57
58
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В "МОСКВИЧЕ"От рождения этот автомобиль страдает многими, в том числе и серьезными, болезнями. О них мы рассказывали в отчетах о редакционных испытаниях "сорок первых" и в материалах читателей об опыте эксплуатации их в разных регионах страны. К сожалению, АЗЛК искореняет недуги своих машин не так быстро, как требует жизнь. В результате репутация этой модели если не продолжает падать, то уж определенно и не повышается. О том, что все же сделано за прошедшие годы выпуска - с февраля 1986го, рассказывает инженер ГП "Москвичавтотехобслуживание" В. БАРАНОВ.2141-1109334 с укороченной головкой. С целью снизить вес автомобиля с августа 1990 года устанавливается облегченный кожух 2141-1309010-10 электровентилятора на медно-латунном радиаторе 2141-1301010-10 с боковыми пластмассовыми бачками (23). В результате новый кожух и старый радиатор (и наоборот) стали несовместимыми, поэтому для ранее сошедших с конвейера машин выпускают комплект 2141-1309952, в который, помимо радиатора и кожуха, включили накладку 2141-13021168, позволяющую монтировать новый радиатор в старом кузове. В связи с прекращением Димитровградским автоагрегатным заводом поставки карбюраторов ДААЗ-2141-10 типа "Солекс" с апреля 1992 г. двигатели УЗАМ331.10 комплектуют карбюратором ДААЗ2140-50 типа "Озон" (3). С декабря 1993 г. на часть двигателей монтируют карбюраторы ДААЗ-2140-60 с головкой блока исквич-214122". (Более подробно о конструктивных особенностях модернизированного двигателя см. ЗР, 1994, № 10.) Повышению пассивной безопасности автомобиля служит установка на капоте (с октября 1988 г.) травмобезопасных жиклеров омывателя 2141-5208060 с удлиненным подводящим шлангом 2141-5208066. С этой же целью с июня 1989 г. устанавливают перфорированную энергоемкую опору трубы 2141-3444020-01 рулевой колонки (6). В результате при сильном лобовом ударе безопасная рулевая колонка не смещается в сторону водителя. Она сохранила обозначение прежнего узла. С мая 1989-го тормозные и топливные трубопроводы, проложенные под днищем кузова, прикрывает защитный кожух 2141-1104284: он предотвращает поломку трубок при случайных наездах на препятствие или ударах. Немало улучшений сделано в кузове. Бывали случаи повреждения косынки меж-23 22 21 20 19181716151413^1211 10Начнем с модернизации двигателя и его систем. С января 1991 г. внедрен масляный насос - номер по каталогу 412-1011010-40 - измененной конструкции в паре с новой нижней крышкой распределительных звездочек 412-1002058-40 (позиция 1 на рисунке). При замене прежнего насоса 331.1011010 новым требуется заменять и нижнюю крышку 331.1002060 распределительных звездочек. Чтобы исключить случаи соударения головок винтов на карбюраторе с капотом, с июня 1992 г. внедрены винтыпоршнями от двигателя М412. Наиболее крупным новшеством последнего времени для "Москвича-21412" стал освоенный в июле 1994 г. двигатель УЗАМ-3317 - модернизированный вариант базового мотора УЗАМ-331.10 (2). У него увеличен до 1,7 литра рабочий объем, а также повышена до 85 л. с. мощность. Для отличия автомобилей, комплектуемых этим двигателем, от исходной модели в конце цифрового обозначения ставится дополнительно индекс модификации -2. В результате автомобили получили обозначение "Мо-ду перегородкой щита передка и верхними опорами телескопических стоек. Для устранения этого дефекта с середины лета 1988 г. применяют менее жесткие косынки, а с начала 1989-го еще и брызговики переднего крыла с утолщенными чашками. Кроме того, участившиеся (особенно после внедрения в октябре 1991 г. нажимного диска 2141-1601090-01 с усиленной диафрагменной пружиной) случаи образования трещин по перегородке 2141-5301172 на щите передка (возле отверстия под трос сцепления) привели к решению приЗА РЛМ 19 УЕ /5 57 варивать усилитель с внутренней стороны щита (с февраля 1993 г.). Другой недостаток кузова: в салон попадала вода через решетку подоконной накладки по водоотводящему кожуху. С мая 1988 г. на панели щита передка стали устанавливать дополнительный козырек водоотсекателя 2141-5304314-10 (5). Изменения затронули и салон. Улучшить уют помогло внедрение с мая 1988 г. удлиненных ребер 2141-57001080 и -570182, к которым стали крепить обивку потолка пистонами 366198 или 366203. Чтобы уменьшить шум и вибрации в салоне, панель передка, отделяющую салон от моторного отсека, с августа 1989 г. стали покрывать шумопоглощающей обшивкой 2141-5312020 (7). Тогда же изменили конструкцию пластины 2141-1001054-10 задн ей опоры силового агрегата и применили более эффективную виброгасящую резину в подушках 2141-1001038-01 и -1001020 соответственно задней и передних опор двигателя. Кроме того, на глушителе 2141-1201010-10 с апреля 1989 г. внедрен дополнительный кожух с асбестовой прокладкой (10). С сентября 1992 г. пошли цельноформованные шумоизоляционные напольные коврики 2141-51120060 и -5112100(14). Передние сиденья получили в апреле 1990 г. более удобные для посадки формы и обивку из светостойкой ткани повышенного качества (9). Улучшено было освещение рычагов на панели управления вентиляцией и отоплением салона, более читаемую и понятную символику приобрела шкала панели (8). Чтобы предохранить лакокрасочное покрытие, на днище кузова за задними колесами устанавливают с мая 1989 г. грязезащитные фартуки 2141-8404332/333 (11), а с апреля 1990 г. начали ставить и за передними колесами фартуки 2141-8404310-10 и -8404-311-10 (16). С той же целью, а также чтобы предотвратить попадание грязи за пороги, внедрены резиновые уплотнители 2141-6107029 по нижнему краю передних и задних дверей (13). Для более надежной защиты реечного рулевого механизма и моторного отсека от дорожной грязи в окнах брызговиков передних колес, напротив торцев рулевого механизма, с октября 1989 г. ставят полиэтиленовые заглушки 2141-3400020, а с июня 1993 г. в дополнение к ним стали закрывать проемы для рулевых тяг грязезащитными щитками 2141-3400026, скрепляемыми с кузовом пистонами 2141-1327064 и обивочными кнопками 2141-5702062 (17). Для повышения динамичности и топливной экономичности автомобиля также внесен ряд изменений. На модель -2141 (двигатель ВАЗ-2106-70) с начала 1988 г. ставят главную передачу с передаточным числом 4,1 (вместо 3,9), а с июня 1988 г. в коробке передач модификации -21412 появилась зубчатая пара пятой передачи с передаточным отношением 0,732 (вместо 0,69). При ремонте коробок передач следу58 ЗРЛМ 19 АУЕ /5ет помнить, что на ведущей шестерне 2141-1701132 пятой передачи теперь 41 зуб, а на ведомой 2141-1701141 - 30 (18). Раньше было соответственно 42 и 29. Долго живший недуг - приваривание втулки шестерни пятой передачи - пугал многих владельцев: они старались не включать ее. С февраля 1993 г. взамен стальной втулки ставят игольчатый подшипник 6-274905Е с пластмассовым сепаратором, выпускаемый ижевским ГПЗ № 13. Подшипник не столь чувствителен к снижению уровня масла в картере, как втулка. Что касается приборов, то для удобства контроля за определенным пробегом (суточным или маршрутным) в комбинацию приборов 2141-3801010-11 (211.3801) введен с апреля 1990 г. специальный счетчик. Для повышения надежности спидометра с марта 1991 г. гибкий вал 2141-3819010/ГВ163 привода спидометра заменен на вал 2141-3819008/ГВ208 в сборе с двумя гофри-' рованными уплотнительными втулками. Контрольная лампа в комбинации приборов, введенная с апреля 1993 г., напомнит забывчивым водителям о необходимости открыть воздушную заслонку карбюратора после прогрева двигателя. Для устранения такого опасного дефекта, как течь жидкости из главного тормозного цилиндра, с января 1990 г. были удлинены регулировочный болт штока усилителя и отверстие в поршне первой камеры цилиндра (22). При необходимости заменить его или вакуумный усилитель на машинах раннего выпуска придется брать оба узла сразу или при возможности воспользоваться специальными комплектами 2141-3510950 и -3510951 для замены соответственно усилителя и главного тормозного цилиндра. Комплекты содержат новые болт 2141-3510074 и поршень 2141-3505024-10. (При частичной замене деталей возможно самоторможение передних колес и ослабление общего тормозного усилия.) С февраля 1993 г. внедрен более прочный щит 2141-3501012 переднего тормоза с приварным усилителем. Чтобы исключить контакт подводящего шланга отопителя с нагретыми частями двигателя, а также использовать в отопителе наиболее горячую охлаждающую жидкость, место ее забора перенесли в сентябре 1992 г. на задний торец головки блока. Одновременно ввели кран 2141-8101400 отопителя вместе с трубкой 2141-8101192 и шлангом 2141-8101203, что позволяет избавиться от поступления нагретого воздуха в салон летом. С марта 1990 г. на дверях появилось более совершенное зеркало 2141-8201110-20 производства АЗЛК вместо поставлявшегося ДААЗом (15). В запасные части для машин, оборудованных зеркалами ДААЗ, поставляется комплект 2141-8201954. В ходовую часть за прошедшие годы внесены изменения, направленные на повышение комфортности езды и надежности узлов. Так, менее утомительным стало управление автомобилем благодаря снижению усилия на рулевом колесе. Такой результат дало применение в подшипниках 2141-2904170-10 на верхних опорах телескопических стоек новых металлофторопластовых вкладышей (21). Досаждавшие многим владельцам "41-х" стуки в телескопических стойках при ходе отбоя прекратились после того, как с октября 1989 г. в дроссельной шайбе 2141-29058^ клапана отбоя стали делать три паза (вместо одного) и уменьшили до 12 мм глубину отверстия под пружину клапана отбоя в штоке амортизаторной стойки. С той же целью с января 1991 г. по октябрь 1993 года применяли шток 2141-2905740-10 без канала клапана отбоя в комбинации с дроссельным диском 2141-2905848-10 с шестью пазами (19). Ныне устанавливают шток с каналом и дроссельный диск с тремя пазами. При ремонте стоек нельзя нарушать требуемую сочетаемость штока и дроссельного диска. С апреля 1994 г. вместо задних амортизаторов производства Гродненского завода автомобильных агрегатов стали устанавливать амортизаторы Скопинского автоагрегатного завода с большим диаметром штока (12). В связи с этим для ранее выпущенных автомобилей в запасные части поставляется комплект 2141-2915950, в который входят все необходимые резиновые подушки, буферы и вщпки с отверстием большего диаметра. С апреля 1994 года взамен привычных сайлент-блоков 2141-2904046 в измененный рычаг 2141-2904024-10 передней подвески начали запрессовывать распорную резинометаллическую втулку 2141-2914036 без наружной обоймы (20). Не осталось без внимания конструкторов электро- и радиооборудование. Например, с декабря -1993 г. начат выпуск автомобилей с микропроцессорной системой зажигания (4) на базе контроллера КЭЗ331-000 и пары высоковольтных катушек 3009.3705 (см. ЗР, 1994, № 1). Проведение целого комплекса изменений к апрелю 1990 г. позволило расценить это как модернизацию автомобиля с добав-. лением к обозначению индекса - 01. В ближайших планах завода внедрение двигателя УЗАМ рабочим объемом 1,8 литра, главной передачи с передаточным отношением 4,22 и первой передачи с передаточным отношением 3,54 (сегодня 3,308), более надежных червячных хомутов фирмы "Norma" для трубопроводов охлаждения и питания двигателя, болф долговечных разборных шаровых опор, конических двухрядных роликовых подшипников в ступицах колес взамен шариковых с пластмассовыми сепараторами, радиоприемника "Былина 320А41" и многое другое. Что касается нового двигателя, который должен выпускать АЗЛК, то его доводка и подготовка производства продолжаются. Сроки завершения работ зависят от финансирования, которого сегодня явно недостаточно.