18
19
Представим себе (в наши дни это нетрудно), что где-то в России из-за отсутствия сырья или спроса на продукцию закрылись, скажем, текстильные фабрики: промышленному району грозит массовая безработица. Но тут иностранная фирма выражает желание купить в этом районе землю, чтобы построить завод и выпускать легковые автомобили. Правительство России активно помогает ей, и вот - земля Родины продана чужестранцам. Они наводняютУчасток сдачи готовых испанских джипов "НиссанIV'^"•ЗУеЭ!Террано-И" (они же - "Форд-Маверик") на заводе в Барселоне.^ЙЙРйVO erjсо ОНPQбылые времена английские компании приносили своей стране немало валюты от экспорта автомобилей. Но японские, немецкие, французские, итальянские фирмы ушли вперед - покупателей британских автомобилей становилось все меньше. Автомобильная промышленность Англии нуждалась во вливаниях свежей крови. И в1 984 году правительство этой страны и японская фирма "Ниссан" подписали соглашение о строительстве в Сандерленде, что неподалеку от Ньюкастла, большого автомобильного завода. Верфи, которыми некогда был знаменит Ньюкастл, получали тогда очень мало заказов (сейчас многие из них уже закрылись), а северовосточным районам Англии грозила вспышка безработицы. И, спасая положение, правительство Англии решилось. В сентябре 1986 года завод "Ниссан" в Сандерленде начал давать продукцию. Он полностью выпускал (а Не собирал) "НиссанБлюберд". С мая 1990 года освоил производство модели "Примера", а затем (с августа 1992 года) - "Микра", получившей впоследствии титул "Автомобиль 1993 года". Более того, "Примера" была спроектирована, испытана и доведена силами самостоятельного научно-технического центра "Ниссан", который работает в Англии с 1988 года в городке Крэнфильд. Завод в Сандерленде делает машины применительно к запросам автомобилистов Старого Света. Это не японские, а чисто европейские автомобили, причем две трети их выпуска экспортируется. Неудивительно, что английский завод "Ниссан" стал лидером в поставках автомобилей за рубеж ив течение последних трех лет был отмечен специальной наградой английской королевы за вклад в развитие британского (!) экспорта. Его машины покупают сегодня в 36 странах мира, а ми-, Щ_£ЙВнувшим летом начат экспорт английских "ниссанов-примера"... в Японию. Вид просторных цехов в Сандерленде породил первое "почему": почему так свободно? Да чтобы иметь резервы для размещения в будущем дополнительных станков, для расширения производства. В 1993 году это предприятие выпустило 246 281 машину. Его потенциал - 300 тысяч в год. На заводе работает 4250 человек, то есть годовая выработка на одного - около 58 машин. Очередное "почему": не видно в цехах японцев - они же должны тут хозяйничать. Но их в Сандерленде всего 30, потому и не видно. Зато, как выразился один из инженеров, с трудом произнося японские слова: "Ватошитачи ва нихон" - "мы работаем, как японцы". Между прочим, Сандерленд получает детали от 254 смежников, расположенных не только в Англии, но и на континенте. И укладываются "точно вовремя", как требует знаменитая система "канбан" - вот что интересно! В дополнение к четырем с лишним тысячам занятых в Сандерленде эти смежники дают работу еще нескольким тысячам человек. А вот сколько стоило это "работаем, как японцы"? За 10 лет капиталовложения в завод составили 900 миллионов фунтов стерлингов. Другой завод "Ниссан", уже испанский, в Барселоне. Он вырос не на голом месте: еще в двадцатые годы здесь собирал автомобили фордовский филиал. Завод не раз менял хозяев и название, пока фирму (она называлась тогда "Мотор Иберия" и делала грузовики "Эбро") не купила в 1980 году компания "Ниссан". Сейчас это головное пред-18ЗА РУЛЕМ 1/95 наш рынок своими автомобилями, которые конкурируют с "москвичами" и УАЗами и создают угрозу самому существованию отечественного автомобилестроения. А владельцы зарубежной фирмы кладут прибыль себе в карман ихозяйничают на нашей земле. Есть от чего прийти в ужас - но не спешите. Поинтересуемся лучше опытом страны, где все это "уже проходили". Итак, Англия, в автомобилестроении которой последние годы "хозяйничают" японцы. В Барселоне, как ив Сандерленде, в цехах не видно женщин. В условиях безработицы главное - найти, где трудиться главе семьи. Хорошо ли они зарабатывают, эти единственные кормильцы? На английском заводе, например, годовой заработок около 13 тысяч фунтов стерлингов плюс примерно 13% различных премий. Это средняя для страны зарплата производственного рабочего. В Испании уровень жизни и оплаты труда пониже. На конвейерах барселонского завода наряду с джипами "Ниссан-Террано-П" встречаются машины с эмблемами "ФордМаверик". Дело в том, что американский "Форд" участвует в производстве этих машин, вкладывая в него средства. А в Америку джипы идут под маркой "Форда". Почему "Ниссан" создает в Европе не сборочные заводы, а работающие по полному циклу? Ответ прост: многие европейские страны, опасаясь конкуренции, ввели либо количественные ограничения на ввоз японских машин, либо, как Россия, налоговые барьеры. Японские фирмы поступили мудро: ведь когда 80% деталей автомобиля изготовляются в европейской стране, то выпущенные таким предприятием маши-Эти вопросы стали лейтмотивом беседы с президентом "Ниссан Юроп", европейского отделения компании со штаб-квартирой в Амстердаме. Господин Тадахиро Ширай рассказал о деятельности "Ниссана" в Европе, подчеркнув, что компания продает на континенте около 230 тысяч машин в год. На складе в Амстердаме единовременно находятся 30 тысяч автомобилей, готовых к сбыту. Сорок тысяч дилеров по всей Европе торгуют "ниссанами" в 20 странах Европы. Конечно, российские журналисты поинтересовались видами "Ниссана" на 21-ю страну: какие перспективы для создания совместных с Россией заводов, как в Англии или Испании? Ведь мы тоже хотим "ватошитачи ва нихон"! Господин Ширай отметил, что у "Ниссана" пока нет конкретных планов строительства заводов в России. По мнению его фирмы, русский рынок имеет огромный потенциал, но в будущем. Однако сооружение завода, даже сборочного, требует больших инвестиций. Пока экономика России неустойчива, "Ниссан" не готов пойти на них. В настоящее время японская компания ежегодно экспортирует в Россию лишь около тысячи своих машин. По мере улучшения экономической ситуации в стране будет расширяться рынок, и вот тогда в ней возникнут более благоприятные условия для вложения капитала в производство. Мы должны подождать и оценить ситу-Английский автомобильный завод "Ниссан" в Сандерленде (вверху слева). Эти оранжевые роботы в Барселоне кантуют, фиксируют в кондукторе и сваривают боковины кузова к "Ниссан-Террано-И".1ШТАЧ^ны считаются отечественными, а не импортными. Кстати, можно назвать немало немецких, французских, итальянских моделей, которые на 80% изготовлены в своей стране, а на 20% (в стоимостном выражении) укомплектованы импортными деталями и узлами. Так на территории Англии и Испании появились оборудованные по последнему слову техники заводы, а с ними - не только дополнительные рабочие места, но и автомобили высокого качества и технического совершенства. Проиграли от этого англичане или испанцы? Нет - выиграли. А как же прибыль - японцам? Во-первых, часть идет на развитие производства (то есть, по сути, не вывозится). Во-вторых, государство (Англия или Испания) берет с этой прибыли налоги, и немалые, так что крупный завод - это ощутимая выгода для страны, в которой он работает. ацию. Во всяком случае, оценить, сколько наших машин в оптимальных условиях готов принять русский рынок, и, определив потребность в них, инвестировать прежде всего в создание дилерской сети. Наша политика - наращивать сбыт плавно, не рывком - подчеркиваю - по мере готовности вашего рынка, резюмировал президент "Ниссан Юроп". Из окна штаб-квартиры открывался вид на море "ниссанов": "примеры", "микры"... Вдали, в гавани, громадные корабли для доставки машин из Японии - увы, не в Россию. Да и перспективы создания в ней своего Сандерленда "вдали". Так что "истинные патриоты" могут не беспокоиться в ближайшие годы у наших автомобилестроителей не будет повода говорить: "Мы работаем, как японцы". Сандерленд-БарселонаАмстердам-Москва Л. ШУГУРОВ З РУЛЕМ 19 А /5 19Штаб-квартира "Ниссан Юроп" в Амстердаме. Открывается вид на площадку с тридцатью тысячами готовых к продаже машин. У причала - два корабля-автовоза. Фото "Ниссан"приятие (есть еще пять), где работают 4400 человек, да еще 2270 человек на пяти заводах-спутниках. Обслуживают их 243 смежника, преимущественно испанских. Мощность здешнего "Ниссана" -125 тысяч джипов "Патруль" и "Террано-П", а также мини-вэнов "Серена" и фургонов "Ванетт" ежегодно.