42
43
44
Едва ли кажд автомобили случалось просить помощи на дороге, поэтому не будем говорить о том, что ее порой дождешьс. проскакивает свой брат-шос' мимо, забыЕ что сам мо; оказаться в та же ситуации. А может, уже бывал? Особенно это тяжко, ко у челов серьез» неприятное беда! Именно . мы и попытались смоделировать на одной из подмосковных дорог.••I щ 11р-Шшт*ггт*F-W-TJ-1 IJTUrieV.BaT'lilRI^BilWrTB'.KBT.iAitltlMtWtVtBatT^K/'Hмы постарались сделать ее как можно заметнее - подожгли автомобиль. "Погорельцы" метались вокруг машины и изображали беспомощность, потрясая недееспособным огнетушителем и голосуя проносящимся мимо. А чтобы страна узнала своих "героев", за поворотом, метрах в пятистах впереди, водителей (и отзывчивых, и, особенно, не пожелавших помочь) ждали журналисты, подкрепленные пикетом ГАИ. Понятно, что Правила дорожного движения не обязывают тушить горящие автомобили (в этом случае действуют гораздо более древние и справедливые законы); но для тех, кого наш пожар не заставил остановиться, мы приготовили "сюрприз": проверку наличия и работоспособности огнетушителей. Просили и объяснить свои действия - почему проехал мимо или, наоборот, помог? Чтобы опросить как можно больше народу и при этом не спалить автомобиль дотла, пожар сделали искусственным. Самовозгорание под капотом имитировали с помощью дымовых шашек. Когда они разгорались, проезжающие водители виделиЗА РУЛЕМ 12/94стоящего на обочине "Москвича". Секунд 30 надо шашке, чтобы разгореться и задымить по-настоящему. В это время мы сидим в салоне, готовясь выскочить и изображать панику: выкидывая вещи из багажника, искать огнетушитель, убеждаться, что он не работает, пытаться ликвидировать пожар любимой кожаной курткой и, наконец, голосовать: "Помогите, горим!" Однако ждать не пришлось. Дым был едва виден, когда на обочине перед нами резко затормозил бежевый "жигуленок". Водитель подбежал с огнетушителем - тоже порошковым и тоже неработоспособным. На удар по клапану он реагировал только свистом, заставившим вспомнить "Двенадцать стульев": "Но вместо ожидаемой пенной струи конус выбросил из себя тонкое шипение, напоминавшее старинную мелодию "Коль славен наш господь в Сионе". Благодетель не растерялся, посоветовал разобрать огнетушитель - и вот мы обильно посыпаем (!) двигатель порошком из этого замечательного прибора. Поро-венной содой, довольно едкий - особенно распыленный облаком. В разгар пожаротушения напротив нас остановился бензовоз, но пока подбежал его водитель с мощным огнетушителем, мы сами справились с непокорными дымовыми шашками. Тем временем водитель 'Жигулей'*, попросив наш огнетушитель взамен своего, уехал - впрочем, недалеко. Вот что он рассказал на пикете. Сам никогда не горел, да и тушить никого не приходилось. Почему остановился? — Так ведь помочьто надо! Профессия - сотрудник ГУВД (мы получили редкий повод порадоваться за правоохранительные органы). Тем временем 'Москвич" снова готов возгореться. Дубль два! Безрезультатно просим остановиться попутные н встречные машины. Кто притормаживает, с интерасом разглядывая дымящий автомобиль, кто проносится мимо, даже не взглянув в нашу сторону, кто для убедительности разводит руками - нету, мол, огнетушителя. Ну что ж. на нет и суда нет - а на пикете ГАИ кипит работа. •••••-. . - • : . : . • ..•:на наш вопрос: А вам самому не случалось гореть?" - "Горел... Потушить помогли - остановился "Икарус", его водитель принес большой огнетушитель. А сам бы я не справился..." Вот так! Казалось бы, самое время вспомнить, что долг платежом красен - но нет, помочь не смог (или все же не захотел?). Вишневая "семерка", полная крепких ребят, проскочила мимо "пожара", а на посту первое, что произнес водитель, было: "Там машина горит!" Но его надежды, что инспектор "сейчас все бросит" и отправится тушить огонь, не оправдались. В беседе выяснилось, что огнетушитель в этот ВАЗ2107 пока не успели положить, так как машина только-только из ремонта. Огнетушитель, по мнению водителя, нужен в автомобиле непременно, а его пассажир выразил свою точку зрения: "Ноги надо иметь быстрые - валить поскорей. А железо это (автомобиль - ред.) никому не нужно!" Поскольку машина у нас не только для того, чтобы "валить поскорей", поддержки это выступление не получило. Водитель "Волги" лукавить не стал: "Никто не останавливался, и я не остановлюсь! И сам я гореть не буду - пусть другие горят синим пламенем!" Примерно так же высказался гражданин, проезжавший на ВАЗ-2106: "Они сами вполне справятся!" На этот раз нас спасли. "У нас беда, помогите!" но водители не реагируют.Такой стереотип поведения выработала еще Шапокляк - помните: "Кто людям помогает - тот время тратит зря". Неправда, что "хорошими делами прославиться нельзя" - просто надо делать добро не только ради славы. "Погорельцы", наконец, дождались помощи: напротив остановился "Москвич", и к дымящему автомобилю поспешили двое с огнетушителем. Щедро обдав двигатель порошковой струей, они ликвидировали пожар. Водитель Василий Григорьевич Пищанецкий, офицер запаса, очень спешил, поэтому побеседовать с ним толком не удалось. Запомнились его негромкие слова: "Я знаю, что такое своя и чужая беда". Заметим - торопился, но все-таки помог! И даже отказался от предложенного ему нового огнетушителя - мол, вдруг в следующий раз пожар будет настоящий? Нам оставалось только поблагодарить его и... снова "гореть". Третий дубль - похожая ситуация. Безответные просьбы о помощи и те же разговоры на пикете: "Нет огнетушителя... сами справятся..." Остановился помочь только десятый (!) из проезжавших мимо. Водитель "Волги" принес видавший виды огнетушитель - с тем же успехом тушить огонь можно было и молотком. Метнув несколько раз на асфальт красный ободранный снаряд, ничего от него не добившись, наш "пожарный" сбегал к машине и притащил литра три воды, которой и залил дымящие шашки. Такую помощь оказал нам Геннадий Анатольевич Борисов, бывший таксист. Наш вопрос, что заставило остановиться, привел его в искреннее удивление: "О чем разговор? Завтра у тебя может такое случиться. Это же дорога. Не понимаю, как это - не помочь?!" Геннадий Анатольевич рассказал, что сам он, когда только начинал работать в такси, попал в похожую ситуацию - стоял, голосовал на дороге. Ему«Г7*ЧПервым "пожарным" был сотрудник ГУВД, прибежавший к нам с огнетушителем и бутылкой воды. На фото - кульминация пожаротушения.-VВодитель ВАЗ-2106: "Огнетушитель у меня есть, но маленький. Что я им могу сделать - ведь там сильно горит! Вообще, я специально мимо проехал - увидел, что встречные мигают фарами, значит, впереди пост ГАИ. Вот и поспешил сюда - сообщить". Спешил этот человек как-то странно - остановился от пикета метрах в ста, постоял, подождал чего-то и лишь потом подъехал. Соображение насчет "мелкости" огнетушителя оставим на его совести - в конце концов, много маленьких огнетушителей потушат, думаем, и по-настоящему большой пожар. Тем удивительнее то, что мы услышали дальше, в ответРЕЙД ЗР**йй&*^ЗА РУЛЕМ 12/94 помогли, и с тех пор он тоже никогда не отказывает - будь то просьба отбуксировать автомобиль, одолжить домкрат или потушить пожар. Тут уместно сделать несколько замечаний. Во-первых, наши худшие опасения подтвердились - на быструю помощь на дороге рассчитывать не стоит. Даже пожар заставляет остановиться только одного из десяти. Огнетушителей у многих нет, а ведь без них эксплуатация автомобиля запрещена (об этом сказано в приложении к Правилам). Но даже если огнетушитель есть, состояние его чаще всего катастрофическое. Худо-бедно срабатывают углекислотные, но порошковые неисправны практически стопроцентно (а ведь ими оснащено большинство легковых автомоби-Поиски огнетушителя - "где-то здесь он был..."Пост ГАИ - олимпийское спокойствие инспекторов.Бывший таксист Г. Борисов: "Как это - не помочь?!"А вот и спасители: В. Пищанецкий слей). Дело тут не только в плохой конструкции: мы ведь и пользоваться ими толком не умеем, а уж о сроках годности и перезарядки говорить не приходится. Многие огнетушители, проверенные нами, были куплены еще за шесть с половиной (рублей!) и с тех пор мирно пылились в баг ажнике . А потом, при пожаре, огонь тщетно пытаются залить водой, сбить своей курткой, руками, одеялом - эти "средства пожаротушения" чаще других используют горе-пожарные. Есть и приятные выводы. Все, кто помогал тушить автомобиль, первым делом отключали "массу" или сбрасывали "плюсовой" провод с аккумулятора (кстати, во многих случаях горение после этого прекращается). Так что тушили нас грамотные люди! Ну, хорошо, наш брат-автолюбитель неотзывчив и не всегда реагирует на чуЗА РУЛЕМ 12/94жую беду. Возможно, ГАИ отнесется к бедствующим сердечнее? И мы отправились самовозгораться к одному из постов на Московской кольцевой дороге. Две шашки под капот, спичка - и мы, оставляя за собой шлейф дыма, словно подбитый самолет, пикируем на "стекляшку" ГАИ. Причем сидящие в салоне дыма якобы не видят и, как все "нормальные" люди, норовят держаться от ГАИ подальше. Не тут-то было! Следуя повелительному указанию жезла, мы останавливаемся на площадке у поста. Из-под капота вырываются клубы дыма; инспектор, невозмутимо отмахиваясь от них, констатирует: "Горите вы, ребята!" Но и он исповедует принцип "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Судорожно ищем огнетушитель, а гаишники с любопытством прохаживаются мимо (вот бесстрашный народ - а если бы рвануло!?) На посту огнетушителей нет. "Взамен" посоветовали останавливать проходящие машины и просить их у водителей. Думаем, у инспектора это получилось бы лучше (уж "тормозить"-то водителей здесь умеют!) - но, поскольку он самоустранился, оставим это на его совести. Правда, нам показали полупустую бочку с водой (но без ведра). Пришлось достать свое. Сбегав за угол раза три, удалось ликвидировать "пожар" самостоятельно. Хотя такое поведение людей из ГАИ нас отнюдь не удивило, мы, представившись, наведались на пост, чтобы получить ответы на мучившие нас вопросы. Оказалось, что остановили нас именно из-за дыма, чтобы мы его наконец заметили (и на том спасибо!). Почему на посту нечем тушить огонь, узнать так и не удалось. ("Вопрос не к нам", - сказали инспектора.) И вообще, тушение пожаров не входит в задачи Государственной автомобильной инспекции - для этого есть пожарные. А у ГАИ главное - план, который надо выполнять (сослались на загадочный приказ №017). Что за приказ и где же тогда эти самые пожарные, никто нам не объяснил. Но если для ГАИ главное - план по отлову нарушителей, а не помощь водителям - плохо тогда наше дело, братцы! Хорошо хоть воду разрешили взять инспектора - она, как выяснилось, привозная-водопровода на посту нет. Пожалуй, после этого нам оставалось ехать возгораться прямо к пожарной части - может, хоть там помогли бы? Итоги рейда - безрадостные. То ли жалеют шоферы огнетушители, то ли все очень спешат, то ли зачерствели до крайности - помощи на дороге допроситься трудно. Давайте все же не забывать, что все мы - люди ив любой ситуации на дороге должны вести себя по-человечески. Редакция благодарит УГАИ ГУВД Московской области за помощь в проведении рейда. Бригада "За рулем"