12
13
14
Бесснежным декабрем, когда впору было соглашаться с теорией всемирного потепления, ггепления, как раз под Рождество пошел снег. Что-то должно было произойти.РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДАРОК ™ НАСТОЯЩЕМУ МУЖЧИНЕ ш.Ж/лЖИ произошло! Из снежной пелены появилась Снегурочка. Мы даже ртов раскрыть не успели - так быстро она исчезла. Осталось лишь ощущение прохладных пальцев руки, передававшей Рождественский подарок - ключи от машины. Случилось это год назад в казанском корпункте редакции, на берегу Волги-матушки. А достался нам от героини русских сказок автомобиль чисто российский. Да и работать ему предстояло в Волжско-Камском регионе - дабы читатель не упрекал нас в "изнеженной" столичной эксплуатации. В общем, с 25 декабря прошлого года по дорогам Татарии и Удмуртии, Нижегородской, Ульяновской и Самарской областей бегает редакционный УАЗ-31514 (по сути, модернизированный УАЗ-469). Когда номер придет к подписчикам, одометр нашего джипа отмерит 25-ю тысячу километров. Самое время дать оценку машине, предоставленной для потребительских испытаний Ульяновским заводом. Два года назад, тоже в декабре, УАЗ-469 справил свой двадцатый (!) день рождения на конвейере. За это время публикации о советском джипе в журнале "За рулем" можно пересчитать по пальцам. Что делать - для потребителя он оставался такой же вещью в себе, как, скажем, "Чайка". В торговую сеть машина не поступала, похвалиться ею могли лишь большие начальники да те, кто платил валютой. Проблем со сбытом у автозавода не возникало, как у всякого тогдашнего монополиста. Подчиняясь требованиям Основного Заказчика (таковым считалась армия), все штатские довольствовались мягким вер12 З РЛМ 1/4 АУЕ 29щ&ЖТ*Ш1'/JНакладка из пластика прикрыла металлическую наготу панели приборов.хом, продуваемым чаще всего отнюдь не теплыми ветрами и промокаемым. Изменилось все в одночасье. И не потому, что сократила свои аппетиты армия - она ив прежние годы забирала не больше 10 процентов выпущенных машин. Просто остальные потребители вдруг закапризничали. УАЗ-31514 стал ярким примером того, как можно малой кровью, не влезая особо в технологический процесс, облагородить слишком уж простецкого "козлика", существенно повысив его потребительские свойства. Начнем с "жесткого верха" - попросту, крыши. На УАЗе шутят, что прекращение производства "469-го" оставит без средств к существованию массу народа. Ведь за последние годы возникло множество "фирм", изготовляющих жесткие крыши для этого "кабриолета". На самом заводе раньше штучно выпускали "обкомовский вариант". Именно на этих штампах делают сегодня панели крыши для -31514. Вот вам "демократизация и борьба с привилегиями" в действии. Металлическая крыша вкупе с утеплителем и обивкой потолка, а также с уплотнителями всех проемов и стыков, позволили ощутить, что "родной" "уазовский" отопитель весьма эффективен. Снегопады сменились лютыми морозами, но ив -30°С салон прогревался быстро и пассажиры даже сзади чувствовали себя вполне уютно. Несомненно, сказалось и утепление дверей. Однако HfiQJE ЗНАКОМСТВОнынешняя зима потребовала подготовки. Дело в том, что утеплители - а это обычные синтетические автомобильные ковры - крепятся к панелям дверей с помощью... клея. Уже к апрелю салон приобрел жалкий вид, поскольку ковры на дверях уподобились тряпкам, которые держались лишь крепежом ручек и замков. Пришлось прибегнуть к саморезам и планкам с отверстиями. Мы пустили их по периметру обивки: может, и неэстетично, зато тепло и надежно. Но это только внутри; к наружным панелям ковры действительно можно только приклеить - не протыкать же их саморезами. Раз уж заговорили о дверях, нельзя не вспомнить об их главной беде. Частенько приходится видеть на нижних кромках ржавую бахрому или заплатки. Ведь двери здесь - прямо-таки емкости для воды, которая попадает из многих источников. Кстати, по этой же причине ят из цельного полотна. Пока вы не снимете все кресла и кронштейн педалей. извлечь ковер из салона не удастся. Что же касается УАЗа, то - по определению - он должен эксплуатироваться "вдали от шума городского" и. соответственно. дорог "с твердым покрытием". То есть обильная грязь на полу - дело неизбежное. Значит, ковры должны быть легкосъемными. иначе становятся роскошью. раздражающей пользователя. Поднимем, однако, взгляд от пола. Всего одна формованная пластмассовая деталь поверх стандартной металлической сразу изменила интерьер машины. Речь идет о накладке панели приборов. Пусть она далека от совершенства, но эффект очевиден. Заметим, что отсутствуют часы, прикуриватель и пепельницы (в "штатном исполнении"). Но места для них. равно как и для полета фантазии, - сколько угодно.Большие окна в задней части крыши - это обилие света в салоне и хорошая обзорность. Защитные решетки для фонарей практичны, чего не скажешь о накладках над колесными арками.не рекомендуем хранить в дверных карманах НИЧЕГО: бумажное - сгниет, металлическое - заржавеет. Выход: увеличение отверстия для облегчения стока. тщательная антикоррозионная обработка. А для багажа умельцы склеивают (сваривают, сшивают, отливают) из пластика очень удобные емкости. В карманах дверей они монтируются без труда. С теплом и влагой связано и следующее наблюдение. В нашей машине под "родными" резиновыми ковриками лежит большой синтетический ковер. Роль его в сохранении тепла неоспорима. Так же, как - увы! - в накоплении сырости. А вот чтобы снять его и просушить, понадобится не один час. Начиная с ВАЗ-2108. все ковры отечественных автомобилей кро-ний край едва доходит до лопаток человека даже среднего роста, а подголовник тычется куда-то в шею. Помимо металлической крыши, есть еще кое-что, вызывающее зависть обладателей старых УАЗов: запирающиеся замки! Требования все того же Основного Заказчика запрещали делать двери с запорами, а вместо замка зажигания вообще должен был стоять выключатель-"флажок". Сегодняшний Основной Заказчик - рынок - диктует совсем иные условия. И на минимально измененных дверцах появились самые настоящие замки. Все они блокируются изнутри. а оба передних - еще и ключом снаружи. Но. как часто бывает, хорошее дело не доводится до конца. Например, капот по старинке открывается нажатием двух кнопок на панели передка: подходи, открывай любой желающий! Одно спасение - невозможно сделать это бесшумно. Но надежнее все-таки управлять замком капота из салона. Впрочем. и салон не так уж недоступен: задняя дверь не запирается ключом. Сначала мы заменили штатную ручку запираемой от УАЗ-452. а затем приспособили внутри... шпингалеты: неказисто, зато надежно. Не защищена и "запаска". По джиповской традиции она крепится снаружи на задней стенке и лишь одним болтом. "Традиции для того и существуют. чтобы их нарушать!" - подумали мы и. поэкспериментировав с разными "секретками". убрали колесо в багажник. Для люков обоих бензобаков водители давно придумали массу разных запоров - мы просто воспользовались одним из них. В общем, успокаивает лишь то. что данная модель никак не относится к престижным и оттого не вызывает интереса у профессионалов-угонщиков. А от пацанов и любителей покататься мы за год хоть как-то подстраховались. Внешне УАЗ-31514 выглядит вполне внушительно и солидно. Некоторая старомодность даже выигрышна. А иные улучшения "экстерьера" показались несколько надуманными, даже вредными. Начнем с черной пластиковой окантовки крыльев и порогов. Придают ли они "веса" машине? Смотря на чей вкус. Но нам известно (а уж автозаводцам, должно быть, и подавно!), что именно кромки крыльев УАЗа особенно подвержены коррозии. Пластиковые накладки крепятся к металлу заклепками. Это - лишние очаги коррозии. Кроме того, под накладки набивается грязь и не дает быстро высыхать влаге. Да. если наЗА РУЛЕМ 12/94 13Заметно отличаются от стандартных кресла. В отличие от прежних аскетичных "седушек". эти - с тканевой обивкой и подголовниками. Передние на "жигулевских" салазках для продольного перемещения ис регулируемым наклоном спинки. Перешедший по наследству недостаток - низкие спинки: верх ки, пришлось делать другие. К счастью, увеличившееся заднее стекло позволяло обходиться внутренним зеркалом. Мы не случайно перечисляем все эти досадные мелочи. Конечно, наши автомобилисты привыкли к тому, что каждая машина являет собой своего рода конструктор "Сделай сам". Можно пойти в магазин и купить реле-"паузу" дляНЕМНОГО СТАТИСТИКИДанные о продаже легковых автомобилей в Европе за первые пять месяцев 1994 года позволяют надеяться, что спад автомобильного производства, отмеченный в прошлом году, будет преодолен. Несмотря на то, что покупатели, например в Германии или Италии, не торопятся приобретать новые автомобили, в целом по Европейскому союзу и Западной Европе отмечен рост продаж на 5,7 и 5,6% соответственно (по сравнению с этим же периодом 1993 года). Вот что показывает статистика продаж легковых автомобилей (в тыс.штук) за 5 месяцев 1994 года в 17 странах Западной Европы (левая колонка), а также их процентное отношение к соответствующему периоду 1993 года:Дания Норвегия Ирландия Швеция Финляндия Нидерланды Испания Франция Великобритания Бельгия и Люксембург Германия Швейцария Италия Португалия Австрия Греция Итого: 58,0 34,4 52,9 68,4 31,4 224,2 358,9 802,5 821,3 222,9 1454,0 122,5 886,6 101,4 139,4 47,7 5427,1 +64,7% +41,9% +41,7% +30,3% +18,8% +18,1% +17,4% +15,9% +13,3% +10,8% -0,6% -2,1% -4,3% -6,2% -8,2% -36,9% +5,6%Ручки с запирающимися замками - о них мечтало несколько поколений водителей УАЗов. Увы, на одну дверь все-таки "не хватило"...В сравнении с солдатской непритязательностью базового УАЗа этот интерьер - просто чудо комфорта.ВАЗ-2106 отказались от молдингов у арок колес, дабы не делать в кузове дополнительных дырок, то на УАЗе поступили совсем наоборот. Решетка-"кенгурин" (похоже, это словесное новообразование стало официальным термином) доставляет меньше проблем. Она лишь мешает добраться до фар при мытье машины или замене ламп . Что касаетсязащитных свойств - консольное крепление на раме вместе с буксировочными крюками позволяет без особого усилия достать верхней частью этой рамы до капота. Слава Богу, с кенгуру столкнуться нам так и не довелось... Удалось ли что-нибудь серьезно улучшить в ходовых качествах машины? Здесь косметикой не обойдешься - требуется более глубокое вмешательство в производство. Так что все прежние болячки остались на месте. Двигателю явно не хватает мощности. Коробка передач, в которой синхронизированы только третья и четвертая, - явный анахронизм. Равно как и включение муфт переднего моста гайкой под колпачком ступицы. Притчей во языцех остается прожорливость УАЗа. Хотя это активно стимулирует творческую мысль хозяина на поиски экономии. Не так давно введенный усилитель в системе тормозов сделал их заметно эффективнее. Возможность сравнить у нас была. Одной скорости стеклоочистителя явно недостаточно. Кронштейны боковых зеркал корот14 З РУЛЕМ 12/94 А"дворников". Можно найти пруток диаметром 12 миллиметров и согнуть новый кронштейн для зеркала. Раз уж завод осчастливил металлической крышей, и на том, как говорится, спасибо. В конце концов, есть главное качество, которого у УАЗа не отнять и за которое ему всегда прощали аскетизм и сегодняшние мелкие огрехи. За это качество его любят итальянские пижоны и колумбийские наркомафиози, российские охотники и казахские чабаны. Качество это - проходимость. Именно оно дает ни с чем не сравнимое чувство превосходства, уверенности на бездорожье. Что касается особенностей поведения машины, забот с ее узлами и агрегатами, об этом мы расскажем в следующих материалах. Людей, для которых "вседорожники" - единственно приемлемое транспортное средство, называют "джиперами". Можно оспаривать сам термин, но суть не изменится: управление "вседорожником" накладывает отпечаток на личность водителя. Неслучайно табачные боссы "Малборо" и "Кэмел", нещадно эксплуатирующие имидж "настоящего мужчины", столь охотно прибегают именно к джипам, как к атрибутам крепких парней. У первых это "Джип-Рэнглер", у вторых - " Л енд - Р овер " . И российский "уазик" в этой компании не чужой: это автомобиль, обладающий действительно высокой проходимостью, без излишеств - не для пижонов, а для настоящих мужчин, ценящих простоту и надежность. А. СОЛОПОВ Фото О. КосоваПроизводство легковых автомобилей тоже возросло, при этом особого успеха в увеличении спроса добились лишь три компании - "Мерседес-Бенц", "Крайслер" и "Волво". Ниже приводятся данные по продаже легковых автомобилей крупнейшими европейскими компаниями за пять месяцев 1994 года в тыс. штук, а также соответствующие доли рынка и их изменение в сравнении с тем же периодом прошлого года. ФАГ ("Фольксваген", "Ауди", СЕАТ и "Шкода") - 891,0; 16,4%; +1,9% "Дженерал-Моторс-Евро па" ("Опель", "Воксхолл" и СААБ) - 693,3; 12,7%; +6,1% ПСА ("Пежо", "Ситроен") - 682,4; 12,5%; +1,3% "Форд-Европа" ("Форд" и "Ягуар") - 644,4; 11,8%; +7,8% ФИАТ (ФИАТ, "Лянча", "Альфа-Ромео" и "Аутобьянчи") - 623,7; 11,5%; +2,6% "Рено" - 574,5; 10,6%; +6,9% "БМВ-Ровер"-333,7; 6,1%; +6,2% "Мерседес-Бенц"- 192,0; 7,5%; +40,2% "Волво"-89,6; 1,6%; +22,1% "Крайслер" - 28,5; 0,5%; +30,8% Все японские компании ("Ниссан", "Тойота", "Хонда", "Мазда", "Мицубиси", "Субару", "Дайхатсу" и "Сузуки") - 601,8; 11,1%; -5,9% . Итого: 5439,0; 100%; +5,7%.