60
61
Еще в ноябре прошлого года на московской презентации самого престижного в мире марафона его генеральный координатор известнейший спортсмен, участник всех "дакаров" Юбер Ориоль признался, что по протяженности семнадцатый по счету супермарафон не уступает предыдущему рейду "Париж-Дакар", а по сложности, трудности и опасности этапов превосходит все предшествующие. Ход состязания и его финал полностью подтвердили слова маэстро.Ровно столько сбросил президент известных в шоу-бизнесе фирм "ЛИС,С" и "Премьер СВ" фон до конца. Сергей Лисовский - единственный россиянин, сумевший пройти двухнедельный супермара-На старт ралли в испанской Гранаде вышли 95 мотоциклов, 86 джипов и 66 грузовиков, всего 247 машин. К финишу же на побережье Розового озера в столице Сенегала добралось значительно меньше половины. Ликовала Франция - в классе легковых автомобилей победил Пьер Лартиг на "Ситроене", а у мотоциклистов Стефан Петерансель на "Ямахе". Праздновала победу Чехия - второй год подряд в соревнованиях грузовиков держит первенство "Татра". Можно сказать, на самом финише чехам улыбнулось счастье: сошел наш КамАЗ, ведомый пилотом Виктором Московских, который на протяжении почти всего марафона был единоличным лидером. Российским гонщикам тяжелейший (без малого в 11 тысяч километров) маршрут не покорился ив этот раз - из тринадцати наших экипажей на автомобилях и мотоциклах дойти до финиша сумел только один - Сергея Лисовского. Ниже мы приводим его рассказ об участии в ралли с небольшими комментариями. - За рулем я лет двенадцать точно. Ездил на "ладах" - "семерке", "восьмерке". Последнее время - на "шестисотом" "Мерседесе" и "Мицубиси-Паджеро". Хотя, признаюсь, так закручен делами, что большей частью пользуюсь услугами водителя. Нет, ни мото-, ни автоспортом никогда не занимался. В общем, меня даже любителем можно назвать с большой натяжкой. Почему же решился участвовать в столь сложном автомарафоне? Да знаете, просто почувствовал острую необходимость встряхнуться. Когда ты занят бизнесом с утра до ночи, да еще избалован успехом, кажется, что нет, кроме своего дела, другой жизни. А она 60 ЗА РУЛЕМ 3/95есть. И неизвестно еще, какая из них "более настоящая". Впрочем, и рекламный эффект этой кампании учитывался. Журналисты, освещавшие ралли на месте, сошлись во мнении, что Лисовский стал неожиданностью прошедшего марафона. А упоминавшийся уже Юбер Ориоль высказался более определенно: "Что-то не припомню в истории "дакаров" такого любителя. Видать Лисовский - прирожденный гонщик". Что ж, результат говорит сам за себя. Человек, ни разу в жизни не стартовавший в соревнованиях, никогда не испытывавший таких нагрузок, сумел занять 47-е место в абсолютном зачете и 11-е - среди стандартных джипов. - Если в Москве у меня и моего штурмана Василия Крутина могли быть какие-то смутные надежды на успех (больше похожие на фантазии), то они исчезли сразу же после первого этапа. Он был, кстати, самым коротким: всего 280 километров. Но самым легким - вряд ли. Вообще легких этапов не было. Кстати говоря, в конце этого этапа мы перевернулись. Шел сильный дождь, крутые перевалы, узкие глинистые дороги над обрывами вдоль каньонов. Между прочим, этот этап был по ходу дела отменен организаторами - опасались жертв. Нам-то еще ладно, а каково было узнать об этом решении ребятам на КамАЗах, которые по размытым дорогам сумели пройти самые опасные участки - и оказалось, зря. За пять километров до финиша, на липкой и скользкой дороге мы вошли в занос и перевернулись. Может быть, и потому это случилось, что к машине я не успел привыкнуть. Позже только понял, что короткобазный вариант нашей "Тойоты-Ленд-Крюйзер" весьма неустойчив. Но опрокинулись так быстро, что дажеиспугаться не успели. Надо сказать, что и перевернулись удачно - рядом с телекамерой. Вокруг было много зрителей, и они, не дожидаясь нашей просьбы, мигом поставили машину на колеса. Немного пострадал только кузов - с двигателем и ходовой ничего не случилось. Происшествия, поломки в дороге стали для многих концом гонки. Получил пробоину в радиаторе и выбыл на последних этапах финн Ари Ватанен из команды "Ситроен". На полпути сошел с дистанции изза поломки двигателя мотоциклист Александр Нифонтов. Тяжелейших нагрузок не выдержали и сердца трех российских КамАЗов. Что поделать - марафоны в подобных условиях выигрывают не только с помощью таланта, упорства, подготовки, но и везения. - И все-таки однажды целых десять часов мы числились в лидерах ралли. Дело в том, что здесь фиксируется не только время прохождения целого этапа, но и трех его контрольных точек. И вот где-то в Гвинее, на предпоследнем, кажется, этапе компьютер дал сбой, выведя нас на первое и отбросив настоящего лидера Пьера Лартига на семнадцатое место. Ошибка, конечно, была понятна всем, но тем не менее... Главное для нас, конечно, было - дойти. Пятыми или двадцатыми - неважно. И мы сделали это. Как удалось? Фарт - безусловно, удача - само собой. Но, как мне кажется, больше всего помогло умение пересилить себя, через "не могу - не хочу". Знаете, шоубизнес - хлопотная, выматывающая штука. Иногда в сонном, даже полуобморочном состоянии, а приходится работать. Так и здесь надо было тянуть. И мы тянули. Хотя и понимали, что на особый успех с нашим опытом нечего рассчитывать. К тому же и наша "Тойота" - не лидер среди автомобилей "Дакара". Конечно, мы могли выбрать и другую машину. Тот же "Мицубиси-Паджеро". Но французы, занимающиеся их подготовкой к марафону, запросили очень уж большие деньги. Дешевле оказалось поехать на полноприводной "Тойоте". Тем более, что нам достался автомобиль, выигравший в прошлом году чемпионат Франции среди вседорожников. От серийного он отличался усиленной рамой, увеличенным ходом подвески, дополнительным бензобаком. Двигатель с турбонаддувом, объемом 2,8 литра имел мощность 180 лошадиных сил. Джипов "Тойота" в ралли участвовало семь или восемь. Дошли не все. Впрочем, с гонкой справились и не все специально подготовленные для "Дакара" фирменные автомобили, между которыми обычно и происходит борьба за первенство в этомСпортА на четвертом этапе застряли на восьмикилометровом участке дюн. Надо было нагонять. Подъезжаем мы к реке с солончакаМи, а в ней уже семь-восемь машин "плавает". Решил на скорости пройти. Газанул - воду проскочили, а вот обрывистый берег как раз мостом и зацепил. А больше, пожалуй, серьезных поломок и не было - Бог миловал. Колеса и те по сравнению с другими экипажами меняли реже. Порой за четыре этапа не было ни одного прокола, а бывало, за этап использовали все запасные покрышки - когда каменистые участки попадались. Да, и еще: два этапа мы вообще без тормозов шли. Вот когда было опасно. Хотя организаторы и беспокоились за жизнь спортсменов (как уже говорилось, один из этапов был ликвидирован, а другой, в Сахаре, сокращен на 30 километров), пострадавшие все-таки были. У нашего мотогонщика Сергея Поварова тяжелая травма ног - его отправили в ортопедический госпиталь в Париже. Не повезло и американцу, чемпиону мира по мотокроссу Денни Лапорту, выступавшему за российскую команду "ТАИС-спорт", - повредил руку. Впрочем, о травмах среди участников много не говорилось. Не афишировались и инциденты с местными жителями. Организаторы втихую выплачивали им какие-то компенсации. Одному японскому экипажу, сбившему марокканца, пришлось даже задержаться в стране до окончания расследования. Любопытно, мягко говоря, встречали ралли аборигены. Проезжая их деревушки, нам приходилось двигаться со скоростью километров пять-десять в час - до того плотно обступали они машину, буквально бросаясь под колеса. Но вдобавок серьезно опасались "приветствий" их юного поколения, обычно забрасывающего автомобили камнями. В конце концов мы все-таки нашли "противоядие" - подъезжая к населенному пункту, штурман высовывался из окна и приветственно махал рукой. Туземцы радостно копировали жест - при этом камни просто выпадали из их ладоней. Но это - любопытные мелочи, не более. Главное - трасса. Расслабиться нельзя ни на секунду. Иначе запросто свалишься в пропасть на горном серпантине, либо с дюны упадешь, или в гвинейском лесу завязнешь. Горы и камни - еще не самое страшное. Пески - вот где побилось и увязло техники! Мало того, что дюны вымахивают в высоту на 25-30 метров. Никогда не знаешь, что тебя ждет за ними - ровный спуск или обрыв. Пески коварны и разнообразны. На одних ни в коем случае нельзя снижать скорость - засосет и будешь откапывать машину несколько часов. А бывает, попадется песок ровный, плотный, держит хорошо, позволяет идти со скоростью 100-140 километров. И вдруг появляются уплотнения - гребенки. Машину раскачивает и на четвертом гребне переворачивает. Устаешь от этого ежеминутного напряжения очень! У нас с собой видеокамера была, но уже после первого этапа не до нее стала Ночевали - в палатках. Пища - армейская (каша, хлеб, кусок мяса). Помыться проблема. За четыреста американских долларов можно было организовать "душ" - бочку с водой и ковшиком. Фаворитам - командам "Ситроена" и "Мицубиси" - в этом смысле было проще, им создавали значительно лучшие условия. Отправившись за новыми и острыми ощущениями, я и не догадывался, какой предстоит тяжкий физический и душевный труд, какому огромному риску придется подвергать себя. Вернувшись домой, езжу очень осторожно, жена говорит - совсем разучился. Но ко мне пришло понимание опасности я видел, как бьются машины и люди. И теперь, когда в машине нет дуг безопасности и всего прочего, без смысла рисковать не хочу. Я понял, что удовольствие от быстрой езды и ощущения себя за рулем можно получить только в соревновании, а не на городских улицах.В песках - один из "ситроенов" - фаворитов ралли. На этой "Тойоте-Ленд-Крюйзер" 4x4 выступал экипаж Сергея Лисовского.ШШШШШШР"Дакар-95" обслуживали российские самолеты.супермарафоне. Кстати, в нынешнем "Дакаре" приняла участие одна российская "Нива" с французским экипажем. Зализанная, эффектная - марка машины угадывалась не сразу. Правда, пройти ей удалось всего два этапа. Где-то на восьмом сошел и один из самых мощных джипов - "Ламборгини" с женским экипажем. А Лисовскому повезло... - Повезло - не повезло, но действительно серьезных поломок было немного. Причем одной из них наш техник-француз даже не удивился: "Когда люди первый раз едут на "Дакар", я всегда беру с собой запасной передний мост". Неприятность с этим узлом случилась у нас на третьем, кажется, этапе. Попался участок, где относительно ровная дорога (точнее, ровный участок бездорожья) перемежается ямами. Естественно, хочется ехать побыстрее. Вот и не сбавлял я особо перед ямами - слегка только притормаживал. Мост, ясное дело, раскачал...- То, что мне удалось финишировать в "Дакаре", неожиданно заинтересовало многих. Не удивлюсь, если в следующем марафоне примут участие значительно больше россиян. Все больше появляется у нас людей, спонсоров, готовых вкладывать в это средства. После ралли обогатился жизненным опытом: случись с тобой в гонках нечто непредвиденное, на помощь лидеров рассчитывать не приходится. Нечего было ждать подмоги от французов и чехов. Зато охотно выручали наши, немцы и японцы. А вообще, в ралли, как ив жизни, лучше всего рассчитывать только на себя, соизмеряя возможности и цели. И никогда не останавливаться на полпути. Записал А. РОСТАРЧУК Фото М. МедведеваЗА РУЛЕМ 3/95 61