TJBif:^ ЗЮИК'С '*y~:КАЧНЕМ2Чем лучше накачать шины, мы уже выяснили в предыдущем номере журнала. О том, как это сделать быстрее и удобнее, рассказывает А. ЧУЙКИН. Накачать камерную шину на обычном колесе несложно - тут подойдет любой насос или компрессор. Проблемы обычно возникают с только что смонтированной бескамерной шиной, когда она еще не заняла окончательное положение. Дело в том, что герметичность ее, наряду со свойствами самой резины, обеспечивается плотным прижатием борта к закраине обода. Борт располагается в канавке, образованной закраиной и специальным выступом на полке обода (рис. 1). Этот выступ (называемый "хампом" - горбом) прочно и плотно удерживает борт даже спущенной шины. Он же весьма затрудняет монтаж: надеть покрышку на диск - только полдела; затем надо перетащить боковину через хамп с обеих сторон. Иначе шина не будет герметичной, да и накачать ее не удастся - воздух выходит между бортом и ободом. Посадить на место один из бортов удается, нажимая на него изнутри монтажной лопаткой или другим подходящим инструментом. Уже на этом этапе (как и на всех последующих) руководствуйтесь первым правилом шиномонтажа: не пренебрегайте смазкой! Коэффициент трения резины, особенно нестарой, "липкой", весьма велик. Если не снизить его, вы здорово за56 ЗА РУЛЕМ 4/95трудните себе работу, а то и просто не добьетесь нужных результатов. Чем же смазывать борта покрышки? Самое распространенное средство - мыльная вода; можно использовать что-либо более "скользкое" - глицерин, растительное масло, жир и т. п. Главное - нейтральность действия смазки на резину. Кстати, профессионалы шиномонтажа этим не озабочены и охотно и повсеместно используют минеральное масло (отстоявшуюся "отработку"). Такой способ мы не рекомендуем, но справедливости ради отметим, что с отрицательными последствиями применения подобной смазки (разъедание резины или проворот покрышки на диске) мы не сталкивались. Итак, борта смазали и один посадили на место. Как это сделать с другим? Можно, как при установке ветрового стекла, использовать бельевую веревку (рис. 2).Ее закладывают внутрь шины по периметру диска и вытягивают, перетаскивая борт через хамп. Способ требует изрядной сноровки и не каждому под силу. Напрашивается решение - надавить на боковины изнутри. Чем? Воздухом! А чтобы он не уходил, прижать борт к полке обода. Тогда по мере роста давления борт переползет через хамп и займет свое место, обеспечив герметичность. Популярный способ - обвязать покрышку по беговой дорожке тросом и затянуть его воротком. Трос должен равномерно давить на протектор, не заставляя его прогибаться. Удобнее использовать широкий ремень (рис. 3). Теперь, чем более мощный насос или компрессор вы подсоедините к вентилю шины, тем лучше. Хорошо работать "Мустангом" - он побеждает малую негерметичность. Кстати, используя для смазки мыльнуюРис. 1. Бескамерное колесо: 1 - обод; 2 - хамп; 3 - борт шины; 4 - вентиль. Рис. 2. Посадка борта шины с помощью веревки. Рис. 3. Прижимание борта шины к ободу ремнем, опоясывающим протектор.^^<£5S^VI \^Рис.2М^^^