16
17
TDD КдНжИСь вашим успигам.! ТРЭКТИРЬ автои.4.. Шьгква с обилием станций «обслуживания разной формы собственности пет сегодня возможностей для ремонта омобиля. А как {Когда на десяткиверст всего одна |и неизвестно при Игом, можно ли ей доверять? Чтобы ответ на этот вопрос, мы 1ись в рейд по маршруту амбов-Москва нием посетить чающиеся по дороге станции автосервиса и ить, насколько хиональны | ремонтники, кони свое дело.Поехали не "с пустыми руками": везли с собой неисправность - сбитые фазы газораспределения на "Самаре". Перед каждой сервисной точкой мы рассогласовывали вращение коленчатого и распределительного валов, поворачивая шкив последнего на два зуба против движения, при неизменном положении коленвала. Подробней о газораспределении, фазах и прочем - в другой раз, а пока заметим, что полуторалитровый двигатель ВАЗ-21083 - единственный из этого семейства, который допускает подобные "вольности". На нашей "девяносто девятой" с двигателем "тысяча пятьсот" глубокие выемки на поршнях позволили без риска смоделировать такую неисправность. На остальных моторах ("восьмом" и "восемьдесят первом") при регулировке неминуемо погнулись бы клапаны от удара о поршень. В соответствии с новым положением распредвала мы устанавливали и датчикраспределитель: для этого его корпус приходилось поворачивать до упора в сторону "плюса", что, кстати говоря, могло служить одной из подсказок для верного диагноза. Грамотный механик определил бы неисправность минут за пять, еще двадцать ушло бы на ее устранение. Машина со сбитыми фазами ну никак не хотела ехать. Пустить двигатель было мукой, он долго не набирал оборотов, а чтобы двигаться вперед, приходилось все время "подгазовывать", держа стрелку тахометра не ниже 3000 оборотов в минуту. Ни о каком резвом разгоне не могло быть и речи. Примерно так мы и описывали на СТО наши беды: "Машина не едет, тупая, какваленок!" По сценарию мы были "наездниками" или' "чайниками", поэтому сочиняли всякую всячину: машину, мол, отдавали в сервис на обслуживание, а что там с ней делали - не знаем, да и не понимаем ничего в этих железках. Таким образом, сбитые фазы списывали на московских "мастеров" - и неспроста: такой случай известен из собственного печального опыта. Итак, утро понедельника, старт, и вот уже Каширское шоссе. Не считая самых близких, первый придорожный сервис 166-й километр, у перекрестка дорог "на Астрахань" и "на Серебряные пруды". Государственная АЗС, остальное - в руках "частного капитала": вагончик шиномонтажа, вагончик-буфет и собственно СТО. Из оборудования - два подъемника (один на улице) и, пожалуй, все. В сторонке быстренько перекидываем ремень на два зуба и - к "сервисменам": "Ребята, надо помочь". Внутри, среди раскиданных запчастей и трех полуразобранных авто, мужичок здоровенным шлифовальным кругом лениво "выводит плоскость" на головке блока ВАЗ—21011. Объяснив, что сам он в "восьмерках" "не Копенгаген", тем не менее замечает, что причина всех бед - карбюратор, и предлагает ждать спецов. Ждали часа два (!) до прибытия знающих людей - двоих если и не хозяев станции, то уж управляющих точно. Выслушав симптомы и презрительно отвергнув предложение проехаться самому, "мастер" снял топливный фильтр тонкой очистки и... выкинул его, предварительно отломав шту- цер. Его он использовал для соединения шлангов бензопровода, однако после такой манипуляции двигатель, естественно, лучше не заработал. Тогда "мастер" набросился на карбюратор. Не отсоединяя тросики и шланги, он снял воздушный фильтр и крышку "Солекса", сбив при этом положение поплавков, продул жиклеры нашим (!) шинным компрессором, собрал прибор и сел, наконец, за руль сам. Несмотря на дикие прогазовки, мотор "не тянул". Пришел черед системы зажигания. Повернутый до упора датчик-распределитель ненадолго озадачил механика, но, убедившись, что при любом другом положении двигатель не работает вовсе, "мастер" оставил распределитель в покое, буркнув себе под нос: "Хрен его знает!". Поочередно снимая наконечники высоковольтных проводов со свечей при работающем двигателе, он попытался поподробАО "Тамбовавтотехобслуживание". Такими плакатами развлекают клиентов у стола заказов. Решения - в жизнь? Сторож Юра: "Сбиты фазы!" - точный диагноз, классная работа.но, у вас ремень - ни в зуб ногой". Последние его слова стали как бы девизом для нашего дальнейшего путешествия. Итак, причина найдена и вроде как устранена - распределитель повернут в среднее положение, детали установлены на место, и мы, расставшись с 50 000 рублями, покидаем "гостеприимную" СТО. Мы не случайно так много места уделили свиданию всего с одной точкой автосервиса: картина эта, как убедились позже, весьма типична. На абсолютном большинстве станций, кому бы они ни принадлежали, неприветливо встречают клиентов, везде бесшабашность и грубость в обращении с... карбюратором и системой зажигания, везде отсутствует простейший необходимый инструмент (такой, например, как стробоскоп, без которого в наши дни - никуда) и, как следствие, неумелые регулировки.Рязанской области, АО "Рязань-Лада" (то, что раньше называлось "вазовской гарантийкой"). Тут нас ждал сюрприз. Мастер выслушал "легенду", поднял капот, посмотрел на сдвинутый до предела "в плюс" распределитель, осведомился, какой двигатель, и тут же сказал: "Вам, ребята, неправильно поставили зубчатый ремень". Мы уже приготовились насладиться зрелищем так же грамотно выполняемой работы, как вдруг...: "Помочь ничем не смогу - слесаря все заняты, полно местной клиентуры". Уговоры и посулы не помогли, и из негостеприимного Скопина мы уехали не солоно хлебавши. Первомайский (352-й км, Тамбовская область) встретил дождем. СТО - системы Росавтосервиса. Начальник с ходу посоветовал нам двигать дальше, сославшись на неопытность персонала. Вот, наконец, и Тамбов. Два подходящих нам АО: "Тамбовавтотехобслуживание" и "Тамбов-Лада". На первом ждать два часа, на втором - до обеда (часа четыре). Заняв здесь очередь, едем на первую. Тут - хоть какая-то цивилизация. На посту диагностики - газоанализатор, стенд для проверки топливного насоса, прибор для регулировки фар и т. п. Но схема действия "мастера" - та же. Первым делом разобрать карбюратор, продуть, собрать ничего, конечно, не меняется. Зато потом, обратив внимание на вой перетянутого ремня (наша ошибка!), проверил фазы газораспределения. Но как он это делал! Сняв крышку ремня, включал четвертую передачу и толкал автомобиль до совпадения меток (спецключ для поворота коленвала нам нигде не встречался, не было его и здесь). На нужную метку на маховике "мастер" попал не сразу - сначала установил коленвал по штифту, предназначенному для диагностики мотора, в результате распредвал сместился относительно нужного положения на шесть зубьев шкива назад - мотор даже ни разу не "чихнул". Снова четвертая передача, богатырское усилие - есть! Метка поймана, валы установлены, ремень натянут (даже слишком сильно - опять подвывает). Любопытной показалась система оплаты. По окончании работы "мастер" сказал: "Пять тысяч - в кассу, пятнадцать - мне!" После визита- на эту станцию нам пришлось перебросить ремень на шкиве распредвала на один зуб - метки снова не совпадали. Попутно заметим, что, если нет спецключа, лучше поддомкратить колесо и вращать его при включенной высшей передаче - способ гораздо более точный, чем толкать машину туда-сюда. Потребовалась и регулировка карбюратора - он почему-то заставлял двигатель молотить на холостом ходу - 2500 об/мин. "Вазовская" станция порадовала относительной чистотой и простором. Заехав на пост диагностики, мы приуныли - сейчас нас раскроют. Богатый польский мо-,л у танее узнать, что же нам делали с машиной на ТО. Вот тут-то мы впервые и услышали слово "ремень", но, как "чайники", только пожали плечами. Проверив зазор между электродами свечей (если думаете, что щупами ошибаетесь, "глаз-ватерпас"), "мастер" предпринял попытку избавиться от нас: "Может, неправильно установлен ремень, но его лучше поправить на станции побольше нашей, а пока поезжайте так. Сколько она идет?" "Сто максимум". - "Вот сто и держите!" Мы, однако, настаивали на ремонте, и он принялся за проверку положения меток на коленчатом и распределительном валах. Пожалуй. упорствовали мы зря, ибо вместо метки на маховике, как положено, наш "мастер" решил пойти своим путем - найти метку на шкиве и корпусе масляного насоса. Для этого необходимо выполнить ряд операций: снять брызговик двигателя, ремень генератора, шкив привода генератора с коленчатого вала - только тогда открывается вид на метки. Такая работа, действительно, для "станции побольше". Но - ура! Добравшись до ремня привода распредвала и совместив метки, наш "спаситель" сказал: "Все понятВОТ ЧТО пришлось сделать нам, отъехав от первого автосервиса, чтобы нейтрализовать вмешательство "мастера": поставить медную трубку между шлангами вместо штуцера от фильтра (соединение "маэстро" развалилось от легкого прикосновения); ослабить натяжение обоих ремней (они подвывали в унисон двигателю); отрегулировать карбюратор (уровень топлива превышал допустимый на 4 мм); отрегулировать зажигание с помощью стробоскопа, дабы избавиться от детонации. Согласитесь - немало в дополнение к пятидесяти тысячам. Что еще удивляло на станциях автосервиса, так это практически полное отсутствие запчастей, даже таких простеньких, как фильтр тонкой очистки топлива (мы искренне оплакивали наш. чей жизненный путь был прерван в самом начале, - и неспроста, следующий удалось найти только через 300 километров, в Тамбове). Лет этак пять назад этому еще могло быть объяснение, но не сегодня. Впрочем, об этом чуть ниже. Слегка потрясенные первой встречей с российским сервисом, мы отправились дальше. Следующий пункт - город СкопинОкончание на стр. 28 ЗА РУЛЕМ 1Ш4 17