24
25
САМЫЙ НАДЕЖНЫЙСреди подержанных иномарок, ввезенных за последние годы в страны СНГ, немалая доля пришлась на "мерседесы" семейства W123. Вполне закономерно: они зарекомендовали себя очень надежными и долговечными. Разумеется, это не исключает "болезней возраста", более или менее типичных дефектов. О тех, с которыми вероятнее всего столкнется владелец, рассказывает М- ГОРБАЧЕВ. Чаще всего в подержанном "МерседесеW123" требуют замены: 1 - задние амортизаторы; 2 -ограничитель открывания двери; 3 - водяной насос; 4 - передний амортизатор; 5 - кран отопителя; 6 реле-регулятор; 7 - опора двигателя (подушка); 8 - верхние рычаги передней подвески; 9 - требуется установка дополнительной прокладки под пружину задней подвески; 10 натяжитель цепи; 11 - тормозные диски."Мерседес", о котором идет речь, в середине 70-х годов дал начало новому виду автомобилей - массовых, повышенного класса. Так сказать, люкс для многих. В обширном семействе "123-х" были модели на любой вкус - от дизельной -200D, прославившейся экономичностью, до особо комфортабельной -280Е с мотором в 185 сил, прекрасной динамикой и высокой максимальной скоростью. Помимо обычных седанов предлагались сравнительно редкие, специфические варианты: двухдверное купе и длиннобазный "Ланг" с дополнительными откидными сиденьями; были также универсалы. Основные данные важнейших моделей приведены в таблице. Всего "123-х" сделали более 2,7 миллиона штук за период с 1976 по 1984 год. В торговой марке, как у всех "мерседесов", присутствовал трехзначный цифровой индекс, обозначавший рабочий объем двигателя (округленно) в см3 без последней цифры (2300 см3 230, 2500 см3 - 250 и т. д.). С 1976 по конец 1979-го самым распространенным мотором был М115 (заводское обозначение) - четырехцилиндровый, рабочим объемом 2 или 2,3 литра. С 1980 года на "123-й" устанавливали новый двигатель М102, который в дальнейшем перекочевал на модель W201 ("Мерседес-Бенц-190" - см. ЗР, 1994, № 7). Этот мотор легко узнать по черной клапанной крышке. Шестицилиндровый "250-й", также ставший весьма популярным, оснащали двигателем М123, который имеет фантастический моторесурс и практически никогда не подводит. Но один существенный недостаток все же присутствовал. Быть может, не столь заметный в конце 70-х, в наши дни он стал нетерпим. Речь о невероятной прожорливости, особенно при городской езде. Если ваш "250-й" в городе ест больше 17 л/100 км, не пытайтесь чтолибо сделать - это нормально! Сказанное о расходе шестицилиндрового двигателя относится ик модели -280. На трассе при равномерном движении со скоростью 100-120 км/ч он убавляет аппетит до 10 л/100 км. Двигатели "мерседесов" "боятся" низкокачественного моторно24 ЗА РУЛЕМ 19 /5IIМЕРСЕновной радиатор частички пыли и грязи. Постепенно они забивают поверхность, и эффективность охлаждения падает. Продуйте радиатор сильной струей сжатого воздуха - и охлаждение вернется в норму. Теперь хочу обратить внимание владельцев на переднюю подвеску. Если в поведении машины на дороге появились странности, а передние колеса изнашиваются неравномерно - почти наверняка виноваты верхние рычаги. Изнашиваются втулки, рычаг начинает перемещаться в продольном направлении - все это вызывает резкое изменение углов установки колес. На этот дефект обратите особое внимание: если между шайбой сайлент-блока и алюминиевым рычагом появился зазор в несколько миллиметров, рычаг в сборе подлежит замене. Столь же характерная неприятность сильно просевшие или треснувшие подушки, на которых установлен двигатель. Их дефект вызывает повышенную вибрацию кузова и усугубляется тем, что по середине поддон, опустившись, упирается в рези-го масла: оно вызывает закоксовывание масляных каналов, что приводит к выходу двигателя из строя. Иногда в первую очередь забивается фильтр - это ведет к резкому снижению давления. Заменив фильтр и залив свежее масло, чаще всего удается вернуть давление в норму. На "115-м" двигателе может выйти из строя натяжитель цепи. Он гидравлический, и вряд ли вам удастся восстановить его работоспособность - нужна замена. Если начал пробуксовывать стартер, издавая при этом громкий пугающий звук, демонтируйте его и, проворачивая коленвал вручную, внимательно осмотрите зубчатый венец маховика. Вероятнее всего, зубцы повреждены. На автомобилях с кондиционером двигатель нередко перегревается. При этом грешат на термостат, но истинная причина обычно в другом. Теплообменник кондиционера, установленный перед основным радиатором, создает такое сопротивление потоку воздуха, что его оставшейся энергии не хватает на то, чтобы просасывать через ос опыт эксплуатации.Основные данные автомобилей "Мерседес-Бенц" семейства W123 выпуска 1983 годаПараметр Двигатель Тип Обозначение Число цилиндров Рабочий объем, см 3 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия Мощность, л. с/кВт при об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м при об/мин Топливо Зажигание Свечи Снаряженная масса, кг Длина*, мм Ширина, мм Высота, мм База*, мм Запас топлива, л Расход топлива, л/100 км** Максимальная скорость, км/ч Размер шин 65 7,9/10,2/12,4 168 175SR14 65 8,2/10,3/12,7 180 175SR14 65 9,0/11,4/14,8 185 195/70HR14 "Бош" H7DC, "Bepy"14K-7D 1360 Бензиновый M102V20 4 1997 89x80,25 9 109/80 5200 170 3000 АИ-95 Бензиновый М102Е23 4 2299 95,5x80,25 9 136/100 5100 205 3500 АИ-95 электронное "Бош" H7DC, "bepy"14K-7D 1370 "Бош" W5DC, "Bepy"14-6D 1410 4725 1785 1440 2795 80 9,3/11,7/15,0 200 195/70HR14 65 7,1/10,2/9,5 135 175SR14 65 7,2/9,9/9,5 143 175SR14 "Бош" W7DC, "Bepy"14-7D 1475 "Бош" 0 250 201 001 "Беру" 381GK "Беру" 381GK 1400 1405 Бензиновый М123 6 2525 86x72,45 9 140/103 5500 200 3500 АИ-95 Бензиновый М110 6 2746 86x78,8 9 185/136 5800 240 4500 АИ-95 Дизельный ОМ615 4 1988 87x83,6 21 60/44 4400 113 2400 дизельное Дизельный ОМ616 4 2399 90,9x92,4 21 72/53 4400 137 2400 —______^ ~ • Модель —_____ 200 230Е 250 280Е 200D 240D* Длиннобазный седан: длина - 5355 мм, база - 3425 мм; купе: длина - 4640 мм, база - 2710 мм. ** С 4-ступенчатой КП по методике ЕЭК ООН (90, 120 км/ч и ГЦ). Два слова о тормозах (они дисковые у всех колес). Диски на "123-м" необходимо менять после пробега примерно 100 тыс. км, причем колодки "ручного" тормоза находятся внутри задних тормозных дисков. После замены их устанавливают отверткой через одно из пяти отверстий, в которые вворачиваются болты крепления колеса. На "мерседесах" с большим пробегом встречаются неисправности, характерные для "пожилых" машин любой марки. Может выйти из строя гибкий вал (трос) спидометра, трос замка капота, возможны другие мелкие поломки. Зато почти никогда не ломаются замки дверей, не нарушается их регулировка. Двери открываются и закрываются удивительно легко, радуя владельца характерным "мерседесовским" хлопком при закрывании. Крайне редко встречается коррозия несущих деталей кузова. Чаще всего она поражает хорошо известные места: пороги, кромки колесных арок. Как у любого автомобиля почтенного возраста, здесь не редкость потускневший, а то и тронутый ржавчиной рефлектор фары. Света от нее будет немного лучше замените новой. Кстати, для сильно подержанных машин (таковы сегодня W123) разумнее использовать так называемые неоригинальные запчасти - предназначенные для данной модели, но без маркировки "МерседесБенц" на упаковке. Смежники делают их специально для этой цели, причем они много дешевле "оригинальных : например, тормозной диск - около 40 марок вместо 90 за такой же с трехлучевой звездой. Мне не удалось здесь систематизировать неисправности - мол, эта деталь выходит из строя на такой-то тысяче. Отчасти потому, что основной парк "123-х" имеет сегодня пробег далеко за 100, а то и за 200 тысяч километров; отчасти из-за того, что машины эти ломаются редко, что затрудняет систематизацию дефектов. Тем не менее им присущи многие широко известные болезни возраста. Рано или поздно выйдет из строя водяной насос или кран отопителя. К счастью, последний установлен в подкапотном пространстве, и в случае неисправности жидкость не течет на ноги пассажира и водителя (как случается на "Волво-240"). К тому же он разборный: замена двух сальников возвращает крану работоспособность. И все-таки беру на себя смелость утверждать, что подобные случаи на "мерседесах" происходят куда реже, чем на машинах других известных фирм и даже на "мерседесах" более поздних моделей. Недаром в апреле 1984-го, когда только-только появилось новое семейство W124, немецкие таксисты устроили забастовку: они не хотели расставаться со старым, но верным и надежным "123-м". Быть может, профессиональное чутье подсказало им, что сверхнадежность этой модели явление уникальное и вряд ли она будет унаследована новым поколением машин. ЗА РУЛЕМ 19 /5 25новыи ограничитель на подмоторнои поперечине. Первое, что можно сделать - демонтировать этот упор. Появится зазор, вибрация уменьшится, но заменить подушки все-таки нужно. На машинах с большими пробегами свыше 200 тысяч километров - нередко требует замены подшипник полуоси. Также выходят из строя шарниры привода задних колес, несколько похожие на "запорожские". Напомню, что задняя подвеска - независимая; картер главной передачи прикреплен непосредственно к кузову, поэтому шарниры карданного вала никогда не выходят из строя: ведь вал работает все время в одной плоскости. И если вы услышали настораживающие звуки в задней части машины, имейте в виду - это не крестовины. Выходят из строя амортизаторы, проседают пружины подвески. Восстановить клиренс (но не упругость пружин!) можно, подложив дополнительные резиновые шайбы под пружины. Лучше всего использовать фирменные, которые выпускают для этой цели разной толщины.