38
39
40
ЛУЧШЕ5'Шжр-806", 1994 г. Сочетает комфортабельность легкового автомобиля с вместимостью микроавтобуса.рассказали о р. шенной вместимости, или УПВ ( •г:. • -V '"'ем обусловлена шстущая популярность УПВ? Конечs первую оче• tO ЯСЛИВЫ РРШ1ИЛИКогда и как Появились -УПВ? Точный ответ дать-труднОкЛйскольку сама !'м,ёс?итель-г ной-машины, чемседан-или универсал, ЛЯПЙКО не нпяя. Ее воппощениёи были, "*йсл6ртер"I•о: ; "Жу«а"• оы в непродолжительную поездку я - лучше машины не найти. Есть разные УПВ - попросторнее и помен Однако в большинстве из них можно свободно потянуться, распрямить за-' текшие ноги или поднять руку, не-боi пятишестиместных УПВ с индивидуальны-. ями-креслами не только просторнее, чем в обычных микроас тобусах, но и куда комфортабельнее. Причем компоновка многих моделей пассажирам переь-а поворачивающиеся сиденья позволяют беседовать лицом к лицу или уютно расположиться вокруг столика в центре. салона, трансформируемого из пассажирского кресла. Сиденья второго и третьего рядов складываются, предо- • ставляя хорошие возможности-.для от-. дыха; их вообще можно снять, если необходимо разместить объемистый (2-3 м3 ) багаж. Ничего подобного в обычной машине, даже в пятидверном универсале, вы не найдете.38 ЗА РУЛЕМ-2;г:5или мй:К;роавт6бус.'';ФИАТ-600-МультипПДдаЗвиаЕй '600 -машины типа нашего. ЗАЗ-965. Правда, ;Э.ти модел'й'-атно.сил.исьж. заДнемоторньгм; и'.-.были; так -называемой вагонной' компоновки'- водительское сиденье.находилось,над передним ко. лесом, что было очень-неудобно. • • ,. Чем отличаются УПВ от сегодняшних микроавтобусов? Пожалуй, лишь уровнем комфортабельности да размещением передних, сидений. По комфортабельности УПВ обычно соответствует легковому автомобилю того, же класса, а передние сиденья, как принято в легковом автомобиле, размещают в пределах базы позади передних колес- У,микроавтобусов, созданных, на. основе легких грузовиков, база обычно короче, подвеска жестче, а сиденья водителя и переднего пассажира часто располагаются над передней осью и даже впереди нее, что ухудшает комфорт и снижает безопасность впереди сидящих. Прав-.да, есть микроав" „ '•".',. ч7**1»;-?' тобусы, особенно г,-ам ериканеких . "фирм, в которых водитель и передние пассажиры располагаются почти с таким же комфортом, как в УПВ, только сидят повыше. Словом, можно считать, что УПВ - нечто среднее между легковым автомобилем и микроавтобусом, причем эта машина обычно заметно ниже микроавтобуса, а посадка водителя (высота и расположение сиденья) лишь незначительно отличается от "легковой". До недавнего времени почти все УПВ базировались на шасси легковых автомобилей, наследуя от них ходовые качества и комфортабельность. Да и название говорит само за себя. Суть в том, что увеличение габаритной, а с ней и внутренней высоты салона на 200-400 мм позволяет существенно улучшить условия размещения пассажиров, сделать его заметно просторнее. бозрение ЗР1991, № 4). Но за минувшие четыре года За рубежом такие машины называются по-иному. Поскольку назначение УПВ действительно универсальное (от перевозки пассажиров до транспортировки грузов при снятых сиденьях), в англоязычных странах их называют MPV ("многоцелевое транспортное средство"), APV ("универсальное транспортное средство") или просто "мини-вэн" ("мини-фургон"). А вот в Германии эти машины именуют почти так же, как у нас "комби повышенной вместимости". Принято считать, что УПВ появи-. лись совсем недавно - в начале 80-х годов. Автомобилестроителей подтолкнули к этому, очевидно, маркерольшие изменения. УПВ появились на российских дорогах, и огие имеют возможность увидеть такие машины живьем, а некоторые - приобрести. машины среди американцев. Сегодня . ее выпускают под марками "ПлимутВояджер" и "Додж-Караван", а в Европе-продают как "Крайслер-Вояджер". Причем эту модель не только импортируют, но и собирают в Австрии. Спрос на такие машины в Западной.Европе пока невелик: их продано в 1993 году около 140 тысяч, что составило лишь 1,2% от общего числа реализованных легковых машин. Но и тут тенденция постепенно сближается с американской. Признанный лидер здесь среди УПВ - "Рено-Эспас". Ожидая увеличения спроса, в прошлом году в дополнение к европейским моделям "Рено-Эспас" и "Ниссан-Серене"тинговые исследования, выявившие. потребность в.легковом автомобиле ' многоцелевого/характера, более вместительном;: чём.универсал, В.'числё первых мрделей;был.й.''Ниссан-Прери" (август Т 982 т.). "МицубисйгСпейс Вагон" (начало 1983 г,) и /Плимут-Вояджер' (осень 1983т)-Последний быст. ро стал "звездой в;новом секторе рынка и До:еих. пор.никому'неуступа: ет первенства Даже спустя 10 лет на эту, конечно модернизированную, мал шину, .приходится.'полОвйна" всех про-.; даж УП В/на североамер^^а^нско м рынке. И сегодняшними успехами компания 'Крайслер;' обязана, прежде всего 'устойчивой'^популярности этой."Крайслер-Вояджер'', 1990 г. Наиболее популярный УПВ в мире - за 11 л( /продано свыше 3 млн. штук. Выпускается с 1983 года, модернизирован в 1990-м. Вместимость - 5-7 мест, мощность двигателей - 100-163 л. с/74-120 кВт,-: Скорость - 160-180 км/ч. Вариант с удлиненной базой называется .'Тран-Вдяджер".."Рено-Эспас", 1991 г. Наиболее: популярный УПВ в Западной Евг' ропе. Выпускается с 1984 года; модернизирован в 1991-м. Вместимость - 5-7 мест, мощности; двигателей - 88-153 л. с/65-113' кВт, скорость - 162-195 км/ч. запустили в производство новые УПВ - "Пежо-806", "Ситроен-Эвазьон" и "ФИАТ-Улисс". В 1995 году появятся аналогичные модели совместной разработки "Фольксваген-Форд" и респектабельный "Мерседес-Бенц". Тем не менее, пока североамериканский спрос на такие машины в девять раз превышает европейский: из 1,75 млн. УПВ, выпущенных основными компаниями мира в 1993 году, лишь 6,2% сделаны в Европе. В целом же доля УПВ в общем выпуске легковых автомобилей достигла 5,1%. Производство УПВ ведущими компаниями мира в 1993 году, тыс. штук: США и Канада - 1268,6, в том числе: "Плимут (Крайслер) - Вояджер", "Додж-Караван" - 592.6; "Форд-Аэростар - 215,6; "Шевроле-Астро" 141,9; "Понтиак-Транс-Спорт". "Шевроле-Лумина-MPV", "Олдсмобил-Силуэт" - 117,8; "Меркьюри-Виллиджер" 89.8; "Джи Эм Си-Сафари" - 58,3; "Ниссан-Куэст" - 52,6. Япония 370,6, в том числе: "Тойота-Превиа/Эстима" - 160; "Ниссан-Прери". "Серена" - 100; "Мицубиси-Спейс Вэгон/Раннер" - 75; "Мазда MPV" - 35. Европа - 110,8, в том числе: "РеноЭспас" (Франция) - 60,0; "КрайслерВояджер" (Австрия) - 32,9; "НиссанСерена" (Испания) -17,9. Какие УПВ выпускают сегодня? В. ежегодном швейцарском каталоге "Аутомобиль ревю 1994" представлены 23 модели разных фирм более чем в 50 модификациях, отличающихся типом кузова, компоновкой, мощностью двигателя и типом трансмиссии. Пять лет назад (1989 год) в том же каталоге фигурировало лишь 10 моделей в 17 модификациях. Сегодня покупателю предлагают большой выбор самых разных машин"СитроенЭвазьон", 1994 г. Оригинально расположен рычаг переключения механической коробки передач.на 5-8 мест, габаритной длиной 4290-5115 мм, полезным,'объемом•• до'4,77 м3с бензиновыми ;и дизельными двигателями мощностью,67-172.л с. Здесь - и небольшие экодамйнные ма : ; шины наподобие дизельного лМщубмг си-Спейс Раннёр ^ й вместительные "Форд-Аэростар*, и "Виндстар" с грузовым отсеком: объемом- свыше 4Д ' м 3 (с одним- рядом, сидений! й"быстроходный "РеногЭепас-У6". развивающий Т95 км/ч й набирающий с места 100 км/ч за; 1Q,3 е;;;Особ,й юШети-м.: опять-таки •'крайслеррвскую-. гамму УПВ Эти машины выпускают в двух вариантах базы .и длины /Кузова, в не^ скольких'вариантах .планировки;,-и отг • ' делки салона: их оснащают пятью. различными двиг-атеяями;-'а шасси;.мог.ут быть как; передне-. так-и поЛноприводными-. Многие фирмы предлагают .по. две модели УПВ. а компания Ниссан': может похвастать дажече-. тырьмя моделями, различного назначения и :'вместймост.и;:. "Щрери", /"Серена . Куэст' и. Ларго', УПВ .можно классифицировать по. тем же признакам, .что..и -легковые автомобили. Однако, в отличие от последних, здесь,только,три класса;-ма-'Ш ""МицубисиСпейс Гир", 1994 г. Шестиместный вариант салона в исполнении "люкс" с индивидуальными креслами.ЗА РУЛЕМ 2 95лЫй: средний и большой. Причем УПВ большогр/жласса (длиной свыше 5,0 м, /,ширин6й-'свыше 1,8 м) появились лишь '-.в; Т"9'94;-'.тёДу'.- разумеется, в США ('5Фй.рД-В.й-нДстар"). Основная масса атих;мащйн~ среднего класса, за редким исключением, переднеприводные. '.Много полноприводных модификаций. "':.;;;К-УПВ,малого класса можно отне•'стй;всего -три-четыре модели японско. го. производства. Правда, делают еще •несколько, мини-автобусов и даже .УПВ на базе японских машин класса "микро".'; Однако ввиду весьма скром•ньгх потребительских качеств эти модели пользуются спросом лишь в Японии и Юго-Восточной Азии. . .-. Оснащение и дополнительное '^оборудование для УПВ мало чем отличается от легковых машин. Здесь фигурируют автоматические коробки передач, кондиционеры, электроприводы регулировки сидений и зеркал заднего вида, стеклоподъемников и управления люком в крыше. Широко используют тонированные и атермальные стекла (пониженной теплопроводности), так как большая площадь остекления и солидный объем салона в зимнее время требует мощных отопителей, а летом - интенсивной вентиляции. Специфичны для УПВ, пожалуй, индивидуальные кресла с подлокотниками и подголовниками, которые позволяют использовать УПВ в качестве офиса на колесах и даже в представительских целях: ведь места, чтобы установить столик для бумаг, мини-бар, факсимильную связь и другое оборудование, в салоне достаточно. Можно сказать, что УПВ стали, по существу, новым типом легкового автомобиля, лучше отвечающего запросам современного общества. М. ТЕПЛОВ