60
61
За окном снежок сыпет. С утра раскатают - к вечеру, если мороз, ледок. А что в радиаторе - 'Тосол"? Когда-то был, пока не пришлось доливать воду, да не один раз, не замерз бы ночью радиатор! Надо искать антифриз. А на тех шинах, что у меня, лучше со двора не выезжать. Если не застрянешь, то можешь улететь при торможении. Нужны новые покрышки, хорошо бы с зимним рисунком, шипованные. Да и аккумулятор стоит поменять, старый по утрам уже еле крутит. Вот только мой новый надо заполнить "живительной влагой" - электролитом. Значит, в ближайший выходной пора в "мужское собрание" - на рынок запчастей.СМАЖУ, ДОЛЬЮ, НАКАЧАЮТам, говорил сосед, есть все, что мне нужно: недорогие зимние шины, какие я искал еще летом, и "Тосол", и электролит. Что ж, сосед-автомобилист был прав. Однако многие цены оказались значительно выше, чем я предполагал; чтобы подготовить себя к покупке, познакомьтесь с ними. АНТИФРИЗЫ. "Тосол АМ-40", 10-литровая канистра с пробкой-пломбой, по которой видно, вскрывали ее или нет, стоит 35 тысяч рублей. Есть подешевле - концентрированный 80-процентный "Тосол" (столько в нем этиленгликоля). Пятилитровая канистра за 12 тысяч. Это, пожалуй, выгоднее: пять литров дистиллированной воды (в крайнем случае, кипяченой), чтобы приготовить нормальный антифриз (АМ-40), я уж найду. Знаю, у приятеля простаивает самогонный аппарат - отличный агрегат для этого дела. У другого продавца активно расходится иная охлаждающая жидкость зеленоватого цвета - "Лена", 10 л - 30 000 руб. Есть у него еще один антифриз, такого необычного, искрящегося зеленого цвета (как жидкость в фильмах ужасов из серии "Реаниматор") - "Арктика". Его основа - раствор минеральных солей. Бойкий торговец говорит, что у него лучше теплопередача, он нетоксичен, как "Тосол", а цена за 10 л - всего 25 тысяч. Заманчиво, конечно, но мотор моих "Жигулей" уже раз принял какой-то непроверенный заводом модификатор и чуть не задохнулся, еле откачал. "Тосол" и "Лена" имеют официальный допуск ВАЗа, а вот "Арктика" - пока нет. Концентрированный "Тосол" уже в багажнике моего автомобиля. Теперь - дело за ЭЛЕКТРОЛИТОМ. Новый аккумулятор - обычный, отечественный 6СТ-55 с белым полупрозрачным корпусом, заполняемый объем - 3,9 л. А здесь продают только пятилитровые канистры электролита по цене от 10 до 15 тысяч рублей. Нет, вот и четырехлитровые, но без этикетки - что там налито? Батарея - вещь дорогая, зальешь непроверенный электролит - испортишь, так и быть, куплю пять литров, тем более, есть адрес изготовителя - оно надежнее. 60 ЗА РУЛЕМ 12/94 Помню, что в моем автомобиле "мягкие" тормоза, пришла пора менять тормозные цилиндры, а значит, будет нужна и ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ. Всегда пользовался "Невой", теперь ее сняли с производства. Поэтому применяю "Росу". Цена поллитровой бутылочки 4,5-5 тысяч. Надо же, кое-где еще попадается и "Нева", она хоть и уступает по характеристикам "Росе", но стоит те же 4,5-5 тысяч. Совсем удивительно, что допотопная тормозная жидкость БСК не дешевле "Росы". Раз уж выбрался сюда, нелишне купить МОТОРНОЕ И ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО - ведь скоро менять. Их выбор на редкость богат. Есть почти все масла, о которых говорилось в ЗР, 1994, № 11. Цена НОРСИ, "Спектрола" или ВЕЛСа примерно одинаковая: для двигателей - от 12 до 15 тысяч за пять литров, для трансмиссии — по 4-4,5 тысячи за один литр. Масла иностранного производства, порой того же уровня качества, что и отечественные, - в два-три раза дороже. "Синтетика" или "полусинтетика", несомненно, хороши для наших климатических зон с холодной зимой и жарким летом, но цена в 18-30 тысяч рублей за литр встает здесь мощной преградой прогрессу. ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ представлены в широком ассортименте. Литол-24, 200-граммовый тюбик - 4000; ЦИАТИМ (660 г) - 6000; ФИОЛ (850 г) - 8000; ШРБ-4 (850 г) - 7000; наконец, графитовая (та, которую я всегда готовил сам, подсыпая в "Литол" графитовый порошок) тоже есть: 650 г - 8000. И самый когда-то большой дефицит - смазка ШРУС-4 (для шарниров приводов передних колес ВАЗ-2108, "Оки", "Таврии", АЗЛК-2141): 500 г - 1000 рублей. Теперь приценимся к тому, что еще может пригодиться. Хорошо иметь в бачке омывателя стекла НЕЗАМЕРЗАЮЩУЮ ЖИДКОСТЬ. Но она слишком уж дорога. Если использовать зимой только ее, разоришься: три литра концентрированного раствора стоят 15 тысяч. Кажется, дешевле будет заливать при поездках за город именно там стекло чаще покрывается ледяной коркой) "Гайдамацкую" водку. А вот и то, без чего не обойтись при подготовке машины к будущему сезону: КРАСКИ, ШПАТЛЕВКИ, РАСТВОРИТЕЛИ. Зима, правда, может внести свои коррективы: вероятность разбить машину в это время гораздо выше, чем летом. Так что цены на эти материалы неплохо знать уже сейчас. Синтетические эмали иностранного производства стоят сегодня 35-40 тысяч рублей за килограмм. Отечественные - 20-25 тысяч. Разница в качестве материала между ними очевидна, но есть то, что их объединяет - очень трудно подобрать цвет к неновому автомобилю, краска на котором уже успела выгореть. Поэтому фасованные эмали целесообразно использовать, когда автомобиль полностью перекрашивают. Есть сейчас (по крайней мере, в Москве) несколько специализированных магазинов, где эмаль подбирают точно под цвет машины. Один килограмм такой краски стоит 65-70 тысяч. Эмали типа "металлик" безумно дороги - около 500 тысяч за один килограмм. Подобранный "металлик" стоит аж 600 тысяч. Правда, к нему прилагают технологическую карту окраски: давление в пульверизаторе, диаметр диффузора распылителя и т. п. Не выдержишь эти параметры - не получишь необходимый оттенок. Заметим, что на полную окраску автомобиля необходимо около трех килограммов эмали. Шпатлевка, та, которой стоит пользоваться, самая дешевая — югославского производства: один килограмм - 55 тысяч; самая дорогая, которую я встретил на рынке, стоила 90 тысяч. Бутылка растворителя № 646, 647, 650 - от 3 до 4 тысяч рублей. И последнее в этой группе - материалы для АНТИКОРРОЗИОННОЙ ОБРАБОТКИ кузова и ГЕРМЕТИКИ. К примеру, "Мовиль" (700 г) стоит 3000 рублей, а 4,5 кг мастики сланцевой автомобильной (МСА) — 13 000. Тюбики герметиков "Гермесил", ВГО (150-200 г) - 5-6 тысяч рублей. Перейдем к тому, что всегда интересует автомобилистов, — ШИНАМ. Что ж, рынок ныне богат. Как у Райкина: "Черный верх, белый низ есть? Есть. Белый верх, черный низ? Есть!" Широкие, узкие, универсальные, дождевые, только для асфальта, только для гравия, импортные, отечественные... Я и не подозревал, что у наших предприятий было в запасе столько разработок. Еще год назад всю номенклатуру наших шин легко было пересчитать по пальцам. В одном из магазиновсамой крупной московской специализированной фирмы "Колесо" насчитал более пятидесяти моделей. Подробный рассказ о гамме шин того или иного предприятия мы отложим, а сейчас представим самые распространенные модели на московском рынке (см. табл.). Украинский шинный завод в Белой Церкви под фирменным названием "Rosava" поставляет уже новые модели Бл-85-1 - 60 тысяч рублей за штуку. Эти шины - продукт сотрудничества с канадскими специалистами. Качество их выше, чем "просто" БЛ-85. Новые шины БЦ-1 - соригинальным рисунком. У завода достаточно богатая номенклатура. В лидеры на московском рынке постепенно выходит Московский шинный (МШЗ). Ныне у него новая марка - "Таганка". Для пущей важности заводчане выписывают название на шинах латинскими буквами. "Таганку" делают со всеми рисунками протекторов: зимним, летним и всесезонным. Есть ис маркой МШЗ, знакомой старой модели МИ-16. Доступные когда-то только гонщикам, правительственному гаражу особого назначения изделия научно-исследовательского института шинной промышленности НИИШП (точнее, его опытного производства) сегодня - в полном ассортименте на прилавках обычных магазинов. Шины НИИШПа - самые дорогие из отечественных, но их свойства, качество материала, судя по опыту эксплуатации многих автомобилей, выше, чем у других. Как обещают производители, гарантированный пробег этих шин не менее 100 тысяч. Дай-то Бог. И все же самый большой спрос сегодня - на покрышки Ярославского завода. Модели старые, знакомые. со многими минусами, тем не менее популярные. Отгадайте, почему? Все очень просто - они не металлокордные. Например, популярная модель Я-370 не так боится ударов, как, скажем, Бл-85, ее к тому же везде восстанавливают. Но иу ярославцев есть новые модели, к примеру, Я-427 с усиленным каркасом, рассчитанным на грузо-пассажирские автомобили, или Я-425 на "Москвич-2141" с комбинированным протектором. Еще одна модель этого завода пользуется заслуженным признанием - это "Снежинка", причем теперь часть изделий шипуют прямо на заводе. Меньше других спрос на покрышки Нижнекамского предприятия, хотя их Бл-85 ничуть не хуже белоцерковских. Здесь тоже новинка - металлокордная низкопрофильная шина "Русская зима" с соответствующим рисунком протектора для ВАЗ-2108, -2109. Волжский шинный пока не может конкурировать по номенклатуре с уже перечисленными предприятиями. Хотя у него есть своя сфера - покрышки для "Нивы" ВлИ-5 ис зимним рисунком для обычных "жигулей". На Бобруйском шинном заводе тоже не отстают. Как ив Белой Церкви, здесь наладили выпуск шин (И-251) совместно с канадцами, не упустили возможности делать проверенные шины НИИШПа, к примеру, "НИИШП-Ралли". Совсем немного в Москве шин, изготовленных Красноярским предприятием: видимо, везти сюда дороговато. Чимкентский и ереванский заводы представлены в Москве лишь низкосортными камерами. Шины этих предприятий наши автолюбители покупать отказываются. По рынку бродил В. СУББОТИНЗА РУЛЕМ 12/94 61Примерные цены распространенных шин на московском рынкеИзготовитель, модель Белоцерковский шинный завод торговый знак Rosava" Бл-85-1 Размер Цена, тыс. руб. Рисунок протектора155/70 R13 165/70 R13 175/70 R13 205/70 R14 205/70 R1460 60 60 115 105дорожныйБЦ 1 БЦ ИД-220 Московский шинный завод торговый знак "Тадапка" МИ-16 М-183Я М-202 М-204 МИ-180 М-188 М-191 М-200 ИД-220М ИЛ-259М НИИШП И-Л316 "НИИШП-Ралли-4" SPT-4 И-392 И-394 И-259А И-327 И-287 "Гранит" Ярославский шинный завод Я-370 Я-402 Я-427 Я-425 "Снежинка" "Снежинка" Нижнекамский шинный завод М-145 Бл-85дорожный дорожный165/80 175/80 175/70 175/70 165/80 165/80 175/70 185/65 205/70 205/70 185/65 175/70 175/70 175/70 185/65 205/70 205/60 245/70R13 R13 R13 R13 R14 R14 R14 R14 R14 R14 R13 R13 R13 R14 R14 R14 R15 R1655 55 80 70 60 70 70 80 95 95 80 80 85 120 120 130 150 150 70 75 80 110 80 120 60 60 60 70 105 65 55 60 95 105 80 90 10 15дорожный дорожный зимний дорожный дорожный зимний дорожный дорожный дорожный дорожный дорожный зимний зимний зимний дорожный дорожный дорожный универсальный дорожный дорожный дорожный дорожный зимний зимний дорожный дорожный дорожный дорожный дорожный дорожный зимний дорожный дорожный дорожный универсальный зимний дорожный165/80 R13 175/65 R13 185/72 R13 185/65 R14 165/80-13 185/80-14 6,45-13 165/70 R13 175/70 R13 175/70 R14 175/80 R16 165/70 175/70 165/80 165/80 205/70 R13 R13 R13 R14 R14ВлИ-10 Бобруйский шинный завод И-251 "НИИШП-Ралли" МИ-16 МИ-180 ИД-220 Волжский шинный завод ВлИ-5 Вл-14 ИД-195 Камеры для шин-175/82-16 6,45-14 7,35-14 13" 14"Примечание. Шины с зимним рисунком протектора продают ис шипами, но цена выше базовой на 30%.