34
35
Au/Jente***т ТЕХНИКА-!Разбитый багажник, изуродованный бампер, "окрошка" из задних фонарей - это результат наезда сзади, когда водитель пренебрег безопасной дистанцией в дорожном потоке. Причин хватает - усталость, невнимательность, самонадеянность, спешка. Да и сам случай нередкий: примерно четверть всех дорожных аварий - это наезды сзади.Очень соблазнительно было бы использовать достижения радиоэлектроники и снабдить каждый автомобиль радаром. На кораблях и самолетах ведь они есть. Еще в 1959 году корпорация "Дженерал моторе" построила экспериментальный "Кадиллак-Сайклоун", на котором среди других новинок был и радар. Он предупреждал водителя о движущихся объектах на его пути - автомобилях, пешеходах, животных. Однако до комплектации серийных моделей системами, позволяющими поддерживать безопасную дистанцию, было еще далеко. Прежде всего, электронный блок управления тогда обходился дорого и не отличался надежностью. Спустя несколько десятилетий прогресс технологии открыл путь электронике к управлению различными системами автомобилей. В частности, японская компания "Мицубиси моторе" с 1992 года стала выпускать модель "Дебонэйр", оснащенную СБД - сигнализатором безопасной дистанции. Это устройство не снижает скорости 34 ЗА РУЛЕМ 12/94 машины - оно просто информирует водителя, что расстояние, разделяющее два автомобиля, опасно сократилось. Как же действует СБД? На передней части автомобиля установлен лазер, излучающий электромагнитные волны в трех направлениях. Отраженные от предметов, попавших в зону их распространения, они возвращаются и улавливаются датчиком. Его сигналы поступают в бортовой микропроцессор, который анализирует разницу в скоростях обеих машин. С учетом этой разницы и скорости движения автомобиля он на основе заложенной программы определяет безопасную дистанцию. Если она близка к предельно допустимой, перед водителем загорается сигнальная лампочка и звучит зуммер. Когда же требуется немедленное вмешательство водителя, лампочка мигает, а зуммер звучит повторно. СБД начинает действовать на скорости свыше 40 км/ч и может быть выключен водителем. Кроме датчиков, определяющих скорость, СБД оснащен также датчи-ками, срабатывающими от изменения угла поворота управляемых колес, от включения стоп-сигнала и указателя поворота. Иными словами, микропроцессор учитывает реакцию водителя на предупредительный сигнал, на основе поступающей информации производит новый расчет и при необходимости снова "бьет тревогу". Но СБД сам по себе не решает всех проблем повышения безопасности при управлении. Фирма "Опель" недавно создала систему с более широкими возможностями. Она называется ИЗОТЕК (думающее управление безопасностью и ориентацией) и пока испытывается на машинах "ОпельОмега", однако по конструкции вполне пригодна для серийного производства. Цель испытаний - определить надежность системы и ее эффективность в повседневной эксплуатации. ИЗОТЕК - это комплекс из четырех устройств: радара, датчика тумана, приборов ночного видения и навигационного оборудования. Радар - его излучатель помещен за передним номерным знаком - не только помогает определить безопасную дистанцию до автомобиля, движущегося впереди с отрывом не более 140 метров. Он может быть переведен из пассивного режима Светящийся экран прибора ночного видения ИЗОТЕК на "Опель-Омега" выдвигается из кожуха над щитком приборов. На зеленом фоне - силуэты пешеходов. В правом нижнем углу снимка - информационный дисплей. Зеленый экран в центре консоли - дисплей навигационной системы автомобиля "Мерседес-Бенц". Под номерным знаком "Опеля-Омега" смонтирован источник сигналов радара, а в правой части облицовки радиатора - камера инфракрасного излучения. Схема действия радарного сигнализатора безопасной дистанции. Вверху - предельные зоны работы источника радиосигналов. Вниз у - прием датчиков отраженной волны.известной мере функции "крюйз-контроля", освобождая водителя от дополнительной нагрузки при дальних поездках. Но до робота для автоматического управления автомобилем - автоводителя даже такому радару еще далеко (сознательно не употребляю здесь слово "автопилот", которое традиционно относится только к авиации, что подтверждает "Словарь русского языка" С. И. Ожегова, изданный в 1991 году). Поэтому в помощь водителю на экспериментальном "Опеле-Омега" есть "красный глаз" - источник инфракрасного излучения. Особой новизны в этом устройстве нет - приборы ночного видения, использующие инфракрасные лучи, применялись уже в середине пятидесятых годов, например, на отечественных танках Т-54. Излучатель инфракрасных лучей на "Опеле" вмонтирован в облицовку радиатора. Его сигналы, преобразованные электронным устройством, высвечивают на экране (он может быть убран нажатием кнопки) контуры объекта, находящегося перед машиной. В темноте, тумане или в дождь "красный глаз" становится очень полезным помощником. Инфракрасный луч также помогает оценить видимость (менее 200 м) в туман или дождь и вводит корректирующие данные в систему обеспечения безопасной дистанции. Это делает борткомпьютер на основе информации "красного глаза". В результате автомобиль идет с постоянной (автоматически поддерживаемой) скоростью, которая в условиях плохой видимости позволяет держать безопасную дистанцию. Интересно, что инфракрасным оборудованием для езды в условиях плохой видимости корпорация "Дженерал моторе" оснасти-формация о транспортном потоке на маршруте движения и навигационное обеспечение. Информация поступает по радио через сеть, созданную Европейским радиовещательным союзом (ЕРС). Но водитель, заложив в ИЗОТЕК программу, соответствующую выбранному им маршруту, может слушать по радио не всю передаваемую информацию, а лишь необходимую ему. Одновременно ЕРС непрерывно направляет неслышимые сигналы, которые в кодированной форме содержат добавочные сведения. Они идут по так называемому каналу дорожного движения (КДД) и преобразуются в текст на дисплее, помещенном в машине. Водитель сам может выбрать вид нужной информации - звуковой или зрительной. Система ИЗОТЕК способна оказать водителю помощь в ориентировании. Но, естественно, только на тех дорогах, которые оборудованы сетью навигационного оповещения. Водитель, запрограммировав приставку "Евро-Скаут" к ИЗОТЕК на интересующий его район или участок дороги, сможет получить сведения о направлении движения и кратчайшем пути как на дисплее, так и от речевого синтезатора. Кроме "Опеля", эксперименты с навигационным оборудованием ведут "Рено", "МерседесБенц" и др. Мы сознательно не рассматриваем в деталях электронные устройства, компьютеры, исполнительные системы и управляющие приборы. Бесспорно, информационное обслуживание водителя через ИЗОТЕК возможно лишь там, где есть для этого соответствующая инфраструктура. Япония и ряд европейских стран (в особенности Герма-(только информирование водителя) в активный. Тогда он корректирует подачу топлива, действие тормозов и выбор передачи в автоматической трансмиссии - словом, присматривает за машиной. Таким образом, это радарное устройство, усложненное по сравнению с тем, что применяется на серийном "Мицубиси", выполняет вла в США партию полицейских машин, предназначенных для несения патрульной службы по ночам. Водитель может в любой момент избавиться от опеки электроники - достаточно лишь изменить положение педали акселератора либо тормоза. И еще две важные функции выполняет система ИЗОТЕК. Это - ин-ния) прилагают немало усилии по ее созданию. А тем временем идет доводка систем, подобных "опелевской", и, наверное. уже недалек тот год, когда можно будет с минимальным напряжением путешествовать по Европе без карты, не опасаясь заблудиться. Л. ШУГУРОВ ЗА РУЛЕМ 12/94 35