22
23
ВЕРА, НАДЕЖДА И... БОРЬБАСто пятьдесят лет назад, 26 ноября 1844 года родился Карл Бенц - человек, который стал известен не только как создатель автомобиля, но и как первый предприниматель, взявшийся за серийный выпуск безлошад ных экипажей. Он родился в Карлсруэ, в семье паровозного машиниста. После окончания Высшей политехнической школы в родном городе пошел работать на тамошний паровозостроительный завод. Бенца занимала идея постройки дорожного локомотива. Но без денег и собственной производственной базы идея никак не могла материализоваться. О том, как он делал первые шаги, нащупывая верный путь к конструкции автомобиля, Бенц рассказал в небольшой книжке воспоминаний "Мой жизненный путь и мои изобретения". У нас она была переведена и издана в 1928 году, из нее взяты приведенные ниже отрывки. Итак, свидетельствует сам юбиляр.В 1871 году, вложив небольшой накопленный капитал, я основал собственное дело. Именно эти механические мастерские стали исходным пунктом всего моего дальнейшего предприятия. Мне было трудно стать на ноги, поскольку я был неизвестен в мангеймских деловых кругах. Когда в 1872 году я женился, у нас с Бертой появился общий девиз в жизни: "вера, надежда и борьба". Я был в полной уверенности, что газовый двигатель сможет конкурировать с паровой машиной и сыграет значительную роль в истории экипажа. Мне оставалось только самому испытать свою судьбу: я обратился к двухтактному двигателю. Но для экспериментов нужны деньги. Это было в канун Нового года. Наши последние гроши ушли на опыты с двухтактным мотором. Нужда стояла у порога. Сколько раз мы вертели свою машину, столько же раз благодаря ее бестактному поведению лопались наши надежды. После ужина жена сказала: "Мы должны еще раз попытать счастья в мастерской, меня что-то тянет туда и не дает покоя". Я завертел машину. "Бум-бум-бум" - был ее ответ. В ее красивом равномерном ходе мне слышалась музыка будущего. То, чего не могла бы исполнить волшебная флейта, сделал двухтактный мотор. Чем дольше он пел, тем больше он нас очаровывал. Мы долго вместе с женой стояли на дворе, прислушиваясь к многообещающим звукам работающего мотора. Из истории техники хорошо известно, что всякое крупное изобретение должно преодолеть при своем появлении много финансовых и других деловых затруднений. Так было ис моим. И все-таки... Вскоре я уже строил двигатели мощностью 2и4 л. с. Дела моего предприятия пошли хорошо. Количество рабочих выросло с6 до 40 человек. Дело расширялось путем привлечения средств со стороны, и, наконец, мы образовали акционерное общество "Завод газовых двигателей в Мангейме". Мои компаньоны были строго практичными и реалистичными дельцами. Они и слушать не хотели о моей заветной мечте - экипаже, движущемся при посредстве мотора. На производство бенцевских моторов эти люди шли охотно, так как оно приносило доход. Затратить же хотя бы пфенниг на постройку экипажа системы "Бенц" они не решались. Так как моему оптимизму - вере в ценность моих идей - противостоял свойственный людям скептицизм и пессимизм, то я вышел из 22 З РУЛЕМ 12/94 Аакционерного общества и основал совместно с моим старым знакомым Максом Розе новый завод. С удвоенным усердием занялся я теперь двухтактными двигателями, в которых видел волшебный ключ к разрешению поставленных мною задач. Карл Бенц унаследовал от отца упорство и работоспособность. Романтика и практичность удивительным образом сочетались в этом человеке. Плюс инженерный талант. Он быстро оценил перспективы двухтактного мотора. И, не теряя времени, начал опыты с четырехтактным. Искал ^—— наилучший способ воспламенения рабочей смеси. И первым пришел'к электрическому зажиганию. Газораспределительный механизм и расположение маховика, способ образования горючей смеси и устройство охлаждения цилиндра: никто не мог подсказать, как их сделать. Только собственная голова. Одновременно Бенц конструировал самодвижущийся экипаж. И тут масса проблем: как передавать вращение на колеса, как отсоединять их от двигателя при троганье. И еще - дифференциал. Но вот конструкция оформилась - первый образец готов. Мой самодвижущийся экипаж появился на свет в 1884-1885 годах. Весной 1885-гомечта моей жизни приняла осязаемые формы и претворилась в жизнеспособный механизм. Люди останавливались посреди улицы, пораженные невиданным зрелищем. Но вдруг наступает перебой... Остановка. Собирается толпа, начинаются смешки, пересуды. Изумление и восторг сменяются насмешкой, издевательством. Но никакое отрицание не могло меня сломить... Никто не мог лишить бодрой веры в будущее. Один человек разделял со мной веру и надежду - моя жена. Она была мне верным помощником все время и неизменно сопровождала при первых поездках. Я продолжал неустанную борьбу с обнаруживавшимися недостатками механизма. Все чаще поездки оканчивались благополучно без подталкивания прохожими или буксировки лошадьми. Одновременно возрастало и пройденное экипажем расстояние - от100 метров до одного километра и больше. К концу 1885 года я пришел к убеждению, что мой экипаж представляет собой нечто большее, чем обычное конструкторское решение без возможности практического применения и без прочей будущности. Я решил, что наступило время сделать заявку на мое изобретение. Она называлась "Экипаж, приводимый в движение газовым двигателем" и начиналась так: "Представленная здесь конструкция предназначена для приведения в движение легких экипажей и мелких судов, применяемых для перевозки от одного до четырех лиц". 29 января 1886 года был выдан патент на мое изобретение. Этот первый патент на изготовленный и практически пригодный самодвижущийся экипаж для перевозки нескольких лиц знаменовал появление в ближайшем будущем современного автомобиля. Патент ДРП № 37435 - официальное признание авторства Бенца в создании автомобиля. После его получения машину можно было публично демонстрировать, что его изобретатель и сделал 3 июля 1886 года в Мангейме. Первый образец хранится в мюнхенском "Дойчес музеум". Музей "МерседесБенц" в Штутгарте и "Феркерсмузеум" в Дрездене экспонируют лишь его копии. Эти автомобили были еще трехколесными. На одном из них (машина № 3) Берта, жена Бенца, совершила с сыновьями Эугеном и Рихардом дальнюю поездку. Вот как это произошло. Летом 1888 года школы были закрыты на каникулы. И вот в голове моих сыновей, из которых одному было пятнадцать лет, а другому - тринадцать, зародилась смелая мысль совершить небольшое путешествие на бензиновом моторе. - Но отец никогда этого не позволит. - В таком случае обратимся к матери, она гораздо решительнее, чем отец, и не откажется с нами прокатиться. И действительно, этот заговор троих удался. Решено было совершить рейс Мангейм-Пфорцгейм под предлогом посещения родственников. Мальчики тайком снарядили автомобиль и, когда все было готово, объявили матери, что можно пуститься в путь хоть завтра.вовала угрызения совести. А что, если внезапно испортится тормоз? К счастью, тут все оказалось благополучно. Хотя в пути пришлось не раз останавливаться у деревенских сапожников и заново обивать деревянную тормозную колодку кожей. Постепенно дело усложнялось. Цепи привода ведущих колес вытянулись и стали соскакивать с зубьев звездочек. Пришлось сделать остановку у кузницы. Собрались крестьяне, и автомобиль казался им чудом, только что упавшим с неба. Но вот цепи приведены в порядок, и заговорщики покатили дальше - к следующей поломке. Машина встала, потому что засорился бензопровод. Прочистить его помогла длинная булавка из шляпки матери. Так путешественники добрались до Пфорцгейма. Гордая, но изнемогающая от усталости мать отправила домой телеграмму: "Благополучно доехали Пфорцгейма". Первая дальняя поездка показала, как много усовершенствований надо внести в первоначальную конструкцию. Тем более, что в 1888 году Бенц построил три автомобиля (все - трехколесные) и один (образец № 2) даже продал во Францию, некоему Эмилю Роже. В сентябре 1888 года трехколеска Бенца на выставке двигателей и машин в Мюнхене получила золотую медаль. Но работа над автомобилями еще не вышла из экспериментальной стадии. Так, 11 марта 1891 года изобретатель переделал машину № 3 в четырехколесную и 28 февраля 1893 года получилБЫЛОЕЛишь на склоне моей трудовой жизни я нашел досуг и случай заняться немножко историей и ознакомиться с тем, что писалось об изобретении автомобиля. И тут мне пришлось сделать совершенно неожиданные "открытия": я впервые узнал, что был сотрудником Г. Даймлера. На фабрике Дойца мы, мол, деятельно трудились над постройкой газовых двигателей... Не знаю, из каких источников почерпнуты эти сведения. Но во всяком случае, я никогда не бывал на заводе Дойца и не был "сотрудником Даймлера по работе". Я за всю свою жизнь ни разу не имел случая разговаривать с Даймлером. Один раз я видел его издали в Берлине. Когда я протолкался через толпу, желая с ним познакомиться, он уже скрылся из виду. Всякий, кто видел и знает наши первые экипажи, приводимые в движение моторами, отлично понимает, что мы шли к решению проблемы совершенно различными техническими путями, абсолютно самостоятельно и независимо один от другого. Даймлер построил мотоцикл с двигателем, имевшим зажигание от запальной трубки и воздушное охлаждение, мною же был осуществлен трехколесный автомобиль, двигатель которого был с электрическим зажиганием и водяным охлаждением.vPothefeИзобретатель автомобиля на склоне лет, когда он сел писать свои воспоминания. Карл Бенц-студент Высшей политехнической школы в Карлсруэ.Дочь Бенца Клара за рулем модели "Вело" в 1894 году.Берта Бенц с двумя сыновьями покупает бензин в аптеке деревни Визлок во время "нелегальной" поездки 1888 года.Титульный лист первого торгового проспекта автомобилей "Бенц" (1888 г.). За рулем машины № 3 - сам К. Бенц, рядом - его будущий коммерческий директор И. Брехт.Это соблазнило мать. Она сделала все нужные распоряжения по хозяйству под предлогом, что завтра ей предстоит уехать первым поездом на несколько дней. Ничего не подозревавший отец спал сном праведника, а заговорщики, встав ни свет ни заря, отправились покорять мир. Старший сын сел за руль, мать - рядом, а младший - на задней скамеечке. Меньше чем через час они достигли Гейдельберга - путь шел по прекрасному шоссе. Впрочем, все обходилось благополучно до деревни Визлок. Дальше доро_а пошла по холмам. Обоим пассажирам пришлось на одном из подъемов слезть с машины и подталкивать ее сзади. При спуске мать почувстпатент ДРП № 73515 на систему рулевого управления двумя передними колесами с трапецией. Чуть позже, в том же 1893 году, Бенц начал выпускать на продажу автомобили первой в мире серийной модели "Виктория" с мотором в3 л. с. За ней последовала модель "Вело". Обе вскоре стали экспортировать. Спрос возрастал, и в 1895 году завод изготовил 62 машины "Вело" и 36 экземпляров "Виктории", а всего, вплоть до 1897 года, удалось выпустить тысячу экземпляров "Вело". Так стала создаваться автомобильная промышленность, пионером которой тоже является Карл Бенц.Но и несовпадение момента появления наших автомобилей с полной очевидностью доказывает самостоятельность моего изобретения. Два имени создателей автомобиля соединились в 1926 году при слиянии двух ведущих немецких фирм "Бенц" и "Даймлер". С тех пор автомобили "Мерседес-Бенц" получили широкую известность во всем мире. Готлиб Даймлер (1834-1900) не дожил до этих дней, а Карл Бенц (1844-1929) еще застал машины, выпускавшиеся под объединенной маркой. Публикацию подготовил Л. ШУГУРОВ З РУЛЕМ 12/94 А 23