48
49
ЭРУОЗ, "ТАНДЕМ", "ПАРАЛЛЕЛЬ" и другие электронные устройства для контактных систем зажиганияАбсолютное большинство отечественных автомобилей оснащено контактной системой зажигания. Улучшить ее, устранить присущие ей недостатки с помощью различных электронных устройств стремятся известные производители электрооборудования не только за рубежом, но иу нас. Не дремлют и изобретатели-одиночки. В магазинах можно встретить немало таких электронных блоков. Какой из них выбрать для своего автомобиля, стоит ли вообще это делать — рассказывают инженеры М. ЗДОРОВ и О. ИОСЕЛЕВ.Высокая надежность обычных (контактных) систем зажигания, простота обслуживания и ремонта, а также низкая стоимость деталей — те качества, благодаря которым такие системы практически без изменений применяются в течение многих лет как в отечественных, так ив иностранных автомобилях. Заметим еще, что энергия искры у этих систем не только достаточна для большинства современных двигателей, но и обладает еще хорошим запасом.Правда, есть у них и существенный недостаток — довольно интенсивный электроэрозионный износ контактов. Причина тому — малая скорость их размыкания, из-за чего там возникает электрический разряд — дуга. На нее бесполезно расходуется энергия, которая была запасена в катушке зажигания, уменьшается энергия искры в свече. В результате — перебои в искрообразовании, особенно заметные во время пуска и при работе двигателя на малых (холостых) оборотах. Случается это уже через 10-15 тыс. км. Чтобы поддерживать контакты в хорошем состоянии (80-100 тыс. км пробега) и исключить потери энергии, созданы специальные электронные устройства в дополнение к штатной системе. Эти приборы, называемые блоками электронного зажигания, принципиально отличаются друг от друга способом накопления энергии, необходимой для образования искры, и рядом дополнительных функций. Одни запасают энергию в катушке зажигания, другие — в конденсаторе. Существуют комбинированные блоки, где энергия накапливается ив катушке, и в конденсаторе. Представители первой группы — "Тандем-2" и -3, БУЗ-06 и -07, "Октан-01", ЭРУОЗ, ЭСЗ-2МОК, второй — "Электроника-К1", "Искра-К1", КЭУ-1 (рис.1). В блоках первой группы контакты прерывателя выполняют лишь роль датчика, определяющего время накопления энергии (как ив обычной системе) в первичной обмотке катушки зажигания, а "заслонкой", открывающей и закрывающей движение тока в катушке, служит транзистор. В этом случае через контакты проходит ничтожно малый ток, поэтому не возникает дуга и не происходит их электроэрозионное разрушение. Не вдаваясь в подробности, отметим, что энергия, запасаемая для искрообразования, в транзисторной системе может понижаться относительно штатной до 30% — это отрицательное качество. К примеру, пуск двигателя "жигулей" с катушкой зажигания Б117 (без добавочного резистора) бывает затруднен. На автомобилях, где катушки с добавочным резистором ("Москвич", "Волга"), этот недостаток транзисторной системы менее заметен, поскольку падение напряжения компенсируется вариатором (резистором) — его закорачиванием. Принцип работы блоков второй группы заключается в предварительном увеличении напряжения в системе зажигания до 300 Ви накоплении энергии в конденсаторе. Напряжение заряда конденсатора не меняется во всем диапазоне оборотов коленчатого вала, не зависит от напряжения бортовой сети и, следовательно,энергия искры стабильна. Работа мотора на всех режимах становится более устойчивой, чем со штатной системой. Еще одно положительное свойство — малая чувствительность к загрязнению электродов свечей. Контакты и здесь — лишь датчик момента образования искры. А током управляет обычно тиристор (отсюда и другое название конденсаторной системы — тиристорная). В момент размыкания контактов конденсатор подключается к катушке зажигания и разряжается. Недостаток тиристорной системы — чувствительность к помехам в цепях питания и управления. К примеру, дребезг контактов прерывателя может вызвать сбой в работе системы и, конечно, мотора, а энергия искры в два и более раз меньше, чем у обычной. Но ее достаточно для надежного поджига смеси. Эффективность таких систем заметна на автомобилях с катушкой зажигания без добавочного резистора ("Жигули"). Владельцам "москвичей" и "волг" советуем ориентироваться на транзисторные блоки, которые хоть и снижают запасаемую энергию, но не так существенно. Есть системы, работающие по иному принципу, например устройство "Параллель". Кроме известных преимуществ электронных блоков, оно не уменьшает запасаемую в катушке энергию в сравнении со штатной системой. Это дает эффект особенно при пуске мотора. Насколько полезны блоки с повышенной энергией искры, такие, как "Исеть"? В них увеличена длительность горения искры по сравнению со штатной системой. Из теории же известно — это не дает заметного эффекта, что подтверждается и на практике. К малоэффективным отнесем и многоискровые блоки, которые, по мнению изготовителей, обеспечивают абсолютно надежный пуск. Ведь если в цилиндре есть топливная смесь должного качества, то ее можно поджечь и одной искрой. Если же топливного заряда нет — никакая "многоискровость" не поможет. Комбинированные электронные блоки пока не получили широкого распространения из-за своей сложности. Приборы оказались дорогими, громоздкими и ненадежными. Отметим еще два положительных качества, присущих всем типам электронных блоков. Первое — снижение радиопомех: ведь между контактами прерывателя нет искры. И второе — возможность корректировать угол опережения зажигания из салона с помощью электронного октан-корректора (ЭОК). Почти все современные блоки электронного зажигания имеют встроенные корректоры, поскольку такую функцию в них легко реализовать. Для нашей страны — этилированных низкооктановых бензинов, не всегда соответствующих своей марке, это более чем актуально. Коррекция угла особенно важна, если автомобиль эксплуатируют как на газе, так и на бензине. Теперь, описав принципы работы электронных блоков, расскажем об их потребительских качествах ио том, на что обращать внимание при выборе блока для своего автомобиля. Существенны такие параметры, как мощность и энергия искры в свече, надежность электронного блока, наличие полезных дополнительных функций (к примеру, октан-корректор). Напомним, что чем больше мощность искры, определяемая по силе тока искры, тем менее система зажигания чувствительна к загрязнению электродов свечей; к тому же большая энергия улучшает пуск двигателя и его работу на малых и средних оборотах. После проведения в лаборатории сравнительных испытаний электронных блоков, результаты которыхЭлектронные блоки: 1 — ЭРУОЗ; 2 — "Тандем-2"; 3 — БУЗ-07; 4 — ЭСЗ-2М-ОК; 5 — "Параллель"; 6 — "Искра-К1"; 7 — "Исеть" (ПБЭЗ12В-01).48ЗА РУЛЕМ 9/94 ва, когда карбюратор готовит чрезмерно богатую смесь. Характеристики октан-корректоров популярных блоков приведены на графиках. Они позволяют регулировать угол и при 4000-5000 об/мин без скачков. Диапазон регулировки угла у них — не менее 15 градусов при работе мотора на 2000-3000 об/мин. Этого диапазона, как правило, бывает достаточно, чтобы избавиться от детонации, если случилось залить низкооктановое топливо. Если автомобиль работает на газе (или только на низкооктановом бензине), лучше выбрать блок с диапазоном регулировки в 20-25 градусов. При большей величине регулирования возникает чрезмерная чувствительность к повороту ручки регулятора, а это может затруднить точную настройку корректора. Кроме того, при очень больших углах запаздывания могут подгореть выпускные клапаны, седла и крышка распределителя. Небольшой спад характеристики в зоне от 0 до 1000-1200 об/мин улучшает устойчивость и равномерность работы двигателя на холостых оборотах. Несколько слов о внешнем виде блока. Автолюбители выбирают то или иное устройство, ориентируясь на внешний вид прибора, и это закономерно. Хороший дизайн в значительной мере определяется культурой производства, а следовательно, и доверия к такому изделию больше. К тому же просто приятно, когда дополнительное оборудование гармонирует с интерьером автомобиля, как "Параллель" и ЭСЗ-2М-ОК. Но это, понятно, не главное. представлены в таблице (сведения о ранее выпускавшихся блоках — "Электроника-К1", ЭКО, ЭОК-1, "Октан-01", БУЗ-06 и не отмеченных в таблице приведены в ЗР, 1990, № 6 — ред.), можно сказать, что, например, максимальный ток искрового разряда БУЗ-07 больше, чем у ЭРУОЗ, но это при плюсовой температуре и хорошем аккумуляторе. При отрицательной же температуре ток разряда БУЗ-07 будет меньше, чем в ЭРОУЗ. Поэтому мы советуем тем, кто установил БУЗ-07 (-06), пускать двигатель в морозы, отключив блок от штатной системы зажигания. Еще пример. Энергия искры у ЭСЗ-2М-ОК несколько выше, чем у ЭРУОЗ, однако максимальный ток искры у последнего больше — значит, у него лучше пусковые качестХарактеристики опережения зажигания: а — ь. БУЗ-07; б — "Параллель". 1 — "жигулевский" распределитель; 2 — электронный блок с повернутой на половину ручкой; 3 — блок с полностью повернутой ручкой регулятора. Важна надежность электронного устройства. В первую очередь она зависит от уровня технологии, схемных и конструктивных решений. Поэтому при подборе блока используйте простой принцип: чем меньше радиодеталей, тем надежнее. Избегайте таких устройств, где есть трансформатор или дроссель (в конденсаторных и комбинированных системах) — самые ненадежные элементы. Немаловажны условия, в которых эксплуатируется прибор. Ес-9о. оГ s30sSi| 20даа.>0 \^ -10Обороты коленчатого вала, тыс.об/мин бо1Ъ ^ ^345Обороты коленчатого вала, тыс.об/мин бПАРАМЕТРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ ДЛЯ КОНТАКТНЫХ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Па^етТ"Масса, кг Габарит, мм Диапазон рабочих температур, °С Диапазон рабочих напряжений, В Энергия искрового разряда, МДж* Длительность искрового разряда, мсек Средний потребляемый ток, А Номинальный ток через контакты, А Диапазон коррекции угла по оборотам коленчатого вала, об/мин Угол максимальной коррекции, град Место установки по инструкции Количество элементов схемы Изготовитель Номер фото 1200 ...4000 -МРДель____ ЭРУОЗ "Тандем-2" 0,29 116x81x57 нет данных 8... 15 17,7 БУЗ-07 ЭСЗ-2М-ОК 0,25 128x124x32 нет данных 7... 16 17,3 "Параллель" 0,16 140x69x22 -40... +80 6... 18 25,3 "Искра-К1" 0,55 126x150x66 -40... +70 6,5 ...15 "Исеть" (ПБЭЗ-12В-01)0,4108x80x44 -40... +85 8... 16 15,50,6195x120x40 -40... +70 7... 16 17,71,1172x117x65 -40... +80 8... 15 28,5... 24,8" 0,8... 1,4"1,01,751,0 2,0 0,3 нет нетмоторный отсек1,0 1,80,111,11,65 0,1250,31,2 1,6 4,00... 45009,6 0,3 0,60,131,2 0.30... 30001000 ...40001200... 40000... 300012салон23салон16моторный отсек25салон35моторный отсек нет данных г. Москва25моторный отсек49г. Подольск, МО14г. Москва63г. Калуга31г. Тирасполь26г. Москва85г. Шадринск1234567" Энергия штатной системы зажигания 23,0 МДж. " Блок "Исеть" формирует две искры разной полярности (энергия и длительность разряда приведены раздельно). ЗА РУЛЕМ 9/9449