22
23
Слева направо: низкочастотные динамики; широкополосная бескорпусная акустическая система; высокочастотные динамики.ааPQКО ИРt'Встроенная звуковоспроизводящая апинформации о частоте основного сигнала. пиковая мощность, которая может проявпаратура необходима в автомобиле, водиСовременный псевдотехнический сленг доляться в течение лишь нескольких миллисетель и пассажиры которого хотят слышать вел ситуацию до абсурда, разделив УКВ-дикунд. Реальная же максимальная мощность звуки более приятные, чем окружающий шум. апазон на "наш" УКВ и ФМ (FM). На самом усилителя - та, с которой он способен рабоМожно, конечно, обойтись переносной"— йЗделе "импортный" УКВ-диапазон отличается тать длительное время без разрушения. От1 от отечественного (66-73 МГц) только более метим попутно: у некоторых отечественных магнитолой или плейером с наушниками. высокой частотой и методом кодирования магнитол, например "Урала", в общем, неОднако первая тяжела, неудобна и не приййь стереосигнала. плохие -показатели, но критерий "цена-каспособлена для крепления в автомобиле, а Более или менее приемлемые авточество" не соответствует им. второй вариант эгоистичен (слушает тольмагнитолы, со стереофоническим звучаниПоэтому, переходя к более сложной ко тот, у кого наушники) и вдобавок небезем при воспроизведении кассет ив УКВтехнике, будем иметь в виду в основном опасен для водителя - мешает слышать диапазоне 88-108 МГц, стоят от 60 до 100 японские и европейские магнитолы и проигчто-либо помимо музыки. Все-таки самый долларов, их выходная мощность минимум рыватели компакт-дисков фирм "Альпайн", лучший вариант - когда автомобиль осна2x5 ватт, максимум 2x15 или 4x7 ватт. "Блаупункт", "Кларион", "Джей-Ви-Си", "Кенщен встроенным магнитофоном (декой), Это реальные показатели - на них вуд", "Грундиг", "Пионер", "Филипс", "Панасоприемником (тюнером) или проигрыв; жно ориентироваться. Хотя надпись ник", "Сони", "Саньо", "Тошиба", "Ямаха". Голем компакт-дисков (CD/''Си-Ди" - пл 00W" на встречающейся у нас английворя о продукции этих фирм, можно быть ером) и акустической системой - проще гой магнитоле "Roadstar" тоже справедлиуверенным, что заявленные характеристиворя, динамиками, воспроизводящими звук Она характеризует мощность встроенки соответствуют действительности. ПравСколько это может стоить? Для удобного усилителя, но так как единого стандарда, эта уверенность едва ли обойдется вам ства представим цены в долларах США. та ее измерения нет (наши ГОСТы за рубедешевле 100 долларов за самую простую Минимум составляет примерно 25 доллажом никого не интересуют), здесь указана модель магнитолы, но за качество надо а что касается -'максимума,-то, оказыплатить. А сейчас кгся, и 15 000 долларов, не предел для прервем рассказ цены на звуковоспроизводящую аппаратуоб источниках зву'у одного(!) автомобиля. ЩШ ЩР ка и рассмотрим Самый дешевый вариант - это либо рапроблему "со стодиоприемник российского производства, лироны ушей" слушабо непонятного происхождения импортные теля. магнитолы по 25-40 долларов, предлагаеСалон автомые многими коммерческими магазинами. мобиля - не лучПодобные изделия часто продают в комплешее место для кте с двумя динамиками, но тем не менее прослушивания муони не стереофонические. Все эти приборы, зыки по многим мягко говоря, далеки от совершенного звупричинам. Во-перчания и, помимо низкой цены, имеют только вых, в нем всегда одно преимущество - их привлекательность есть посторонний для воров (даже начинающих) весьма незнЭ ^ * шум. Во-вторых, чительна. Здесь необходимо отметить, что в мягкий материал и России стереофонический радиоприем возпластмассы обивРис.1. Возможности размеможен только в диапазоне 88-108 МГц на ки салона по своим щения динамиков в салоне. импортный приемник или 66-73 МГц на росзвукоотражающим Широкополосные акустичесреднечастотныи динамик сийский или "Sony Stereo +". Первый диапаские системы могут заменять и поглощающим зон называют также FM, хотя эти две буквы среднечастотные динамики. высокочастотный динамик свойствам сильно означают "частотная модуляция" и не несут 22 ЗА РУЛЕМ 2/95 отличаются, например, от стекол автомобиля. В-третьих, размеры и форма салона большинства автомобилей не дают возмож;;ности расположить динамики и усадить Ьлушателей в соответствии с требованиями акустики. Согласно ,им они должны располагаться позади динамиков, лучше всего посредине между левым и правым. К сожалению, поместить водителя в центр салона нельзя, как и удалить препятствия для распространения звука, которыми из-за малых размеров салона, относительно сидящих в нем людей, оказываются их тела и спинки передних сидений. Поэтому стандартная схема расположения динамиков для стереофонического воспроизведения в зале или комнате непригодна для автомобиля. Для получения качественного звука весь объем салона стараются равномерно "наполнить" звуковыми колебаниями, увеличивая количество динамиков с двух или четырех до десяти и более. Звуковые волны разной частоты распространяются по-разному. Высокочастотные колебания (более 4000 Гц) - практически по прямой, вследствие чего хорошо поощаются обивкой салона и хорошо отрат ся от стекол. Средние частоты (200-4000 Гц) уже способны огибатТэ препятствия, значительно слабее поглощаются ивкой и хуже отражаются от стекол. Низкочастотные колебания (ниже 200 Гц) почти не поглощаются мягкими деталями, отражение их от стекла очень незначительное. Эти закономерности распространения звуковых волн обязательно следует учитывать при установке динамиков (рис. 1). Высокочастотные помещают таким образом, чтобы звук от них был направлен в область головы водителя и пассажиров.важно лишь не перекрыть их звукопоглощающими панелями и обеспечить хотя бы незначительный внутренний объем. Их стоит устанавливать на штатных местах крепления (на передней панели или в дверях), но не на полке заднего стекла (без низкочастотных). Широкополосные акустические системы подразделяют на корпусные и бескорпусные. Последние представляют собой несколько динамиков, расположенных один внутри другого. При монтаже их необходимо жестко закреплять на кузове, а не на обивке, поскольку она|не обладает доста^ точной жесткостью. Корпусные акустические системы снабжены корпусом (что ясно из названия), в котором закрепляются динамики. Они не требуют монтажа - корпус просто кладут на полку заднего стекла. Но размеры колонок, с одной стороны, недостаточны для высококачественного воспроизведения низких частот, а с другой - слишком велики, чтобы расположить их незаметно. Лучшей добычи для вора тоже придумать трудно. Существует и "промежуточный" вариант, когда в небольшой корпус монтируют высоко- и среднечастотный динамик, а низкочас-, тотный использует этот корпус как направляющий аппарат для звука. Вся система монтируется на полке заднего стекла с вырезом отверстий под "басовый" динамик! Звучат такие конструкции очень неплохо, но, к сожалению, воры отличают их от корпусных, только когда уже залезут в машину, и пытаются (иногда успешно) вырвать с корнем. Низкочастотные динамики наиболее требовательны к размещению, хотя куда бы их ни поставили, слышно будет. Вопрос - как? Для установки "басов" необходимо,нужно выбрать способ установки А или Б (рис. 2.) Способ Б менее трудоемок, но звук будет зависеть от того, что лежит в багажнике. Способ А лучше с точки зрения "чистого" звука, но, если динамикам требуется большой объем, его придется отнять у багажника, Впрочем, есть и вариант для ленивых, когда ничего монтировать не надо. Активные (со встроенным усилителем) динамики в плоском корпусе кладут под водительское и пассажирское сиденья и получается мощный бас без больших хлопот. Минус - звук исходит из точки, ближе всего к которой окажется часть тела, по недосмотру создателя не имеющая ушей. Ну, а какова должна быть мощность усилителя и динамиков для действительнокачественного воспроизведения звука? Начнем со встроенного в магнитолу усилителя. Практика показывает, что 2x7 или 2x8,5 ватт для "жигулей" недостаточно,' нужно 2x25 или 4x15 ватт. Мощности 2x15 или 4x7 ватт достаточно для небольшого или очень тихого автомобиля, например "Оки" или японской машины малого класса. Е.ообще, чем больше мощность усилителя, тем ниже оэффициент искажений при работе на малой громкости, поэтому не следует слушать музыку, выкручивая регулятор громкости более чем наполовину. Если при этом она недостаточна - значит, мощность усилителя мала (или плоха запись на кассете). Динамики гораздо больше искажают звук, чем даже самый посредственный усилитель, поэтому запас мощности у них должен быть минимум трехкратный по отношению к мощности усилителя, при которой вы обычно слушаете музыку. Требования к звуку надо, однако, соотносить с его источником. Если вы живете в сельской j местности иЬи на удалении более 50 километров от крупных городов и слушаете только радио на средних волнах, не стоит сильно тратиться на радиоаппаратуру: любой приемник обеспечит качество звука, соотносимое с качеством вещания, а расходы на него не составят более 60 долларов. Городскому жителю, слушающему радио в УКВ-диапазоне или покупные аудиокассеты с записями, имеет смысл потратить 100-250 долларов на магнитолу и 80-150 долларов на динамики. Отдельные низкочастотные покупать не советуем: широкополосная система обеспечит достаточнб высокое качество звучания, будучи дешевле и проще в монтаже. Щетинные меломаны пользуются, как правило, самостоятельно записанными компакт-кассетами или компакт-дисками. Хороший звук в таком случае весьма и весьма дорог: чтобы им наслаждаться, необходима как минимум тысяча долларов. Как потратить эти деньги с наилучшим результатом, как быть, если такая сумма сразу не по карману, а также о конкретной работе системы в автомобиле мы расскажем в следующий раз. А. ФОМИНЗА РУЛЕМ 2/95Рис. 2. Установка низкочастотных динамиков или широкополосных акустических систем на задней полке: А - с использованием отдельного резонансного объема; Б - с использованием всего объема багажного отсека.Если такое расположение невозможно, допускается однократное отражение звука от поверхности ветрового или боковых стекол. Высокочастотные динамики невелики по размерам и не требуют отдельного объема для установки, поэтому сложностей с их размещением не возникает. Расположение среднечастотных динамиков может быть более произвольным,чтобы объем автомобиля по одну сторону динамика был изолирован от другого, например багажник от салона. Зачем это нужно? Без резонансного объема низкие частоты будут звучать намного слабее и менее выразительно - значит, потребуются более мощные (и дорогие!) динамики. В характеристике динамика указан необходимый ему объем камеры, исходя из которого23