15
16
17
тштIIIIIli "Скания-Я113" успела завоевать у российских перевозчиков репутацию очень выносливого автомобиля (фото вверху на стр. 15). Российскому покупателю предлагают "Волво-РН-12", увенчанный титулом "Грузовик 1994 года" (нижнее фото).ТРЕБУЮТСЯ АВТОПОЕЗДА Заметно оживившийся интерес известнейших европейских фирм — производителей грузовиков к российскому рынку очевиден. По данным Минтранса РФ, международные перевозки возросли в прошлом году на 38%, и тенденция эта сохраняется. Из чего следует, что российским перевозчикам понадобятся новые автопоезда, причем в значительных количествах. Меняется и сама структура предприятий — идет их интенсивное разукрупнение. По мере сокращения государственных АТП растет число мелких предприятий, имеющих до десяти машин. Их сейчас примерно половина. Крупных владельцев (свыше 100 грузовиков) осталось всего 8%. Иностранные производители грузовых автомобилей быстро смекнули, что российские перевозчики обязательно обратятся к ним, если будут осваивать международные трассы.. СТАРОЖИЛЫ И НОВИЧКИ По дорогам России давно уже бегают грузовые иномарки. На их кабинах чаще всего встречается "мерседесовская" трехлучевая звезда. Эта фирма — патриарх на российском рынке грузовиков. Регулярные поставки начались еще в двадцатые годы и возобновились в 1975 году. В 1993 году была отмечена поставка полуторатысячного "Мерседеса" для "Совтрансавто". Всего же в Россию, по информации представительства фирмы в Москве, за последние 20 лет продано свыше 2000 грузовиков (4000 — в рамках бывшего СССР). Этот показатель ни одна другая компания перекрыть пока не смогла. Наступает на пятки лидеру, пожалуй, лишь известная шведская фирма "Волво Трак корпорейшн". И хотя ее официальное представительство открыто в Москве всего два года назад, "Волво" присутствует на рынке СССР, а теперь России уже более 25 лет. Остальные фирмы, такие, как ИВЕКО, "Рено", ДАФ, "Ска16 З РУЛЕМ 9/94 А— 540; ДАФ (с 1991 г.) — 550; "Рено В.И." (с 1992 г.) — 450; "Скания" (с 1990 г.) — 250; МАН (с 1993 г.) — 200. Таким образом, общее количество проданных автомобилей, по данным представителей фирм, превышает 10 000. На самом деле оно больше, так как не учтены поставки десяти тысяч самосвалов "Магирус" в 1974 году и некоторые другие. СЕРВИС, ЛИЗИНГ И КОЕ-ЧТО ЕЩЕ Стремясь с наибольшей выгодой освоить российский рынок, продавцы стараются предложить клиенту максимум преимуществ,Тягачи МАН только "въезжают" на наш рынок, но путь к нему проложили двести самосвалов этой фирмы.Внедорожные самосвалы в Россию поставляет несколько фирм, в их числе ИВЕКО, предлагающая свою модель "Евротраккер".ДАФ-95.500 — новинка известной голландской фирмы, была представлена на недавно прошедшей в Москве выставке АСМАП-94. ния", МАН, "Сису", составляют группу новичков на российском рынке. Но все они уже сделали свои первые шаги и твердо стоят на ногах, особенно итальянская ИВЕКО и голландский ДАФ. Итальянцы продали в прошлом году свыше 400 грузовиков, а у голландцев только Черкизовский мясокомбинат в Москве приобрел 125 рефрижераторов и передвижных магазинов. Небезынтересны данные по общему количеству проданных фирмами грузовиков за все годы их деятельности на рынке, охватывающем территорию бывшего СССР (цифры округлены): "Мерседес-Бенц" (с 1975 г.) — 4000; "Волво-Трак" (с 1979 г.) — 2500 ИВЕКО (с 1990 г.) — 1600; "Сису' (в 1971 и 1981 гг. эпизодические поставки, регулярные — с 1990 г.)помогая в дополнение к грузовику по льготной цене приобрести полуприцеп. А "Волво Трак" еще поспособствует заказчику купить без накруток легковой автомобиль своей фирмы. Стабильная продажа на российском рынке грузовиков "Мерседес-Бенц", "Волво", ИВЕКО, ДАФ во многом объясняется наличием сервиса для проданных машин. "Мы предлагаем не грузовик, а комплексное решение транспортной проблемы заказчика", — заявляют представители фирм. По-европейски поставленный сервис во многом определяет, какую марку предпочтет сегодня российский покупатель. Успех в торговле во многом обусловлен ценовой политикой, которую проводит фирма. Цена грузовика в каждом конкретном случае зависит и от его комплектации (машины делаются на заказ), и от условий контракта (покупателю может быть предоставлена скидка). Поэтому назвать точную цену трудно, можно говорить только о некой "вилке". Судите сами: цена тягачей "Мерседес-Бенц-1838" и "Ска-РЫНОКвсе российские покупатели могут позволить себе такую роскошь: грузовик — удовольствие дорогое. Чтобы не терять клиента, продавцы "камионов" применяют лизинг, позволяющий растянуть платеж на несколько лет. После авансового взноса (обычно до 20% суммы сделки) покупатель получает грузовик. Обычно гарантами сделки выступают западные банки или крупнейшие российские. Но не всегда. "Волво", например, с нашими банками не работает, а "Рено" вообще не требует гарантий, однако тщательно изучает будущего партнера. Что касается сроков платежей, то и российским ИВЕКО, как правило, ограничивается тремя годами, "МерседесБенц" - тремя с половиной, ДАФ и "Рено" - четырьмя, а "Волво" дает лизинг даже на пять лет. Фирмы ищут и иные формы. ИВЕКО, например, заключила договор с УралАЗом на изготовление у нас самосвалов по лицензии. Теперь в развитие этого проекта образовано СП, где уставный капитал поделен в равной степени между Газпромом, УралАЗом и ИВЕКО. ЧТО НАС ЖДЕТ Развитие российского рынка грузовиков спрогнозировать трудно, но некоторые тенденции уже просматриваются. Одно из возможных направлений — кооперация отечественных заводов с зарубежными производителями. Пример подали АО "КамАЗ" и американская фирма "Камминз" в 1991 году, создав СП "Камдизель", где будут собирать мощные моторы по американской технологии. Другое СП — "Новотрак" — результат сотрудничества ЗИЛа и американских компаний "Паккар" и "Катерпиллер". Оно уже выпустило первые машины. Упомянутый альянс между ИВЕКО и УралАЗом тоже вскоре должен дать результаты. Второе направление — закупка тягачей за рубежом — более проблематично из-за непредсказуемой таможенной политики в нашем государстве. При новом повышении пошлин на тягачи для международных перевозок купить их смогут очень немногие.Американский дизель "Катерпиллер" в "утробе" нашего ЗИЛ-433512 — идея, поставленная на колеса в СП "Новотрак". К сожалению, "старотраков"у нас пока куда больше...Почти двадцать лет обживают наши дороги красавцы "мерседесы". нии-113" может колебаться от 85 до 110 тыс. долларов, а "Рено-Магнум-АЕ420" — от 96 до 102 тыс. долларов. Конечно же, все продавцы предпочитают побыстрее получить за товар причитающиеся суммы. Причем 15—20% (иногда 30%) оплачивается при заключении сделки, а оставшаяся часть — до момента поставки грузовика (срок изготовления — примерно 15 недель). Однако далеко не ПРОДАЖА ГРУЗОВИКОВ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ (СНГ) (ЦИФРЫ ОКРУГЛЕНЫ)*Фирма "Мерседес-Бенц" "Волво Трак" ИВЕКО "Рено В. И." ДАФ "Скания" МАН "Сису" Продано грузовых автомобилей 1992 1993 1994 (прогноз) 500 500 250 400 н.д. 300 400 400 450 200 80 220 200 90** 170 100 30 30 н.д. н.д. 200 120 90 70* Приведенные данные получены от представителей фирм и отражают объем продаж только новых автомобилей по контрактам, заключенным через представительства фирм и официальных дилеров. ** Включая малотоннажные грузоподъемностью 1,5 и 1,8 т.Ф. ИЛЮХИН, Н. ЩЕРБАКОВЗА РУЛЕМ 9/94 17