ТАМ ,ГДЕ ДЕЛАЮТ "ЖИГУЛИ"Мы, москвичи, успели привыкнуть к тому, что можно купить все: любую запчасть к любому автомобилю. Владельцу крутой иномарки за необходимую железку придется выложить немалую сумму, может быть, подождать, пока деталь или агрегат доставят "из-за бугра". Владельца "Жигулей" ("Волги", "Москвича", "Запорожца") поиски аапчастей наверняка приведут на рынок. А уж ларьков, магазинов, базарчиков автомобильного профиля в столице не счесть. В общем, к хорошему привыкаешь быстро. А везде ли так хорошо? Во время очередной командировки в Тольятти решили разведать, на каком уровне нынче торговля автомобилями и запчастями в "автомобильной столице" России. Начали с поиска "толкучки" - рынка, где продают подержанные автомобили. Интересно было сравнить уровень цен с московскими. Скажем сразу - никакой "толкучки" мы не нашли. Сотрудник ГАИ, к которому обратились.за консультацией, объяснил, что в их городе более или менее организованный рынок по продаже автомобилей отсутствует и посоветовал поехать... в Самару. Вот так: нет в Тольятти "толкучки"! Еще года три назад на площади около спецавтоцентра ВАЗа всегда стояло несколько "жигулей". Совершенно новых, обычно ВАЗ-2104 или -2105. Эти машины не продавали - их меняли. Причем меняли на самые дорогие и престижные модели "девяносто третью" или "девяносто девя60 ЗА РУЛЕМ 1/95тую" (естественно, с доплатой). Хозяева "обменных тачек", обычно люди южные, сетовали: "Деньги есть, хочу "девятку", а открытка пришла на "пятую"!" Теперь, если есть деньги, можно купить любую машину. И, естественно, "непрестижные" "жигули" вместе со своими южными хозяевами пропали с площади. Объявлениями о продаже автомобилей ни газетные колонки, ни стены кооперативных гаражей, ни фонарные столбы не пестрят. А если машина в объявлении фигурирует, то обычно предлагается натуральный обмен: ВАЗ на квартиру (дачу, гараж) или наоборот. Так что особой активности на фронте торговли неновыми автомобилями в Тольятти не отмечено. Учитывая, что город немаленький и машин там много (это заметно без всякой статистики - по загруженности улиц), такая ситуация выглядит странно. Неужели "аборигены" едут продавать автомобиль в Самару? Или торговля идет незаметно, между друзьями, знакомыми и родственниками? От отца - к сыну? Непонятно! Расстроенные безуспешными поисками рынка автомобилей, поехали на рынок автозапчастей. Выбрались на самую окраину города, в район химических заводов вот она, огороженная торговая площадка. Только почему-то никого нет - ни вокруг, Цены на запасные части в тольяттинском магазине спецавтоцентра ВАЗ (осень 1994 г.)Наименование Комплект поршней -2101 Распределительный вал в сборе -2101 Распределитель зажигания -2101 Крестовина-2101 Диск тормозной-2101 Колодки тормозные передние-21011 шт. Коммутатор-2108 Бензонасос-2108 Прокладка головки блока -2108 Коробка передач 4-отупенчатая -2108 Фара-2105 Фйнарьзадний-2105 Фара -1111 Привод стеклоочистителя -1111 Распределительный вал-1111 Цена (руб.) 46126 50 477 56 250 8 009 17 298 2114 45 667 21 142 5 500 538166 48125 26 908 30 750 56 213 19 220ни внутри. Мы опоздали. А было всего-то часа три - самый разгар дня. Из разговоров с местными автомобилистами выяснили, что график работы рынка весьма странный: только в четверг и пятницу. Почему именно так, ответить толком не смог никто. Одна из гипотез гласила: здесь заключаются оптовые сделки. Купленный товар в выходные должен лежать на прилавках в других городах. Похоже на правду. Короткую характеристику коммерческой торговле запчастями дали тольяттинские автолюбители: для "жигулей" на рынке можно купить все. Цены разные - если перепродают товар из магазина - дороже, ворованное с завода - дешевле. Есть коммерсанты, которые закупают партии запчастей на заводе. У этих цены близки к магазинным. Некондиционного товара и просто подделок на рынке полно. Если покупать достаточно сложный узел в сборе - высока вероятность обмана. В новом корпусе (рулевого механизма, например) может оказаться "начинка", выработавшая все сроки или некондиционная. Такие случаи - не редкость, приходится быть внимательным. Наверное, местным жителям можно верить. Свой рынок они знают лучше. Наконец, последняя точка, куда мы решили заглянуть, - фирменный автомобильный магазин ВАЗа. Заходили туда без особой надежды увидеть что-нибудь достойное - и ошиблись. Выбор запасных частей для двигателя, трансмиссии и ходовой части вполне приличный (хотя, конечно, далеко не полный). Есть в продаже фары, стекла, пластмассовые детали. Можно найти запчасти для всех моделей - от "первой" до "девятой", даже для "Оки" кое-что прикупили. Удивило обилие различной "мелочи". Гайки, болтики, шайбочки, пружинки, пробки и другие детальки очень маленького размера и не всегда понятного назначения занимают целый прилавок. А вот чем магазин не богат, так это "жестью" - кузовных деталей там почти нет. Цены на некоторые запчасти в магазине спецавтоцентра приведены в таблице. По сравнению со столицей не дорого и не дешево. Автомобили ВАЗ и запасные части к ним покупали в Тольятти всегда (еще бы, их здесь делают), хотя добывать их приходилось всеми правдами, а чаще неправдами. И ехали люди, и добывали. И теперь едут (правда, меньше), и ходят по рынкам, ларькам и магазинам в поисках необходимого. Видимо, не везде наладилось снабжение запчастями, да и мелким торговцам надо добывать партии "товара". Наверно, московское и тольяттинское автомобильное изобилие не везде еще стало привычным. Ведь Москва и Тольятти - города не простые. Один столица, а второй ... во втором делают "жигули". И. ТВЕРДУНОВ