62
63
64
Усилиями программы "Арена" и телекомпании "Самипа" из Монте-Карло вот уже несколько лет Россия приобщена к формуле 1. Прямые трансляции с гонок стали для многих наших сограждан окном в мировой автомобильный спорт. Особенно велик интерес к этим соревнованиям в провинции, где меньше возможностей увидеть, услышать, узнать. Об этом пишут в редакцию читатели нашего журнала, которые высказывают слова поддержки и благодарности в адрес организаторов этих трансляций и вместе с тем просят публиковать больше материалов о формуле 1. На гоночную аллею пускают по специальным пропускам. Таким же, как в ремонтные боксы. Она, эта аллея, всегда на задворках сцены, где разыгрываются 16 актов ежегодного спектакля формулы 1. По одну сторону ее - ряд громадных фургонов с имуществомкантов формулы один. Один некогда руководил гоночной командой "Марч", другой в былые времена сам выступал на гоночных автомобилях. Оба совсем не дилетанты ни в спорте, ни в бизнесе, оба испытывают особенную любовь к гонкам формулы 1, делая все возможное и невозможное, чтобы этот чемпионат не только был событием номер один в автомобильном спорте, но и вообще в спорте. Они добились того, что предмет их любви постоянно в центре мирового внимания,- 237 миллионов человек в 122 странах ежегодно следят за ходом борьбы в формуле 1 по телевизору. Не менее шести тысяч журналистов, фоторепортеров, телевизионщиков со специальными аккредитационными карточками ФИА освещают этот чемпионат вло укреплению спортивного духа и джентльменства. И все же не будем говорить о минувшем сезоне только со знаком минус. Наряду с неприятными сюрпризами он принес много интересного. Прежде всего это связано с рождением нового чемпиона Михаэля Шумахера. Восемь (а с учетом дисквалификации в Бельгии девять) его побед - свидетельство незаурядного мастерства молодого гонщика. Но не только. Победы эти принесли ему "бенеттоны" с моторами "Форд-Зетек-Р". У этих восьмицилиндровых двигателей более скромный потенциал для форсирования рабочего процесса, чем у конкурентных десяти- и двенадцатицилиндровых (750 л. с. против 800-810 л. с ) . Но моторы "Форд" располагали более высоким крутящим моментом в сре-раза за гонку наведываться в ремзону, их тренированность и проворство при прочих равных условиях определяли подчас победу той или иной машины и команды. Иными словами, слаженная работа механиков, наконец, нашла прямое выражение в результатах состязаний. Чемпионат минувшего года превратился не только в дуэль двух виртуозов руля - Деймона Хилла (34 года) и Михаэля Шумахера (25 лет), но и команд, которые они представляли. За Фрэнком Вильямсом и его неизменным креслом-каталкой стоял отряд из 218 высококвалифицированных бойцов "Вильямса" с главным конструктором Патриком Хэдом во главе. Их поддерживали 180 человек из "Рено-Спорт" - создатели победоносного мотора. Флавио Бриаторе, похожийЛЮБОВЬ И КОШШ№BENETTON SPORTS YSTEM на седеющего жуира, как бы олицетворял собой всю энергию команды "Бенеттон" из 200 человек, поддерживаемую 50 специалистами фирмы гоночных моторов "Форд-Косворт". На Большом призе Европы в Испании Бриаторе и его правая рука, хитрец Том Уолкиншоу тактически переиграли "Вильяме", точно рассчитав расходы времени на заправки, их количество, - успех не заставил себя ждать. Бриаторе боролся с руководителями из ФИА и ФОКА против дисквалификации Шумахера, но тут не преуспел. Даже психологическое оружие испробовала команда "Бенеттон". Накануне гонок в Испании Шумахер на одной из пресс-конференций вдруг нанес Хиллу удар ниже пояса: "Ему досталось быть гонщиком № 1. Но никакой он не № 1. И я бы не находился на месте, которое занимаю, будь жив Сенна. Он бы опережал меня на несколько кругов - а что говорить о Хилле! Дэвид Култард после Чемпионское трио: "Бенеттон-Форд-В194" Михаэль Шумахер и Флавио Бриаторе. течение сезона. Много ли это шесть тысяч? Судите сами, если такие соревнования, как финал Кубка мира по футболу - огромное событие в спорте, которое к тому же проводится раз в четыре года, освещали семь тысяч журналистов. Сезон 1994 года стал, наверное, самым драматичным и самым коварным в 45-летней истории розыгрыша чемпионата мира. Трагическая гибель трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны в самом начале сезона, ажиотаж вокруг скоропалительных изменений технических требований, взаимные подозрения гоночных команд в их нарушении; наконец, аннулирование показанных спортсменами результатов и дисквалификация гонщиков небывало накалили обстановку вокруг формулы 1, что, ко всему прочему, не способствова-45-йчемпионах мира в формуле 1 — итоги------У^ iSAlMеШMILD SEVEIгоночных команд, с другой - павильоны, палатки, автобусы. На этой аллее можно встретить и ведущих гонщиков, и представителей спонсоров, и, конечно же, главных режиссеров спектакля Макса Мосли и Бернгарда Экклстоуна. Первый - президент ФИА, Международной автомобильной федерации; второй же глава ФОКА, Ассоциации фабри62 ЗА РУЛЕМ 19 /5днем диапазоне оборотов, были гораздо надежнее двигателей "Пежо" или "Феррари". Это оказалось приятным сюрпризом. В ходе чемпионата мы наблюдали жонглерскую выучку бригад механиков, которые успевали за семь секунд заменить четыре колеса и произвести заправку топливом. И поскольку гонщику приходилось по два-три Спорт.будет жаль, если они не смогут закончить чемпионат мира поспортивному. В конце концов, как говорят, под давлением .самого Экклстоуна удалось заставить их публично пожать друг другу руки. Патрик Хэд отыгрался на следующем, предпоследнем этапе в Японии. Там лил дождь. Такой сильный, что на "полный газ" рассчитывать не приходилось. И он запланировал лишь одну дозаправку "вильямсов" в ходе гонпреимуществ его команде, ибо главный конструктор "Бенеттона" Росс Браун сделал то же самое. К последнему, решающему этапу в Австралии Хилл и Шумахер пришли, имея на счету соответственно 91 и 92 очка. Напомним, что победа на этапе дает десять очков, а второе место - шесть. Каждому из гонщиков, чтобы стать чемпионом, надо было финишировать впереди соперника либо на первом, либо на втором месте. И вот началось... На тренировках лучшее время, в конечном счете, показалKJRKNMJLT „thmaflS •tothmaiRothsnansГлавные соперники чемпионов: "Вильямс-РеноFW16", Деймон Хилл и Фрэнк Вильяме.5АРСТВОтолько компенсировать потерю времени на эти три остановки, но и получить некоторое преимущество перед соперником, у которого больше запас топлива на борту. На мокрой трассе соотношетрехтонок уже ходит быстрей его. ки. Тем более, что на мокрой ние иное. И тут Хэд переиграл Ия не так уважаю Деймона, как трассе, где шины хорошо охлаж"Бенеттон": в Японии Хилл, а с других гонщиков". дались и мало изнашивались, ним "Вильяме" и "Рено" победили. В этой связи на память приобъективной необходимости в их На мокрой трассе более жеходят натянутые отношения межчастой замене не было. сткие "дождевые" шины требуют ду Простом и Сенной. Правда, они Обычно "Вильяме" дважды от подвески колес несколько увемогли обвинять друг друга в чем за гонку дозаправляет свои маличенного хода - и Хэд пошел на угодно, но всякий раз подчеркивашины - по 95 литров, "Бенеттон" то, чтобы увеличить дорожный ли личное уважение к способно- трижды, по 55 литров. Выигрыш просвет с 10 мм (под злополучной стям соперника. Со своей сторо- во времени на более легкой, с 10-миллиметровой "доской", из-за • ны, Хилл заметил, что он не испыменьшим запасом топлива машикоторой столько было сломано тывает вражды к Шумахеру и ему не позволяет по сухой трассе не копий) до... 12 мм. Но это не даловновь приглашенный в команду "Вильяме" Н. Мэнселл, чемпион мира 1992 года, обеспечив себе первую стартовую позицию. Шумахер показал второй результат, а Хилл - третий. Хорошо зная "фокстерьерский" характер Мэнселла, Патрик Хэд рассчитывал, что тот резко уйдет со старта и не пропустит вперед Шумахера. Хилл же должен броситься вслед за Мэнселлом, чтобы не дать "Бенеттону" вклиниться между двумя "вильямсами". Если же Хилл окажется третьим, то Мэнселл должен идти в предельно высоком темпе (ездит он очень резко, часто рискуя), "заводя"Результаты выступлений гонщиков на отдельных этапах первенства мира (формула 1)МесГонщик и машина М. Ш умахер (ФРГ) "Бенеттон-Форд-В194" Д . Хилл (Англия) "Вильямс-Рено-FWI 6"* Г. Б ергер (Австрия) "Феррари-412Т1"** М. Х яккинен (Финляндия) "Мак-Ларен-Пежо-МР4/9" Ж . А лези (Франция) "Феррари-412Т1" Р. Б арикелло ( Б разилия ) "Джордан-Харт-194" М. Б рандль ( А нглия ) "Мак-Ларен-Пежо-МР4/9" Д. Култард(Англия) "Вильямс-Рено-FWI 6"* Н. Мэнселл (Англия) "Вильямс-Рено-FWI 6"* Й. Ф ерштаппен (Голландия) "Бенеттон-Форд-В194" БразиЯпотолиянияСанМариноМонаИспаКанаФранАнгФРГВенгБельИтаПортугаИспакониядациялияриягиялиялиянияЯпония.АвстралияСумма очков1 23456789101 2СС34С1 С21 61 С3С5С2Н2 1СС4С111 2;41 23ССССд1 С324С5Н8С 81ССССС1 212Д 1С2ССС4. НН 123С456НСН 1С31 25310 122 1С73ССС С21292 91 41 26 24 19 16 14 13 10с3с н3С 37С5ННД СС4СН3н н8 НННс4 62Н56 43Н1с ннсС НССн нсн нннС Сн4 Нн ннС3н* С этапа в ФРГ - "Вильямс-Рено-FWI 6В". ** С этапа во Франции - "Феррари-412Т1 -В". Примечание: Д - дисквалифицирован, Н - не стартовал, С - сход. Цифры указывают на места, занятые на каждом этапе. ЗА РУЛЕМ 1/9563 Шумахера. И тот неизбежно совершит ошибку, "вылетит" с трассы, и тогда, даже если Мэнселл финиширует первым, а Хилл вторым, Деймон станет чемпионом. Таков был план. Мэнселл опрокинул всю тактическую установку уже на старте. Первый круг он начал только пятым, хотя мог быть первым. Погоня Хилла за блестяще стартовавшим Шумахером прошла без его участия. Первую четверть гонки Хилл шел за лидером, проигрывая ему примерно полторы секунды. После того, как Шумахер остановился в ремзоне для дозаправки и замены колес, англичанин уступал ему всего полсекунды. Развязка произошла на 32-м круге (всего их здесь 81). В попытке увеличить отрыв Шумахер пошел ва-банк и вылетел на обочину. А Хилл вместо того, чтобы резко затормозить, попытался проскользнуть мимо беспомощного уже "Бенеттона", зацепил сгоряча его боковину передним левым колесом и погнул верхний рычаг передней подвески. Оба гонщика выбыли из борьбы и каждый остался со своей суммой очков, причем у Шумахера на одно больше. А Мэнселл выиграл гонку и обеспечил "Вильямсу" (хоть это!) первое место в зачете конструкторов. И "Вильяме", и новый чемпион мира Михаэль Шумахер посвятили свои достижения памяти Айртона Сенны. Казалось бы, соперники закончили последнюю гонку вничью, без вражды, а, возможно, даже с чувством уважения друг к другу. Но откуда все же горький осадок? Всеобщая любовь к Ф1 ведь сохранилась и даже укрепилась - борьба за чемпионский титул была невероятно напряженной до самого последнего этапа. Все так, если бы последний чемпионат не прошел как бы под знаком коварства. В стремлении накалить общественный интерес к Ф1, руководство ФИА и ФОКА решилось в ходе чемпионата изменить технические требования (все равно, что во время футбольного матча изменить ширину ворот), дисквалифицировать бесспорного лидера Шумахера (все равно, что лишить команду возможности в двух матчах забивать голы) и тому подобное. Да, поднять интерес к соревнованиям удалось, но какой ценой?ФИА и ФОКА отводят формуле 1 исключительное место в спортивном репертуаре. Для этого мало-помалу они сводят на нет значительность других чемпионатов мира. Не стало первенства мира по кольцевым гонкам на выносливость, которое проводилось на спортивных машинах. Несколько лет назад удушили едва родившийся чемпионат мира по кольцевым гонкам на легковых автомобилях - невзирая на то, что ежегодно разыгрываются, да еще в очень сильном составе, с прямым участием заводских команд региональные (ФРГ, Франция, Англия, Италия) чемпионаты, которые носят ярко выраженный интернациональный характер. Однако это не было принято в расчет и пока удалось отстоять лишь проводимый в один этап Международный кубок по кольцевым гонкам на легковых машинах. Казалось, ФИА готова свести все соревнования на специальных одноместных гоночных машинах к чемпионату по Ф1, как высшей форме, оставив ранг европейских первенств для низших формул - "3000" или "3". Но, увы, европейское первенство на автомобилях формулы 3 уже "раскассировано" на несколько национальных чемпионатов, а как долго удержится оно в формуле 3000, можно судить по судьбе двух упомянутых ранее первенств мира. И это еще не все. Складывалось впечатление, что ФИА хочет свести все соревнования на серийных легковых автомобилях только к ралли. Но и тут федерация проявляет довольно коварный подход. В ближайшие годы ФИА намерена ввести новые технические ограничения: допускать на соревнования автомобили только с двигателями рабочим объемом не более двух литров, запретить использование машин с приводом на все колеса. Что к этому добавить? Да, ФИА и ФОКА проявляют большую любовь к формуле 1 - к самому технически сложному, экономически выгодному и очень зрелищному виду автомобильного спорта. Это можно и понять и оценить. Но любви всегда сопутствовало коварство, и по множеству признаков, ставших особенно заметными в прошлом году, мы ощущаем, что оно уже приносит свои горькие плоды. Л. ШУГУРОВОтветы на задачи, помещенные на стр. 45 Правильные ответы - 3, 6, 8,12,14,16,18, 21. I. Если трамвайный путь попутного направления расположен на одном уровне с проезжей частью, то поворот налево и разворот должны выполняться с него. Это правило не действует, лишь когда порядок движения устанавливают знаки 5.8 (пункт 8.5). II. На нерегулируемом пешеходном переходе водитель должен уступить дорогу пешеходам безотносительно к тому, находятся они уже на проезжей части его направления движения или еще нет (пункт 14.1). III. Если трамвайные пути пересекают проезжую часть дороги вне перекрестка, трамвай имеет преимущество перед водителями безрельсовых транспортных средств. Исключение из этого правила сделано только на случай, когда трамвай выезжает из депо (пункт 18.1). IV. На регулируемом перекрестке знаки приоритета не действуют, а если сигналы светофора разрешают одновременно движение и трамваю, и безрельсовым транспортным средствам, то у трамвая преимущество независимо от направления движения. Водитель автобуса, поворачивая налево, обязан уступить дорогу такси, движущемуся прямо со встречного направления (пункты 13.4 и 13.6). V. Независимо от числа полос движения на левой стороне дорог с односторонним движением большегрузным автомобилям (массой более 3,5 тонны) стоянка запрещена (пункт 12.1). VI. Двухколесные мотоциклы без коляски можно обгонять на перекрестке, даже находясь на второстепенной дороге (пункт 11.5). VII. Траектория левого поворота оговорена в Правилах только одним условием: при выезде с пересечения проезжих частей мы не должны находиться на стороне встречного движения (пункт 8.6). VIII. На дорогах, обозначенных знаком 5.3, действуют правила движения по автомагистралям. А на автомагистралях остановка и стоянка вне специальных площадок запрещены (пункты 16.1 и 16.3). Задачи подготовил Г. ЗИНГЕР