14
15
Кремлевский гараж особого назначения - ГОН еще подает двум высшим руководителям российские лимузины, но все идет к тому, что и Президенту, и премьер-министру придется пересесть в "мерседесы". Кстати, в ГОНе их уже более двух десятков...КРАСНЫЙ СВЕТСегодня Россия, по сути, J шается представительского ав мобиля. Семейство ЗИЛ-4104 пятнадцать лет во многом уста| ло, да и эти машины завод им€ Лихачева (а точнее, завод в за! де - цех № 6) уже почти не вып кает. Там, наверху, кто-то скаж "Оно ик лучшему. На деньги, ко рые завод просит нынче за 31/ можно купить два "Mepce^ са-500". Но даже в "рыночных" ловиях не все измеряется день ми. Ведь легковой ЗИЛ - это на история, престиж великой страны и, что особенно важно, безопасность ее руководителей. Многие годы это казалось бесспорным. А сегодня? _ ^ ^ ^ ^ ^ _ ^ ^ ^ ^ _ _тересной работы. Испытывать нечего: 6-й цех почти остановился. Доброжелатели - в том числе и ваш журнал - советовали заводу значительно расширить выпуск "черных лимузинов" для продажи в частные руки и за счет этого преодолеть финансовый кризис. Звучит заманчиво. Но яс трудом представляю, как подобный автомобиль может эксплуатировать индивидуальный владелец: пришлось бы не только рас-ЧЕРНОМУ ЛИМУЗИНУширять производство, но и создавать сервисную сеть. К тому же машины из поколения ЗИЛ-4104 абсолютно нетехнологичны, не рассчитаны на тиражирование ведь их выпускали максимум несколько десятков в год. Зато качество было отменное. Автомобиль, сошедший со сборочного стенда, обкатывали 500-1500 км,fflflfnlW"Впрочем, не будем торопиться с выводами. Пусть сначала выскажутся те, чья работа тесно связана с российскими лимузинами. Эксперт-испытатель автозавода имени И. А. Лихачева После откровенной беседы мы спросили его: "Указывать ли фамилию? Руководителям завода рассказ вряд ли понравится". "Как хотите, - махнул рукой наш собеседник. - Все равно вычислят слишком мало нас осталось". - На завод, в одно из легковых подразделений, я попал почти двадцать лет назад. Тогда это была великая честь и удача. Испытывал ЗИЛ-114, -117, -4104, все его модификации и зарубежные аналоги. Сначала как водитель, потом - как инженер и эксперт. Испытания проходили на Дмитровском полигоне и на дорогах общего пользования. Ездили аж до Средней Азии. Естественно, 14 З РУЛЕМ 11/94 А-Ий-ШШ£/:/тШ\\ X \WX\Nственные автомобили (а некоторые не попали до сих пор). Здесь впервые появились автоматическая коробка, дисковые тормоза с плавающими скобами, гидроусилитель руля (для легковой машины), рулевая колонка с регулируемым наклоном, электростеклоподъемники, электропривод зеркал, кондиционер. А в двигателе например, автоматическая регулировка зазора между клапаном и кулачком. Разработка таких прогрессивных узлов давала возможность творческого роста конструкторам и технологам. Давала... Когда-то в бюро испытаний легковых автомобилей работало около 50 человек, сейчас осталось 7-8. Ушли потому, что зарплата средняя около 150 тысяч, но еще и потому, что нет ин-с большим превышением скорости - полуофициально это нам разрешалось. Поначалу были проблемы с шинами: машина-то тяжелая и на скорости около 190 они "взрывались". Едешь - и весь слух туда, на колеса... Потом в Союзе создали прекрасные шины - очень прочные и самовулканизирующиеся. Помню, испытывая их, я наехал на металлические шипы и сразу после этого замерил давление: оно упало на десятую атмосферы! Проверил через 500 километров - осталось таким же. Автомобилю, у которого полная масса без брони 3600-3800 кг, а максимальная скорость - 200, необходимы супертормоза. Одно время применяли английские. Привыявляя и устраняя мелкие неисправности. А потом красили и полировали кузов заново, чтобы не было даже микроцарапин. Примерно так же выпускают в свет "РоллсРойс". Кстати, из европейских автомобилей я сравнил бы наш ЗИЛ только с ним, да еще с шестидверным "Мерседесом-600-Пульман". Все остальные, на мой взгляд, классом ниже. Довелось мне испытывать и ЗИЛ-4102. В начале 1988-го 6-й цех изготовил два образца - черный и бежевый. Форма по сравнению с предшественником более современная - клиновидная, с высоким багажником. Кузов "седан". Салон без откидных сидений, сзади два места, но если убрать подлокотник, могли сесть трое. Прозрачная перегородка позади водителя отсутствовала (предполагалось, что лимузин будет следующей модификацией). Двигатель - прежний, но капсулированный - заключенный в оболочку для уменьшения шума. Независимые передняя и задняя подвески. Панели пола, крыша, капот и крышка багажника - из углепластика. О броне разговора не вели - перестройка! Я поработал с этой машиной на полигоне: приятное и очень надежное управление, хорошая устойчивость. Но... Однажды нам официально объявили: финансирование прекращено, работы сворачиваются. Сегодня эта модель уже устарела. Потеряно больше шести лет, нужна новая. Но кто будет ее делать? Короче, мой прогноз неутешительный. Рад буду, если ошибусь. Ведь президент такой страны, я считаю, не вправе пересаживаться на иномарку. Водители гаража особого назначения С ними беседовали в Кремле, где в одном из старинных уголков базируется ГОН, созданный 1 января 1921 года. На столе дежурного, под стеклом - простенький, написанный шариковой ручкой, список с дюжиной фамилий. Открывает его Ельцин, замыкает Шохин. ГОН обслуживает руководителей страны (в том числе экс-президента СССР) и высоких зарубежных гостей. Входит в структуру Главного управления охраны Российской Федерации. - Есть у нас термин "основной автомобиль" - тот, который возит "охраняемого". Чтобы удостоиться чести водить его, надо было через такое сито пройти! С год приходилось ждать, пока КГБ проверял тебя и твою родню. Наверное, лишь одному из тысячи претендентов доверяли, в конце концов, основной автомобиль. Теперь к нам молодежь так не рвется. Нет того морального стимула, а что касается материального... Банкиры, коммерсанты стараются перекупить нашего брата, предлагают тысячу и больше долларов в месяц. Ведь это не только отличный водитель, но и телохранитель, и просто тактичный, воспитанный человек. Некоторые соблазнились, ушли... Основные автомобили - это не только ЗИЛы и "мерседесы". Есть "волги" ГАЗ-3102. Они то и дело в ремонте, хотя завод присылает лучшие экземпляры. "Мерседесы" хлопот пока не доставляют. Но хотелось бы пожестче подвеску. И амортизаторыслабоваты для наших дорог. Кроме того, на наш взгляд, "мерсы" чересчур насыщены электроникой. Мы патриоты своего ЗИЛа. Верим в него. Сколько раз он нас выручал! Был, например, случай: автомобиль Дмитрия Федоровича Устинова врезался в лося - и все остались целы (кроме лося, конечно). Эту машину невозможно перевернуть. Когда-то на занятиях по повышению водительского мастерства нам сказали: кто сумеет опрокинуть ЗИЛ хотя бы набок, получит в подарок "Волгу". Уж мы его в занос и так, и эдак - ничего! У кого-то от диких перегрузок соскочила шина, но автомобиль остался на "своих четырех". Естественно, при отменном качестве автомобиль имел очень большой ресурс. У заводских испытателей он выхаживал по 600 тысяч и больше, при постоянных перегрузках! Конечно, дизайн слишком старомодный. Кондиционер без автоматики, тоже позавчерашний день. Нужна АБС, не помешают подушки безопасности. Нуждается в модернизации двигатель: четырехкамерный карбюратор пора заменить системой впрыска. Ну, и так далее... ЗИЛ надо обновить, но он должен остаться - это наше общее убеждение. Важная ремарка Самый веский аргумент, который нам привели в пользу российского лимузина, - безопасность руководства страны. Среди отвечающих за нее структур важную роль играет транспортный отдел Главного управления охраны РФ (ГОН - в его ведении). Вот что говорит заместитель начальника этого отдела М. Попков: - Наша позиция - отказываться от ЗИЛа нельзя. Это наш автомобиль, мы ему доверяем. Очень надежный. Даже если модернизировать его по отдельным системам, агрегатам, узлам - он нас устроит. Правительство России выделило средства, чтобы продолжить на ЗИЛе работы над легковыми автомобилями. Заметим, что поступили они не заводу, а заказчику - Главному управлению охраны. Автогигант в долгах, на погашение которых уходят все деньги, появляющиеся на его банковском счете. - Деньги ЗИЛу дадим, - сказал Попков, - когда увидим, что дела реально пошли вверх. Нодля этого - и по нашему мнению, и по мнению многих зиловцев легковое производство должно выделиться в отдельный завод. Пусть в составе концерна "ЗИЛ", но самостоятельный. Думается, идея правильная: пора расселить грузовики, лимузины и холодильники по отдельным квартирам. Но удастся ли? И сколько времени уйдет на это? Ох, увязнет лимузин на бюрократическом бездорожье, на которое он не рассчитан... Президент - в иномарке? Горечь наших собеседников с ЗИЛа понять нетрудно: многие годы они не просто создавали, водили, обслуживали автомобиль они были сопричастны одному из символов великого государства. И низвержение (или, скорее, забвение) этого символа только усиливает ностальгические чувства. Есть тут и ревность профессионалов к конкурентам: ведь не только облик "лимузина № 1", но и заложенные в него технические решения олицетворяли уровень и возможности отечественного (теперь - российского) автомобилестроения. Заметим: стран, которым по плечу представлять национальную промышленность автомобилем главы государства - единицы. Причем, в отличие от ЗИЛов, сделанных пусть очень тщательно, но... "на коленке", подобные машины в других странах - специальные, заказные, но все-таки варианты серийных "Мерседес-Бенца", "Волво", "Рено". Они словно вершина пирамиды, образованной другими моделями - передовыми, высокотехнологичными и при этом массовыми. Именно работа над ними, а не над единичными, полумузейными экземплярами обогащает новыми знаниями, требует непрерывно совершенствовать процессы проектирования, доводки, изготовления автомобиля. Современные автомобили высшего (или большого) класса - квинтэссенция этого опыта. А что же в основании российской пирамиды? Конструкции еще более архаичные, чем легковой ЗИЛ. "Отмежеваться" от них, создать современный автомобиль в небольшом, обособленном коллективе - если и почетная, то едва ли выполнимая задача. Все равно, что строить пирамиду с вершины. Что греха таить - сегодняшний завод имени Лихачева не показался нам той самой фирмой,откуда вскоре появится автомобильный шедевр. Последний опытный образец ЗИЛ^4102, упомянутый в разговоре, своим обликом произвел удручающее впечатление. И не станет ли результатом новых усилий малопривлекательный внешне автомобиль, начиненный (как бы ни пытались нас убедить в обратном) импортными узлами и комплектующими, насколько позволят отпущенные заводу средства. Может, и правда целесообразнее модернизировать узлы и системы существующей модели? На это тоже потребуются немалые затраты и несколько лет работы. Но облик такого лимузина по-прежнему будет ассоциироваться не с реформаторской Россией, а с Союзом эпохи застоя... Станет ли продвигаться дальше процесс "мерседесизации" Кремля, зависит от власть предержащих. Думается, отказ, пусть постепенный, от российского лимузина предоставляет им выбор. А поскольку он, так сказать, политически окрашен, варианты могут быть разные: все-таки повсеместно принятый для подобных целей "Мерседес" (что вызовет как благоприятную, так и отрицательную реакцию); "монархический" "Роллс-Ройс" (чем не символ традиций, стабильности, великосветскости?); "политически нейтральный" "Волво" (в меру солидный, неброский и весьма популярный в деловых кругах). Ну, и так далее... Кстати, соображения о выдающейся безопасности "зиловского" лимузина вызывают сомнения, поскольку для этого в нем нет многих систем, ставших обязательным оснащением даже менее классных моделей. А массивность и исполинские размеры - еще не синоним безопасной конструкции. Полагаем, что и специальным требованиям, предъявляемым к охране высокопоставленных лиц, зарубежные машины отвечают (или, если потребуется, будут отвечать) нисколько не хуже. "Варяги" в гараже президента - не удар ли это по национальному престижу? Думаем, гораздо менее чувствительный, чем наносят ему убогие, ветхие повозки, на которых передвигаются миллионы россиян. О реальном могуществе державы куда вернее скажет обилие доступных, практичных, неизношенных машин у ее граждан, нежели лакированный президентский экипаж. Редакция "За рулем"ЗА РУЛЕМ 11/94 15