7
8
9
10
ВАМ "НИВУ"?аше знакомство•:'v,."' «^гч"**- 4*B»ih ;**«*»«'^'Зг'Л.й**АdS«i • »^ДЖИП "В ШЛЯПЕ"М•"««j,—-<--В момент своего появления на свет "Нива" была очень комфортабельным вездеходом. Современный кузов, салон, отделанный "по мотивам" самой дорогой и престижной тогда "шестой" модели, неплохие ходовые качества. Автомобили такого класса за рубежом называют "джип в смокинге" или "фермер во фраке". Этакие не-Времена, когда выпускалась одна-единственная "Нива" - ВАЗ-2121, миновали. Появилось целое семейство модификаций на базе модернизированной "Нивы" ВАЗ-21213. Корреспонденты "За рулем" имели возможность в большей или меньшей степени познакомиться со всеми представителями нового семейства. Что изменилось в конструкции? Каковы первые впечатления от общения с автомобилями? Об этом наш рассказ. укротимые покорители бездорожья, скрытые под благородной личиной. Символом благородства и интеллигентности в нашей стране почему-то всегда была шляпа. Вспомните:"... а еще в шляпе!" Так и просится к "Ниве" прозвище на заграничный манер... Кто-то возразит: "Какой тут комфорт: машина трясучая, тихоходная, шумная". И будет по-своему прав. С появлением отечественных переднеприводных моделей стало ясно, как должен вести себя на дороге более или менее современный автомобиль. Ну, а тот, кто поездил на зарубежной машине (особенно высокого класса), и на "восьмерку"-то смотрит с пренебрежением, а уж "Нива"... И все-таки списывать "Ниву" в разряд утилитарных джипов рано. Кто не согласен, пусть проедется на УАЗе или ЛуАЗе. На их фоне "вазовский" вездеход выглядит очень достойно. Предоставляя некоторый комфорт и снос-ни". И говоря, что машина "тупая", трясучая, неуправляемая, не стоит об этом забывать. У нас много бездорожья, да и дороги порой дорогами только называются. И пока ситуация не изменится (а произойдет это нескоро), "Нива" будет пользоваться популярностью. Тем более, что завод наконец-то модернизировал автомобиль-ветеран (17 лет на конвейере!). Старой "Нивы" ВАЗ-2121 больше нет. Уже около года с конвейера сходит обновленная "Нива" ВАЗ-21213 Внешне новая машина (с ней мы познакомились поближе, чем с другими) отличается измененной задней частью кузова. "Длинная", до бампера дверь - очень полезное нововведение. Грузить что-либо в багажный отсек стало гораздо проще. С задней двери исчез замок, который постоянно забивался грязью. Открыть ее можно только из салона. Правда, расположение рукоятки, открывающей багажник, под локтем заднего левого пассажира удачным назвать трудно: действовать приходится "на ощупь". В общем, машина от косметической операции с задком явно выиграла. Спокойная, неброская внешность "Нивы" оказалась очень "живучей". Сделанная почти два десятка лет назад, она и сегодня не выглядит на дороге древним мамонтом. Слегка изменившийся облик сделал машину более современной. В салоне теперь все по-другому. Новая панель, новые сиденья, новые облицовки. Задуман интерьер неплохо, но исполнение... Панель приборов "а-ля" -21083 не вызывает нареканий сама по себе. Только вот блик от нее ночью подсвечивает ветровое стекло. Виной всему - реостат: он регулирует подсветку от "яркой"ЩТЧ1Ц.ifW*-- /1MSQДлинная Нива ВАЗ-2129 и варианты исполнения салона: - панель от модели ВАЗ-21213 используется на всех модификациях "Нивы"; - салон "люкс" - много места для задних пассажиров, ковровое покрытие пола, до - багажный отсек ВАЗ-2129-01 значительно вместительнее, чем у "короткой" "Нивы" - грузо-пассажирская модификация "Утилитер" -ои ящик;ную динамику для движения по шоссе, "Нива" не утратила лучших качеств "проходимца". Импортные, богато отделанные, скоростные (и дорогие) вездеходы дадут "Ниве" сто очков вперед на трассе, а вот итог состязания в дремучем бездорожье предсказывать столь однозначно я бы не взялся. Что бы ни утверждали специалисты, в глазах жителя российской глубинки "Нива" - прежде всего вездеход, для которого бездорожье не случайность, а "образ жиз-! уЩшШЁ:8ЗА РУЛЕМ 1/95 п резентациядо "очень яркой". Но скоро полоса света на стекле перестанет досаждать владельцам "нив" - заводские специалисты "притушили" подсветку приборов, доработав реостат. Новые сиденья сделаны по образу и подобию "восьмых". Сами по себе они достаточно удобны и современны. А вот механизм, который для прохода заднего пассажира откидывает спинку и сдвигает сиденье вперед, на редакционной "Ниве" забастовал через полсотни срабатываний: из-за появившихся перекосов спинка не желает вставать на место. Пластмассовые панели задних боковин скрипят и проминаются от легкого нажатия. Впечатление от интерьера: задуман намного лучше, чем сделан. мотора вместе с изменениями в трансмиссии (о них ниже) позволили заметно снизить расход топлива. Трансмиссия была наиболее слабым местом прежней "Нивы". Здесь изменений множество. У новой машины пятиступенчатая коробка передач и главные передачи с передаточным числом 3,9. "Нива" стала более "дорожной", да и на снижение расхода топлива это повлияло положительно. Применены усиленные крестовины (некогда головная боль владельцев "нив"). Изменился их размер и появились пресс-масленки для смазки. В приводе раздаточной коробки ШРУС от "Оки". Цель его установки - снизить вибрации и шум трансмиссии. Снижению шума в салоне способствуют также новые резиновые чехлы на рычагах управления раздаточной коробкой. Все вышеперечисленные изменения владельцы "нив" со стажем оценят по достоинству. В тормозной системе применены вакуумный усилитель и главный цилиндр от "восьмерки". Эффективность модернизированных тормозов тех автомобилей, на которых пришлось поездить, нареканий не вызвала. В системе выпуска новые глушители. Корпуса их не сварные, а завальцованные, как у машин "восьмого" семейства. ческим. Но оказалось, и эта проблема теперь разрешима! Опытно-промышленное производство научно-технического центра ВАЗа выпускает "Ниву" с удлиненной на полметра базой. Индекс модели ВАЗ-2129 Вот здесь уже можно говорить о вместимости. "Двадцать девятая" выпускается в трех вариантах. ВАЗ-2129 - модификация "люкс". Задний пассажир может вытянуть ноги, отделка салона улучшена, а вот багажник остался прежний, маленький. ВАЗ-2129-01 - наоборот, тесное, как у обычной "Нивы", заднее сиденье и очень вместительный багажный отсек. Да к тому же два бензобака общей вместимостью 84 литра. ВАЗ-2129 "Утилитер" - грузо-пассажирский вариант. Заднего сиденья нет, стекла закрыты решетками, водитель и единственный пассажир отделены от грузового отсека перегородкой. Выпуск таких машин невелик: планируют делать около трех тысяч длинных "нив" в год. Зато в условиях мелкосерийного производства можно по заказу, например, окрасить машину в несколько цветов или установить защитные решетки-"кенгурятники". Список дополнительного оборудования планируется расширять. В ближайшей перспективе установка заднего сиденья от ВАЗ-2108 - машина станет "безоговорочно" пятиместной. В скором будущем появится пятидверная модификация. На ходу "длинная" "Нива" выдает себя сразу. Исчезает присущая короткобазной прародительнице продольная раскачка и... становится очень тяжелым руль. Если первое хорошо, то второе, в сочетании с большой длиной машины, снижает маневренность. Решит проблему гидроусилитель руля. К внедрению такого агрегата готовятся. Еще одна особенность поведения длиннобазной машины - она менее склонна к заносу на скользкой дороге. Что касается проходимости, серьезные проблемы могут возникнуть при переезде высоких препятствий. За вместимость, увы, надо чем-то платить. Интересна история появления "длинной" "Нивы". Первоначально это был носитель агрегатов для перспективной модели. Машина-носитель получилась интересной, и в итоге ее стали выпускать малыми сериями. А "перспективная" растворилась в тумане... Кроме короткой и трех длинных, существуют еще две модификации, которые, как говорится, не про нас - они ориентированы на экспорт. Первая из них ЗА РУЛЕМ 1/95Двигатель имеет увеличенный до 1700 см 3 рабочий объем. Об этом извещает надпись "1,7" на задней двери. Применены бесконтактная система зажигания и карбюратор типа "Солекс". Невидимое, но очень серьезное усовершенствование новая форма камеры сгорания. ДоработкаТаковы основные отличия новой "двести тринадцатой" "Нивы" от старой "двадцать первой". Единственное, что невозможно изменить никакой модернизацией - малую вместимость автомобиля. Тесновата "Нива", да и багажник впору назвать символи лась конструкция впускного коллектора. Привычного распределителя зажигания нет. Вместо него - "черный ящик" зажигания электронного. Блок управления системой впрыска - в салоне, у левой ноги водителя. Смысл установки впрыска отнюдь не повышение мощности: 80 л. с. /59 кВт при 5200 об/мин и 130 Н-м при 3400 об/мин это очень близко к показателям стандартной "Нивы". Главная цель - соответствие автомобиля строгим западным нормам токсичности. Аппаратуру центрального впрыска ВАЗ не разрабатывает и не планирует осваивать (в отличие от впрыска распределенного): ее закупают за рубежом. Естественно, большая часть "впрыснутых" машин за рубеж и уходит. Так что - есть, но не про нашу честь. "НИВА" - РАЗ, "НИВА" - ДВА... Стандартная - "двести тринадцатая"; оборудованная системой впрыска "двести четырнадцатая"; дизельная "двести пятнадцатая"; три длинных "двадцать девятых"; стандартная, люкс и грузо-пассажирская. Итого - шесть модификаций одной машины (не считая снятой с производства ВАЗ2121). Это уже можно назвать семейством. И проблем у этого семейства предостаточно. Ведь базовая "Нива" - давно не последнее слово техники. Модернизация не сделала машину более современной, а скорее вылечила старые болезни. Качество изготовления "вазовских" вездеходов оставляет ныне желать лучшего: хваленая надежность, увы, в прошлом. И все-таки старушка "Нива" жива и даже обзавелась отпрысками. Этак скоро покупателю придется выбирать, какую "Ниву" приобрести. Нам это непривычно. Сколько лет знали "просто колбасу" или "просто пиво"? А оказалось, сортов разных - уйма. Ничего, привыкли. Может, отечественные производители приучат нас привередничать и на рынке автомобильном? Тогда на просьбу покупателя: "Хочу "Ниву!" последует вопрос продавца: "А вам какую?" И.ТВЕРДУНОВФото С. Иванова ВАЗ-21215 Это выпускаемая в городе Чехове на фирме "Лада-Экспорт" "Нива" с французским дизелем "Пежо-XUD 9L" (о ней см. ЗР, 1994, № 2). К сожалению, условия контракта с производителем моторов таковы, что все двигатели должны возвращаться во Францию на наших "нивах". Поэтому приобрести такую машину в России проблематично. Но существует такая форма возврата автомобилей на "историческую родину", как реэкспорт. Так что иу нас могут появиться (а возможно, уже есть) владельцы дизельных "нив". Им полезно знать, что, кроме двигателя, на автомобиле установлен нестандартный (тоже из Франции) радиатор, изменены отопитель и кран отопителя, заменены топливные трубки от бака к топливному насосу, изменен картер сцепления и конструкция крепления переднего редуктора. Кроме того, французский мотор требует фирменного дизельного масла и почему-то не переносит отечественный антифриз. Четырехцилиндровый вихрекамерный дизель имеет рабочий объем 1905 см3 , мощность 63 л. с/46 кВт при 4600 об/мин, крутящий момент 118 Н-м при 2500 об/мин. Так что не ждите от машины особой резвости. Характеристики дизеля не пора10 ЗА РУЛЕМ 19 /5 жают. Зато расход топлива не превышает 8,7 л/100 км. Следующая модификация - тоже экспортная — ВАЗ-21214 Двигатель этой машины (обыкновенный "нивовский" объемом 1,7 л) оборудован системой центрального впрыска топлива "Дженерал моторе". На месте карбюратора расположены воздушная заслонка и электромагнитная форсунка. Немного измениОсновные технические данные автомобилей "Нива" ВАЗ-21213 и ВАЗ-2129 Модель Количество мест Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Габаритные размеры, мм: длина ширина высота База, мм Рабочий объем двигателя, л Мощность кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин Максимальная скорость, км/ч Время разгона до 100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч при 120 км/ч городской цикл ВАЗ-21213 4-5 1210 1610 3740 1680 1640 2200 1,69 59/80 при 5200 130 при 3200 137 19 8,3 11,5 10,5 ВАЗ-2129 4-5 1350 1850 4240 1680 1640 2700 1,69 59/80 при 5200 130 при 3200 132 25 10,3 11,8 12,3