28
29
УЗКАЯПо иронии судьбы, орудиями которой были союзный Госплан и Минавтопром, Украина производит легковые автомобили лишь малого класса, зато грузовики - только тяжелые. В 1993 году Кременчугский автозавод выпустил 22 тысячи КрАЗов: самосвалов, бортовых автомобилей и шасси, лесовозов и тягачей. В 1994-м, судя по всему, сделает значительно меньше.ТЕХНИКАШШттIf^fek ^^к ВСоюзе для могучих КрАЗов было широчайшее поле деятельности: огромная арI мия, огромный лесоповал, ^Ш^^Ш БАМ и другие 'великие стройки". Грузовой герой нашего времени совсем иной: малотоннажный, экономичный, с комфортабельной кабиной. Завод спешит заполнить зияющие в типаже ниши. Для этого выбран неоригинальный, но испытанный во многих странах путь: создание СП с одной из автомобильных фирм Запада. А далее, как водится, поставка из-за рубежа комплектов для сборки машин и постепенное освоение производства почти всех комплектующих у себя на месте. В беседе со мной главный конструктор КрАЗа Дмитрий Ястребов подчеркнул, что зарубежная фирма-партнер еще не определена окончательно. Но уже тогда, в июле было ясно, что самый реальный вариант — ИВЕКО. И что речь идет о полуторке "Дейли" и о семействе "Зэта" грузоподъемностью 4-5 тонн, причем в варианте "Турбо". - Если ни одна передовая фирма не согласится нам помочь, - сказал Ястребов, - мы все равно сделаем аналогичные автомобили. Уже разрабатываем конструкторскую документацию. Но на этом пути потратим больше времени и не получим той технологии, того качества, которые позволят нам пойти в ногу с мировым автомобилестроением. Уходя от однобокости типажа, завод впервые за свою 35-летнюю историю начал выпускать двухосную машину. Это седель28 ЗА РУЛЕМ 10/94ный тягач КрАЗ-5444 — базовая модель нового семейства (в которое также войдут бортовой автомобиль с прицепом, самосвал грузоподъемностью 8,5 тонны и полноприводный грузовик, предназначенный в основном для армии). Новый тягач на тонну с лишним легче трехосного -6444. Максимальная скорость у него выше на 20 км/ч, а контрольный расход топлива на 100 км пути меньше на 5 литров. Он самый маневренный из КрАЗов: радиус поворота 10 метров, а не 12-13, как у других. Разумеется, за все эти преимущества пришлось заплатить снижением допустимой полной массы полуприцепа. Если для КрАЗ-6444 она составляет 32 тонны, то -5444 может везти лишь 26,8 тонны. Но для большинства грузов этого вполне достаточно. Что подтверждается хорошим спросом на новый тягач.Тягач-лесовоз КрАЗ-643701 (6x6). Полная масса автопоезда - 30 т; масса снаряженного тягача - 12,3 т. Двигатель - ЯМЗ-238ФМС; мощность - 320 л. с. /235 кВт. Скорость - 72 км/ч. Карьерный самосвал КрАЗ-6510 (6x4). Полная масса - 24,88 т; масса снаряженного автомобиля - 11,3 т. Двигатель - ЯМЗ-238М2; мощность - 240 л. с. /176 кВт. Скорость - 80 км/ч. А вообще-то по объему продаж лидируют самосвалы. Примерно половина выпускаемых нынче КрАЗов - это модель -6510 с колесной формулой 6x4 грузоподъемностью 13,5 тонны. (Кстати, она базовая в семействе, к которому относится вышеупомянутый седельный тягач -6444). Ее предшественником был ветеран БАМа, Тюмени и Якутии КрАЗ-256, продержавшийся на конвейере шестнадцать лет, до ММА-ЭТО ДРАМА»конца 1993 года. В отличие от него КрАЗ6510 имеет цельнометаллическую кабину и "мазовское" рулевое управление с более совершенным гидроусилителем. После самосвалов лучше всего продаются сегодня шасси -65101. Покупатели оснащают их крановыми установками, бетоносмесителями, цистернами для перевозки нефтепродуктов и т. п. А вот на тягачи-лесовозы спрос резко упал. На заводе это объясняют обнищанием леспромхозов России. Российский рынок был и остается для КрАЗа основным. В прошлом году туда официально, по документам, ушло более 40% выОдно из главных — сравнительно низкая цена. К примеру, самосвалы -6510 и шасси -65101 завод продавал в июне за 24-25 миллионов рублей. Сегодня у покупателя есть возможность за определенную доплату получить усовершенствованный автомобиль — "СуперКрАЗ", как полушутя говорят заводчане. Можно установить проходной средний мост, если для данной модели он не предусмотрен как штатный, а это — улучшение скоростных параметров, экономия топлива, уменьшение шума во время езды. Можно дооборудовать кабину спальным местом, установить Автопоезд с седельным тягачом КрАЗ-6443 (6x4). Полная масса автопоезда - 58,73 т; масса снаряженного тягача - 10,73 т. Двигатель ЯМЗ-238Д; мощность 330 л. с. /243 кВт. Скорость - 77 км/ч. в ней автомобильный отопитель, увеличить емкость топливных баков, а следовательно, запас хода. Наконец, если пожелаете, воздушный фильтр вынесут из-под капота за кабину, и в ней сразу станет тише. Эта практика говорит о том, что завод, понимая недостатки своих моделей, перенести все улучшения в серийное производство пока не может. Минимальная цена — его козырь, который нельзя потерять. КрАЗ расширяет гамму своей продукции не только в сторону уменьшения тоннажа. Идут испытания самосвала -65032 грузоподъемностью 16 тонн, за ним на очереди -65034, способный перевозить 18-20 тонн груза. Делать их предполагают исключительно по заказам. Подумывают на КрАЗе ио четырехосниках. Но это не близкая перспектива. По словам главного конструктора, семейство с колесной формулой 8x8 или 8x4 потребует отказа от традиционной капотной компоновки. Двигатели устанавливают ярославские — дизели или турбодизели мощностью от 240 до 300 л. с. Поборники "автомобильной независимости" настаивают на создании украинского мотора. Харьковское ПО "Серп и молот" адаптирует для КрАЗа 250-сильный СМД-31.15, послуживший в основном на комбайнах "Дон". Хочется верить: победят здравый смысл и взаимная поддержка, а не стремление к "национальной чистоте" автомобиля — кстати, абсолютно нереальное в нашем пронизанном взаимосвязями мире. Кременчуг Л. САПОЖНИКОВ, соб. корр. "За рулем"Седельный тягач КрАЗ-5444 (4x2). Полная масса автопоезда - 34,9 т; масса снаряженного тягача - 8,1 т. Двигатель - ЯМЗ-238Д; мощность - 330 л. с. /243 кВт. Скорость - 100 км/ч. пущенных заводом машин. И еще минимум 20% — неофициально, через украинских посредников. Так считают в заводской службе маркетинга. Другие сравнительно крупные покупатели — Туркменистан, Азербайджан и Белоруссия, а в дальнем зарубежье Китай — все вместе по импорту кременчугских грузовиков уступают России раз в десять. Потребителям хорошо известны недостатки КрАЗов. Но и достоинства тоже. З РУЛЕМ 10/94 А 29