37
38
39
РАСОТА ПОЛЕЗНОГОПроектирование автомобилей можно смело отнести к наиболее романтичным областям деятельности дизайнеров, которые творят мир окружающих нас вещей. Конечный продукт деятельности дизайнера представляет собой сложную, синтетическую модель. Сам же метод его работы (последовательность этапов) устоялся, стал по сути, классическим. Умение рисовать, как и способность разбираться в технических вопросах, сформировало феномен профессии дизайнера, слагаемой из двух начал — художественного и технического, это же впоследствии существенно повлияло на разделение методик дизайна. Первые шаги дизайн сделал в конце Х1ХЪека. Интенсификация промышленного производства, общественной жизни, динамика социальных процессов послужили почвой для возникновения дизайна. Тогда же появился и новый вид индивидуального транспорта — легковой автомобиль. Однако до конца 20-х годов форма автомобилей рождалась как бы стихийно и зачастую зависела от интуиции и одаренности конструкторов и изобретателей. Положение стало меняться после того, как Америку потрясла экономическая депрессия. "Уродливое плохо продается" — лозунг, под которым на заводах образовались первые дизайн-студии. Вскоре Европа тоже обзавелась этим новшеством, но, в отличие от Америки, где главенствовала забота о внешности, здесь в основу зарождающегося автомобильного дизайна чаще закладывали функционализм и рациональность. Увлеченность Нового Света внешними проявлениями формы привела к тому, что потребителю стали предлагать в основном иллюзию изменения потребительских свойств вещи. Профессионалов этого дела именовали стилистами, а род их деятельности нарекли стайлингом. Заметим, что именно ему мы обязаны разнообразием внешнего вида самых обычных вещей. Иную идею проповедовали представители так называемого функционализма: "форма следует за функцией". Никаких украшений, декора или орнамента. Подчеркнем: как всякая односторонняя убежденность, функционализм сформировал необычайно целостный стиль всего искусства, архитектуры и дизайна того времени. К сожалению, термин "стайлинг" надолго стал синонимом "коммерческого" и "капиталистического" дизайна, а его методика была отвергнута отечественными теоретиками. Парадоксально, но это вовсе не означало, что наш дизайн не "грешил" стайлингом. Наоборот, известная практика копирования зарубежных образцов и использования "аналогов" ничего иного предложить не могла: вспомним "Форд" — ГАЗ, "Паккард" — ЗИС или ФИАТ — ВАЗ. Результатом стал устойчивый оттенок доморощенности и незавершенности облика наших серийных автомобилей, полное отсутствие в их форме стилевого единства, фирменного стиля. Однако вернемся к функционализму. Какие бы перипетии он ни испытывал, всегда оставался путеводной звездой автомобильного дизайна. И если посмотреть на историю развития формы автомобиля именно с этих позиций, нетрудно различить два основных стилевых течения, проиллюстрированные на нашей вкладке. Первое в искусствоведении чаще всего определяют термином "брутализм" — когда форму автомобиля организуют грубые, обнаженные конструкции и функциональные элементы упрощенного геометрического вида (см. рис. на стр. 39). Второе обычно называют "стримлайн", что можно трактовать как "обтекаемый стиль": форма подчиняется в основном движению, композиционным законам динамичных объектов (см. рис. на стр. 38). Например, появившийся в 1923 году автомобиль "Лянча-Лямбда" продемонстрировал, что форма кузова и его стиль вполне могут определяться такими сугубо техническими вещами, как конструкция и технология. Именно в это время к дизайну обращаются многие крупные архитекторы, например, Ле Корбюзье, в чьем представлении дом был "машиной для жилья". Подобные идеи разделяли его коллеги: в частности, немецкий архитектор Вальтер Гропиус в 30-е годы разработал в "брутальном" стиле геометричный кузов для "Адлера-Стандарт-8", который был достаточно популярным. "Обтекаемый стиль" утверждался примерно с 1927 года, когда художников и дизайнеров, оформлявших дорогие вещи, витрины магазинов и упаковку, стали приглашать для обновления и изменения внешности промышленных изделий. Стилисты, знакомые с техникой и производством весьма приблизительно, занимались в основном поверхностью кузова, изменяли рисунок линий и форму мелких деталей. Утверждать, что эти нововведения портили внешность автомобиля, нельзя. Более того, усилиями стилистов форма стала более динамичной и стремительной, что соответствовало возросшим скоростям; несмотря на сложность, композиция кузова приобретала зрительную цельность. Но вот аэродинамику художественные ухищрения не улучшали, более того, форма стала псевдообтекаемой и по своей сути фальшивой. Таким образом, жесткий геометричный стиль с одной стороны и псевдообтекаемый — с другой представляли две полярные радикальные точки зрения на внешность автомобиля. Люди более умеренныхШШОБОЗРЕНИЕ ЗРЗА РУЛЕМ 10/9437 <LA№lAХАМЫ>А>±?2.р<Аш£&STAtpa^Rp a^i/^o.<V056nr Cll . > . 4 ^ * 6 .