не осталось и следа — сплошные горбы. Такую покрышку не жалейте — выбрасывайте, жизнь дороже. Ведь в ней разрушен брекер и, возможно, каркас, значит, шина скоро разорвется. Особенно часто подобные дефекты вы можете обнаружить в шинах с металло-ТРАВМЫ ПОКРЫШЕК ИЗЛЕЧИМЫВ предыдущем номере журнала мы опубликовали статью о восстановительном ремонте шин. Развивая эту тему, ведущий научный сотрудник НИИ шинной промышленности И. ВОЛЬСКАЯ рассказывает о видах повреждений и местном ремонте покрышек. Для наших автомобилистов такой ремонт необходим и выгоден, поскольку на дорогах поранить шину можно в любой момент, а цена новой довольно высока. Рассмотрим наиболее типичные повреждения покрышек и заодно — причины, их вызвавшие. На рис. 1 показан порез по беговой дорожке. Такие шрамы можно найти, пожалуй, на любой походившей покрышке. Вот травма посерьезней (рис. 2) — сквозное повреждение в плечевой зоне и еще серьезней (рис. 3) —• похоже, из дороги торчал штырь. На рис. 4 видно, к чему может привести неисправность подвески или тормозов. Одна из вероятных причин повреждения — значительная эллипсность тормозного барабана, которая обусловила и неравномерное торможение колеса, и истирание протектора в отдельных местах. Шина, показанная на рис. 5, испытывала слишком тесное соседство с тротуаром, ею прижимались к бортику и, похоже, неоднократно. Если наезжать на бордюры, то можно порвать каркас, например, внутри (рис. 6) — кстати, это случается и от перегрузки. По той же причине возможно разрушение 44 ЗА РУЛЕМ 8/94борта (рис. 7). В последнем случае виноват бывает и обод колеса — поврежденный или не подходящий по размеру. Известно, что за давлением в шине надо следить. На рис. 8 — последствия езды при пониженном давлении. Повышенное — тоже плохо, и не только из-за неравномерного износа протектора. При быстрой езде давление в шине возрастает (в результате нагрева) и, наезжая на препятствие, она полнее воспринимает силу удара, в результате чего на деформируемом участке покрышки возникают большие напряжения. Они часто приводят к немедленному разрыву или расслоению каркаса. Для радиальных шин характерны повреждения в зоне боковин, которые наиболее подвержены усталости и разрушению. Жесткая беговая часть покрышки и жесткий борт переходят в гибкую боковину. Возможны появление трещин (см. рис. 8), расслоение по кромкам брекера, разрушение нитей корда. Пример — всем известная "грыжа". Забегая вперед, скажем, что эксплуатировать шину с такой выпуклостью нельзя — она может в любой момент разорваться, поэтому шину нужно отремонтировать сразу при обнаружении дефекта. Не подлежит ремонту деформированная покрышка с неровным протектором, расположенным как бы горбами на отдельных участках. Знакомая картина, не правда ли: высота рисунка протектора чуть не половина первоначальной, а от былой праРис. 1. Порез по беговой дорожке. Рис. 2. Сквозное повреждение беговой дорожки. Рис 3. Пробой беговой дорожки с разрушением металлокордного брекера и выходом проволочных нитей. Рис. 4. Неравномерный износ протектора с повреждением одного-двух слоев корда. кордным брекером, более жестким и, как следствие, "чувствительным" к ударам от неровностей дороги. Такие повреждения шин ухудшают поведение автомобиля — его устойчивость, управляемость и приводят к повышенным (порой — опасным!) вибрациям. Одновременно можно заметить и ухудшение топливной экономичности. Последнее повреждение (рис. 9) характерно для восстановленных шин из-за низкого качества ремонта. Перейдем теперь собственно к ремонту, но сначала — замечание,основанное на многолетнем опыте эксплуатации отремонтированных покрышек и камер. Последние хорошо поддаются ремонту "холодным" способом (например, с помощью аптечки АРШ), а вот для покрышек, особенно с повреждениями размером более 10 мм, следует применять "горячий" способ — "холодный" пригоден лишь как временный. Вообще, с ремонтом не стоит тянуть. Небольшие порезы (см. рис. 1) часто не замечают, а заметив, не придают им значения. Между тем грязь, влага делают свое дело — порез растет ив конце концов делает шину непригодной. Своевременный "горячий" ремонт, естественно, выполненный на высоком техническом уровне, позволит забыть о том, что покрышка была повреждена, хотя бы и серьезно. Конечно, не каждую шину можно отремонтировать. Скажем, если протектор уже изношен процентов на 6070, лучше заняться восстановительным, а не местным ремонтом. И, конечно, состояние шины накладывает свои ограничения. Ниже мы приводим таблицу, позволяющую оценить возможность ремонта шин с гарантией надежности их эксплуатации. Таблица составлена на основе отраслевых стандартов, поэтому, если шина не удовлетворяет указанным условиям, не стоит полагаться на чудо и пытаться ремонтировать ее. Долго она все равно не прослужит, а на ходу будет опасной. Кстати, когда шину отремонтируете в мастерской, на шиноремонтном заводе или в любой другой организации, обязательно требуйте документ, подтверждающий гарантию на ее безопасную и надежную эксплуатацию. Такая гарантия предусмотрена действующей нормативно-технической документацией. Шиноремонтных мастерских сейчас много. Оценить уровень предлагаемых услуг поможет перечень операций, обязательных при ремонте "горячим" способом. Поврежденное место вырезают, подшероховывают, на покрышку накладывают пластырь, заделывают повреждения невулканизованной резиновой смесью, освежен-Рис. 5. Повреждение боковины. Рис. 6. Разрыв внутренней части каркаса. Рис. 7. Повреждение металлического сердечника борта. Рис. 8. Вертикальные трещины на боковине. Рис 9. Отслоение восстановленного протектора. ной бензином, и вулканизуют обработанные участки. Иногда кустари бросаются в крайности. Так, в одной из московских мастерских практически необработанный сквозной порез зашивали обыкновенной иглой толстыми нитками! Таким механическим соединением нельзя добиться монолитности шины в зоне ремонта, как это получается при совулканизации ремонтного материала с шиной. Не следует забывать, что почти всякий местный ремонт шины (и особенно — наложение мощной усиливающей заплаты на порез борта или беговой дорожки) вызывает дисбаланс. Кроме того, этот участок, обладая более высокой жесткостью, вызывает иногда вибрацию колеса при его качении даже после тщательно выполненной балансировки. Это не должно стать для вас неприятной неожиданностью, поскольку к серьезным последствиям не приводит. Особо следует остановиться на ремонте бескамерных шин. Гвоздь или другой острый предмет в такой шине даст о себе знать не сразу: можно проехать не одну сотню километров — давление в шине не снизится. Но при этом в зоне прокола происходит дальнейшее, на первых порах незаметное расслоение каркаса или иное разрушение. Поэтому периодически осматривайте покрышки и проколы, ремонтируйте не откладывая. Высококачественный местный ремонт должен обеспечить пробег шины не менее 15—18 тысяч километров (при условии соответствия повреждений допустимым). Стоимость такого ремонта составляет не более 10% стоимости новой шины, так что дело это, безусловно, выгодное для владельца. К сожалению, на большинстве российских шиноремонтных заводов просто забыли, как делается местный ремонт, отдав его мелким мастерским в ущерб качеству. Институт шинной промышленности готов предложить свои услуги по обучению специалистов операциям местного ремонта шин на профессиональном уровне, оказать помощь в приобретении оборудования и оснастки, снабдить высококачественными ремонтными материалами.ДЕФЕКТЫ ПОКРЫШЕК, ПРИГОДНЫХ ДЛЯ МЕСТНОГО РЕМОНТА Дефект Проколы размером до 10 мм Внутренние или наружные повреждения одного слоя корда каркаса Сквозные или несквозные повреждения более одного слоя корда каркаса Диагональные шины Допускаются без ограничения количества Допускаются не более четырех повреждений размером до 100 мм Допускается одно повреждение размером до 50 мм Радиальные шины Допускаются без ограничений на расстоянии не менее 100 мм одного от другого Не допускаются для однослойных покрышек. Для остальных — одно повреждение размером до 50 мм вдоль нитей корда и до 30 мм — поперек без повреждения брекера Допускается одно повреждение по беговой дорожке размером до 30 мм или одно повреждение по боковине до 50 мм вдоль нитей корда и до 20 мм — поперек