58
59
РынокКогда у моей тетки (здесь имеются в виду родственные отношения) назрела необходимость приобрести машину, то в качестве консультанта она пригласила меня, вспомнив про мой водительский стаж и авантюры, связанные с приобретением малоподвижных автомобилей. Обсудив детали, мы решили, что "заграница нам поможет". В последнее время стало модным покупать машину отечественного производства не у себя на родине, а за рубежом. И на то есть свои причины. Дороги "там" лучше, люди более спокойные, автомобильное топливо более высокого качества, и эксплуатационные условия зимой не столь жесткие, нежели у нас. Исходя из этого, мы и отправились в Финляндию. Мас• ла в огонь подлили друзья, которые пригнали оттуда вполне достойную "четверку". Начались поиски варианта "перехода границы". После долгих раздумий, расчетов с помощью калькулятора и доступной информации мы пришли к выводу, что наиболее реальный путь - это турфирма. Выбрали "тур на два дня". Он не был специализированным, что нас несколько смущало, но отсутствие конкурентов в группе вселяло некоторые надежды на успех. ПУТИ К СЕВЕРНОМУ СОСЕДУ В Санкт-Петербурге на сегодняшний день существует много туристических фирм, но не все они обеспечивают достаточно комфортные условия при простой поездке, а тем более за машиной. Наше внимание привлекла путевка на два дня, автобусная, с размещением в гостинице в центре города. По условиям турфирмы, мы должны были выехать в 23.45 по местному времени и прибыть в Хельсинки около 8.00. Некоторые турфирмы строят свое расписание иначе, что не очень удобно: выезд предлагается рано утром, приезд в Хельсинки около часа дня. Вы теряете пятьшесть часов, которые можно потратить бо58 ЗА РУЛЕМ 3/95лее плодотворно и, что немаловажно, за те же деньги. Есть путевки однодневные, но незнакомую страну хочется посмотреть не только из окна автобуса и машины. "ЭХ, ДОРОГИ!" В Финляндию мы ехали первый раз. Напуганные рассказами предшественников о бессонной ночи, мы с тоской ожидали появления автобуса. Нас интересовало, какой же он будет. На нашу долю достался "bowe", что, с моей точки зрения, просто великолепно. Используя водительский опыт, я первым делом "рванул" на заднее сиденье и оказался прав. Всю ночь мне никто не мешал ия совершенно спокойно мог лежать, вытянувшись. Таможенный досмотр никаких "негативных" реакций не вызвал. Квелые таможенники прогнали "через телевизор" наш скромный скарб, почиркали что-то в декларациях и загнали в "накопитель", где мы находились до того момента, пока автобусу не разрешили покинуть территорию России. Первое, что бросилось в глаза после пересечения границы, - это дорога - чистая, ровная, с прекрасной разметкой. Две полосы в каждую сторону. Дорожные знаки и указатели видны с очень большого расстояния. Вдоль дороги стоят столбики с нанесенным на них светоотражающим составом, расстояние между ними метров шестьдесят-семьдесят. Ограничение скорости сто двадцать километров в час. Знаки ограничения скорости желтого цвета и расположены после каждого пересечения со второстепенной дорогой. Для тех водителей, которым не довелось ездить в Европе, может показаться, что они попали в автомобильный рай - настолько все ясно и четко. Ближе к утру, когда стало светать, автобус остановился недалеко от АЗС. Заправочные колонки похожи на пульты управления полетом из "Звездных войн". Часть колонок автоматическая - засунул определенную сумму в приемное отверстие и получай бензин или дизельное топливо. Колонка одна на все виды топлива, только торчат из нее несколько шлангов. И таких колонок на территории заправочной станции много. Рядом - кафе и магазин, в котором можно купить все для машины и путешественника. Ну и, естественно, туалет. Несмотря на раннее утро, на автостраде полно машин: рабочий день начинается несколько раньше, чем у нас. Около восьми утра отправились дальше и незаметно въехали в город. Скорость снизилась сначала до ста, а затем до восьмидесяти километров в час. В городе она ограничена до пятидесяти. В Хельсинки мы попали в самом начале рабочего дня. Машины роились вокруг, однако, несмотря на узкие, по нашим масштабам, улицы, никакого ажиотажа, никаких пробок. Движение в городе организовано на удивление разумно. Никто никому не мешает, надо только вовремя занять нужный ряд, если предстоит поворачивать. На многих перекрестках светофоры работают для каждого ряда отдельно. Прибыв к месту назначения, мы занялись уговорами водителей отвезти нас в то самое заветное место, где, по слухам, "жигулевское" изобилие. За триста финских марок мы вчетвером - оба водителя, я и моя тетя отправились на север в городок Керова, что по дороге на Лахти, в тридцати километрах от столицы. ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ Автомобильный рынок не что иное, как скопище комиссионных магазинчиков и мастерских предпродажной подготовки. Иномарок продается огромное количество. Гаражей же, специализирующихся на "жигулях" (здесь их величают "ладами"), мы нашли только два. В одном хозяин Пауль - финн "в три обхвата", в другом - наш соотечественник южного типа, как нам потом сказали цыган. В работниках у него служит молодой парень. Выяснилось - мой бывший сосед. Выбор меня совсем не удовлетворил. Я был готов к тому, что цены выросли, однако "моря" хороших машин не увидел. Потолкавшись среди "классических" "лад", устремил свои взоры на переднеприводные. Здесь они несколько дороже из-за более скромног-о-алпетита. Начал с восемьдесят третьей, но она отказалась реагировать на усилия стартера. Осмотрев ее, обнаружил следы тщательно замаскированной коррозии кузова. Затем мое внимание привлекла скромненькая светленькая "восьмерка", стоявшая несколько в стороне. На рекламном листе стояла цена 16200 финских марок и пробег 58000 км. Полазив в машине, удивился целости всего того, что способно изнашиваться и ржаветь. Восемьдесят восьмой год выпуска настораживал, однако состояние кузовных деталей, наличие "родной резины" и отметок в сервисной книжке успокаивали. Поскольку клю- чи были у меня в руках и никто не обращал на меня внимания, я решил прокатиться. Выбрал место похуже, похожее на свалку, и дал "копоти". Результат оказался благоприятным. Решили, что берем эту машину. Моя спутница, наслышавшись, что финны любят торговаться, решила несколько снизить цену. Однако большой торг не вышел, дело-то мы имели с нашим бывшим соотечественником. Уступил он только 500 марок. Затем возникла следующая сложность - доллары хозяин гаража брать отказался. Нам пришлось ехать в банк, благо он оказался рядом. Здесь нас ждал сокрушительный удар: буквально накануне финская марка подросла относительно доллара, да еще сыграл свою роль "черный вторник". На обмене мы потеряли около трехсот долларов. Посчитали на калькуляторе еще раз наши расходы. Они оказались на пределе. Но, поскольку ориентиром для нас служила цена подобной машины на отечественном рынке плюс стоимость путевок, мы, немного погоревав, решили не давать задний ход. С оформлением документов проблем не было. Сопровождавший нас водитель автобуса сказал, что это не "совок", здесь все дорожат лицензией. Так оно и вышло. Хозяин гаража тут же, не отходя, как говорится, от кассы, оформил все необходимые документы - техпаспорт с отметкой о техническом осмотре, договор купчей и три экземпляра какого-то документа для предъявления на таможне. На этом закончилось наше общение с продавцами. Завершающим аккордом была попытка сбыть нам езженные зимние колеса за пятьсот марок каким-то дядькой, хорошо говорящим по-русски. Только потом мне объяснили сведущие люди, что у финнов обычно в "приданое" к машине входит комплект резины. Если покупаешь летом, то зимней, если зимой - то летней. Видимо, нам хотели продать то, что нам принадлежало по праву. Хочу дать два совета. Первый: едучи к финнам, берите марки, чтобы не попасть в ситуацию, подобную нашей. В крайнем случае следите за курсом валют. Совет второй: если территория гаража уставлена машинами - торгуйтесь, переходите от одного торговца к другому, дайте им понять, что вы можете купить машину у конкурента. Если у вас есть время - ковыряйтесь в машине, выискивайте недостатки. Лучше иметь дело с финном, его легче уговорить. "На круг" покупка машины вместе с поездкой обошлась в три тысячи шестьсот долларов США. За такие деньги подобную машину в Питере найти довольно трудно. На обратном пути нам встретились ребята, которые "гнали" машины, купленные в городке Хамина. Тринадцатую", со слов ехавшего на ней, они купили за две тысячи сто долларов, а "чистую" "пятерку" восемьдесят шестого года - за две шестьсот. По объявлению, вычитанному в газете-рекламе, цены таковы: новая "Лада-Самара-21093" - 6550 долларов; "Самара-2108" - 5900; -21053 1991 года - 5280; -21053 1992 года - 5730; -2108 1987года - 3750; -2108 1986 года - 3560; -2108 1988 года - 4190; -21011 1978 года - 1250; -21051 1988 года - 2850 долларов США. В газете есть приписка, что предъявление этой рекламы в магазине дает возможность воспользоваться скидкой в двести и более долларов как за новый, так и за подержанный автомобиль. Хотите верьте, хотите нет - я не проверял. На рынках картина несколько иная. Цены на заднеприводные "лады" ниже, чем в Питере. Правда, встречаются откровенно хламные машины. Поражает большое количество автомобилей с двигателями маленького объема, очень много "пятьдесят первых". Встречаются даже "семерки" с "одиннадцатым" мотором. Машины одинаковой модели, но с разными по мощности двигателями сильно отличаются по цене.НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ИВ ГОРОДЕПоездки по Хельсинки доставили истинное удовольствие. Картину портили только машины с российскими номерами. Уступая дорогу кому-либо, помните, что когда что-то потребуется вам, вас поймут и не будут давиться из-за пяти метров дорожного полотна. Несмотря на узкие улицы, поток автомобилей движется быстро и плавно. Нет "гонщиков", никто никого не "подрезает". Пешеходов пропускают, не возмущаясь и не проявляя нетерпения. Одним из грубых нарушений является езда по велосипедным дорожкам, которых в городах очень много. Также не рекомендую ездить по автобусной полосе - она обозначена сплошной чертой дорожной разметки и большой буквой "А". Хотя некоторые местные шуруют по ней во всю ивановскую. Знаки настолько информативны, что, зная направление и выучив нужное название улицы или города, заблудиться невозможно. Любой прохожий или водитель любезно объяснят, куда и как проехать, где стоит свернуть, чтобы сократить путь, и т. д. Я, проскочив нужный поворот, решил развернуться, однако не рассчитал ширину дороги. Водители, которым я перегородил путь, спокойно ждали, пока я завершу маневр. Не удивляйтесь, что все ездят с ближним светом, так положено даже днем. Некоторые наши автомобили переделывают таким образом, что при включении зажигания автоматически включается ближний свет фар. Стоянки в городе платные. Десять марок в час. При желании можно купить специальную карточку, которая дает право на стоянках не прибегать к услугам автомата. Покупая карточку, вы экономите деньги - она продается дешевле. Заправок в городе и вдоль трассы видимо-невидимо. Девяносто третий бензин стоит около девяноста центов, девяносто пятый - около доллара десяти центов. Единой цены на заправках нет, она колеблется в зависимости от места расположения и фирмы, торгующей топливом. На заправочных станциях обычно расплачиваются после того, как пополнят бензобак. Причем деньги за бензин часто принимает бармен, он же продавец в магазинчике при станции. За все время пребывания в Финляндии я всего два раза видел полицейских. Однако расслабляться не советую: забыл пристегнуть ремень безопасности - полицейский появится буквально из-под земли. Если, не дай Бог, вы попали в аварию, правила поведения таковы: ни в коем случае не скрывайтесь с места происшествия. Вызовите полицию по телефону 112 или 10022 и окажите помощь пострадавшим, в противном случае вы понесете уголовную ответственность. Весь транспорт в Финляндии застрахован, и проблемы ремонта и компенсации ущерба берет на себя страховая компания. "ЕДУ Я НА РОДИНУ..." Хорошо возвращаться домой. Но почему-то, переехав границу приветливой Финляндии и уткнувшись бампером в хвост очереди из машин, стоящих на досмотр уже на родной стороне, стало немного не хватать "капиталистического" сервиса и просто человеческого отношения. Мы со своей машиной оказались "не нужны" какому-то офицеру. Он загнал нас в самый конец очереди, которую мы только что отстояли из-за того, что находились немного левее, чем ему хотелось. Несколько раз переписывали декларации, потому что нигде нет образцов и никто ничего не объясняет. Если финны "выпустили" нас за десять минут, то родную таможню мы "проходили" около полутора часов. При выезде с первого КПП, а всего их три, с нас запросили налог на экологию в размере девяти тысяч шестисот рублей. На момент пересечения границы бензобак почти опустел. Итак, первый этап позади. До дома мы добрались. Теперь надо "растаможиться" и "встать на учет". Этим мы занимались почти двое суток. Скакали по городу от таможни до Балтийского банка и обратно. Таможенный пункт устроен очень странно: бумаги пишешь в одном месте, квитанцию получаешь в другом, а печать надо ставить "через квартал, за углом и на седьмом этаже". При этом куда ни вошел - плати. Несмотря на все оплаченные нами счета, моей бедной тете выдали сертификат и технический паспорт, по которым автомобиль и его владельца узнать было невозможно. Из светло-желтой машина стала коричневой, с палевой кабиной, а моя родственница поменяла имя. Когда все перепечатали ия прикрутил номера, женские нервы сдали. Капнув слезой на велюровое сиденье, моя дорогая тетя сказала, что только сейчас она почувствовала, что купила машину. С.-Петербург И. ЛАГУТИНЗА РУЛЕМ 3/95 59