даже если найдет мастера, выложит ему за работу изрядную сумму, вполне соизмеримую с затратами на ремонт большого автомобиля. Вот тебе и дешевая машина. Не знаю как насчет всего народа, но комуто "Ока" пришлась бы очень кстати. И хотя выпускается она давно, интерес к автомобилю не падает. Когда знакомые, а порой и просто прохожие спрашивали: "Как машина?", обычно отвечал: "Неплохой агрегат!" Но себе бы "Оку" не " взял. Не потому что машина не понравилась. Просто "Ока" - автомобиль не для каждого."Четверка" пробежала еще около десяти тысяч километров - загремела цепь.'Подтянули ее и поняли, что гремит не только цепь. Отличный, резвый мотор "кончался" на глазах, о чем, кроме грохота, говорила и возросшая, опять-таки до изрядных величин, потребность в масле. Делать нечего - надо двигатель перебирать, что и было сделано. Некоторые, особенно "заслуженные" детали почившего в бозе мотора показаны на фото. Черный слоистый нагар на днище поршня говорит сам за себя. Машина по большей части эксплуатировалась в городе груженая (отсюда нагар, как таковой), кроме того, масло явно попадало в камеру сгорания (отчего нагар такой плотный - пальцем не отковырнуть). А вот в кольцевых канавках нагара почти не было. Может быть, помогло средство "Super Charge" фирмы "Winn'S" для старых двигателей, которое залили в мотор перед самой его кончиной? Трудно сказать, насколько отсрочило чудодейственное средство смерть двигателя, но поршневые кольца честно работали до конца и завершили свой путь не зажатые нагаром в канавках, а истертые о стенки цилиндра в условиях масляного голодания. Ведь от могучего ("как на танке") давления масла в последние дни работы мотора остались одни воспоминания. Та же история ис вкладышами. Причем как с коренными, так ис шатунными. Самые пострадавшие тоже показаны на снимке. Если шатунные вкладыши отделались небольшими задирами, то рабочие поверхности коренных покрыты настоящими бороздами. Целым не остался ни один вкладыш. Что же все-таки погубило еще не старый (80 000 км) двигатель? Похоже, что мотору досталось еще у прежних хозяев. Поработал, например, при очень малом уровне масла с большой нагрузкой. Или использовалось низкокачественное масло. Глубокие задиры на поверхности коренных вкладышей, которые начинаются от маслоподводящего отверстия, говорят о наличии в масле инородных тел. Скорее всего, вкладыши попортила стружка, до поры до времени таившаяся в плохо промытых масляных каналах мотора. Общеизвестно, что исправные "жигулевские" движки не проявляют склонности к пожиранию масла до самой старости. Наверное, наш "с детства пришибленный" двигатель мог бы долго и исправно работать при бережном к нему отношении. Но где же его, это отношение, взять, когда машина используется и как тягач, и как грузовик, и как автобус, и даже продуктовым фургоном побывала. От такой жизни и новый мотор развалится "в пять секунд". А наш восемьдесят тысяч прошел - молодец. Перебрали двигатель очень вовремя. Немного раньше было можно -детали для замены, похоже, зрели уже давно. Если бы подождали еще, автомобиль вряд ли добрался до сервиса своим ходом. А так обошлись растачиванием блока, заменой поршней, колец, вкладышей и распредвала плюс мелочь. Поездив немного с отреставрированным мотором, наш универсал подкинул еще один сюрприз - перестал держаться на дороге. Машину швыряло из стороны в сторону при любом маневре. "Что-то не в порядке с задней подвеской", - подумали мы и заглянули под машину. Точно! Кронштейн крепления поперечной реактивной тяги оторвался и висел "на соплях". Причем "сопли" эти - явно не заводского происхождения. Кронштейн уже где-то варили. Сделали это довольно грубо и по шву пошла новая трещина. Пришлось приваривать кронштейн заново. Такая неисправность характерна для классических "жигулей", которым часто приходится таскать тяжелый прицеп. На этом перечень серьезных поломок заканчивается. Всего две, но зато какие. Видимо, автомобиль "совесть замучила", и мелкими неприятностями он не досаждал. "Сорок третья" снова на ходу. Бегает, стареет (пробег 92 000 км) и... ржавеет. Вообще любовь классических "жигулей" к коррозии удивляет, особенно на фоне переднеприводных "самар" и даже маленькой "Оки". Вроде бы, автомобили ровесники, но"восьмерка" - как новая, а "классика" уже вся в желтых пятнах. Наш ВАЗ-21043 счастливым исключением не стал. Пока о "четверке" все. Будем надеяться, что в следующий раз не придется рассказывать о столь же серьезном происшествии, как "загнувшийся" мотор. Ведь случившееся, скорее, наследие тяжелого прошлого автомобиля, чем закономерность. ЗА РУЛЕМ 11/94 19ВАЗ-21043Продолжаем рассказ о жизни редакционного ВАЗ-21043, начатый в № 5 и № 9 за 1994 год. Сегодня вас ждет грустное повествование. О случившихся неприятностях поведает И. ТВЕРДУНОВ. Хотя люди мы не суеверные, но постучать по дереву, когда хвалили "сорок третью" за надежность, наверно, все-таки стоило. Подвел нас универсал - сломался. Почти одновременно "застучал" двигатель и оторвался кронштейн крепления поперечной тяги заднего моста. Причины все те же. Работа машины на износ, частая эксплуатация с предельной нагрузкой. Ну что ж, пусть наш горький опыт будет наукой для других. Может быть, кто-то, прочитав эту статью, задумается о дорогой цене, которую приходится платить за эксплуатацию машины по формуле "Пусть стучит - ехать надо!". Если так - урок, который преподала нам "четверка", не прошел зря. Машина, как уже говорилось, попала в редакцию не новой. И первое, что было отмечено у свежеприобретенной "сорок третьей", - заметный расход масла. Заметный, конечно, относительно: машина не дымила, да и тянул двигатель очень неплохо. Но масло время от времени приходилось доливать. Значения масляному аппетиту мотора не придавали, а жаль. Для "жигулей", пробежавших всего двадцать тысяч, такие симптомы ненормальны. В таком состоянии двигатель прошел еще почти пятьдесят тысяч, после чего расход масла стал быстро расти. Виновниками этого оказались маслосъемные колпачки, из-за чего их и заменили. Расход масла вернулся к своему привычному уже для этой машины минимальному значению.