22
23
А теперь - несколько практических вопросов. Как отличить модернизированный двигатель от прежнего? Прежде всего, по цифрам "1700" на клапанной крышке, наружная поверхность которой теперь не скругленная, а "двускатная". Если придется покупать поршень для ремонта, то отличить его можно по внешнему виду и диаметру юбки (85 мм). Гильза нового мотора имеет посадочный поясок диаметром 92 мм (у старого - 89 мм), а диаметр тарелки впускного клапана - 39,5 мм. Головка цилиндров УЗАМ-3317 специальной маркировки не несет, и отличить ее можно по измененному диаметру камеры сгорания. Что касается блока цилиндров модернизированного мотора, то на нем есть специальная маркировка в виде выпуклых цифр. Первые четыре цифры - 3317. У коленчатого вала модели -3317 никаких отличительных признаков нет и определить его можно по шатунным шейкам, соответствующим увеличенному ходу поршня. И, наконец, новый впускной коллектор узнается по отсутствию перемычки внутри, против отверстия, ведущего ко второму цилиндру. Поршни, кольца, гильзы, головки цилиндров, коленчатые валы и блоки невзаимозаменяемы, поэтому "модернизировать" старый мотор установкой новых деталей в кустарных условиях невозможно. Насколько нам известно, двигатель УЗАМ-3317 по крутящему моменту оказался не соответствующим прочности коробки передач, применяемой на машине ИЖ21251 и ее модификациях. Поэтому для "Ижмаша" предпочтительнее модификации УЗАМ-3317 с несколько уменьшенными (до 1581 см3) рабочим объемом и наибольшим крутящим моментом (11,5 кгс-м). Это достигнуто при диаметре цилиндра 82 мм (как прежде) и ходе поршня 74,9 мм (увеличенном). В этом случае блоки цилиндров и гильзы остаются унифицированными с прежним мотором УЗАМ-331, но нужны поршни прежнего диаметра со смещенным вверх на 4,9 мм пальцем. Будут ли выпускать эту модификацию, сказать пока трудно. Но в Уфе решительно настроены полностью перейти на модернизированный двигатель "1700" в ближайшее время. "Москвичи" уже комплектуют такими моторами. Что ж, для наших автомобилистов появление УЗАМ-3317 - это событие: именно так мы рассматриваем модернизацию мотора, который выпускается уже двадцать шесть лет и, наверное, еще долго останется в производстве. Л. ШУГУРОВПОЛУТОРКАНА КОНЛето нынешнего года ознаменовано на Горьковском автозаводе торжеством по случаю пуска производства ГАЗ-3302, нового полуторатонного грузовика. Как принято у нас, событие было освящено присутствием премьер-министра, губернатора и святого отца, а освещено едва ли не всеми отечественными средствами массовой информации. Вряд ли появление новой модели, скажем, "Форда", приобретает столь ярко выраженную политическую окраску. У нас же обстоятельства несколько иные. Попробуйте вспомнить, когда в России состоялась последняя автомобильная премьера - не появление модификации, а рождение нового семейства, хотя бы ис простейшего, базового варианта? Традиционная неспешность отечественной автопромышленности усугубляется теперь общим экономическим спадом. На этом маповоодушевляющем фоне событие на ГАЗе так и хочется назвать символом, символом возрождения - и одного из крупнейших автомобильных заводов, и, надеемся, экономики России в целом. Единственным выходом из жесточайшего кризиса при резком переходе к рыночным взаимоотношениям было для ГАЗа освоение продукции, пользующейся спросом. Путь, по которому многие годы шли здесь, оказался тупиковым: потребовался совсем другой автомобиль. А новое - это, как известно, хорошо забытое старое. Нижегородцы как бы вернулись к тому, с чего начинали 62 года назад - полуторатонному грузовику. Давно уже проектирование и подготовка производства не велись в Нижнем так быстро. Технически это обеспечила система автоматизации проектных работ впервые обошлись без традиционного ватмана, все делали на компьютерах. А психологически воздействовал вид неподвижных конвейеров грузового производства. Весь путь от идеи до конвейера пройден за шесть лет - неплохо, если учесть, что полуторка в корне отличается от того, что десятилетиями делал завод. Во всем мире на малотоннажные (0,5-2 тонны) грузовики приходится львиная доля городских перевозок. Во Франции, напри-Вот она, первая серийная полуторка ГАЗа спустя 48 лет после той, знаменитой. мер, она достигает 86 процентов. Не станем объяснять, почему так и отчего наши "директивные органы" этого в упор не замечали. Рынок все расставил по местам. Уже сегодня заявок на машины больше, чем пока в состоянии производить ГАЗ. Основная масса подобных автомобилей в мире - цельнометаллические фургоны. Есть такой ив "газовской" гамме, но для старта выбрали простейшую модификацию - бортовой грузовик с тентом. Что он собой представляет? Жесткая рама опирается на два моста: впереди - кованая балка, задний мост - с неразъемным картером, конической гипоидной главной передачей. Редуктор унифицирован с ГАЗ-31029. Подвеска рессорная, передние и задние рессоры одинаковой длины. Что для нас совершенно ново в задней подвеске предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости. "Волжские" двигатели - знакомыйАВТОМОБИЛЬ DO-РОССИИСКИ 22ЗА РУЛЕМ 10/94 "402-й" и новый "406-й" имеют модификации под бензины А-76 и АИ-92 - всего четыре варианта мощностью от 90 до 110 л. с. Дизель, увы, пока остается мечтой. Сцепление - диафрагменное, с гидроприводом. Коробка передач - пятиступенчатая, полностью синхронизированная, максимально унифицирована с "волжской" и отличается измененными передаточными числами. Карданные валы от ГАЗ-31029. Для автомобиля разработаны новые шины - радиальные низкопрофильные, с посадочным диаметром 16 дюймов. На задней оси установлены сдвоенные колеса - все-таки грузовик! Рулевой механизм типа "винт - шариковая гайка" оказался настолько легок, что в отсутствие усилителя не стало поводом для упрека.АВТОМОБИЛЬ DO-РОССИИСКИоценку машины. Об этом - впереди. А здесь остановимся на двух очевидностях, вызвавших некоторое разочарование. Первая, в общем-то, мелкая. Новый автомобиль получил наименование "Газель". Но... со стремительными парнокопытными поэты часто сравнивают женщин, желая подчеркнуть изящество и легкость. Для трудяги грузовичка больше подошла бы параллель с мулом или ишаком, если уж ориентироваться на животный мир. Но авторов привлекла совсем другая возможность - увидеть в названии машины название фирмы - ГАЗ. Дизайнеры развили эту идею до абсурда, начертав одно слово на борту машины двумя разными шрифтами: "ГАЗель". Местные острословы гадают, получился ли новый автомобиль от "скрещивания" ГАЗа с деревом хвойной породы или... самим российским Президентом! Вторая загвоздка посерьезней. На полуторку назначена цена в 9,5 млн. рублей. Причем продавать машину будут только уполномоченные дилеры системы "ГАЗавтотехобслуживание", с весьма жестким контролем за "накрутками". Цена вполне приемлемая, чем усиливается интерес к новинке. Как объяснял на пресс-конференции президент АО "ГАЗ" Николай Пугин, /• этого удалось достичь /м благодаря "соглашеЖШт нию со всеми партнерами, участвующими в производстве автомобиля, не поднимать цены слишком быстро". На первый взгляд, логично. Но в действительности при такой идеологии придется идти по цепочке, что называется, "до руды" и включать в это "соглашение" и металлургов, и энергетиков, и еще Бог знает кого. Иначе, отдавая двигатели ГАЗу по низкой цене, но платя за энергию как все, Заволжский моторный завод начнет работать в убыток. Что же это за "рыночный регулятор" получается? На рынкето цена определяется платежеспособным спросом. Другое дело, что с полуторкой ГАЗ подпадает под антимонопольное законодательство. Но это уже особая история... Производство новой машины наращивают, и к концу нынешнего года оно должно достичь темпов, соответствующих выпуску 50 тысяч в год. Тогда удастся реанимировать остановленные конвейеры в грузовом производстве. А это - сохранение рабочих мест, возврат к полновесной рабочей неделе. Не зря новорожденная стала здесь всеобщей любимицей: слишком много с ней связано надежд. Нижний НовгородА. СОЛОПОВ Москва Фото автора55"**--ЛгЕ-ЕгаБ-гя-п-в Ш я-я-еEsrcГлавный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель применены от ГАЗ-31029. Передние тормоза впервые на отечественном серийном грузовике - дисковые, с плавающей скобой (конструкция и технология закуплены у "Лукаса"). Диаметр задних тормозных барабанов - как у "Волги", но колодки шире на 10 мм. Стояночный тормоз приводит тросом колодки задних колес. Все это позволяет грузовику уверенно двигаться в потоке легковых автомобилей. Полная масса автомобиля с грузом составляет 3500 кг. Это значит, что для управления им достаточно "прав" категории "В". Комфорт в трехместной кабине тоже вполне легковой. Новинкой для нас станет рулевая колонка, регулируемая по углу наклона и высоте рулевого колеса. Конечно, несколько кругов по дороге полигона, что самому удалось проехать на полуторке, не позволяют дать подробнуюВ новом семействе полуторки - фургон ГАЗ-33022 и машина "ско-Под капотом - один из четырех возможных вариантов "волговского" мотора.ЗА РУЛЕМ 10/94 23