22
23
В конце прошлого года (ЗР, 1994, № 12) редакция обратилась к нашим читателям с предложением о сотрудничестве, объявив конкурс "Журналист". И вот отклики: статьи специалистов о ремонте иномарок, заметки об опыте эксплуатации своих машин, размышления на автомобильные темы, воспоминания, литературные опыты. По правде говоря, мы не ожидали такото "улова", не представляли, что в российских городах и поселках живет так много знатоков автомобильной техники, творчески способных, умеющих писать для журнала, Свои работы представили и мастера автомобильного де-ла, и профессиональные литераторы-автолюбители, и ... школьники-старшеклассники, увлеченные автомобилем. С этого номера мы приступаем к публикациям "На конкурс "Журналист" и начинаем с подборки небольших материалов, куда вошли и письма участников конкурса они показались нам тоже достойными внимания. Редакция благодарит всех читателей, проявивших заинтересованность в сотрудничестве с журналом, и напоминает: конкурс не окончился, он продолжится до самого конца года, когда будут подведены его итоги. Редакция "За рулем"КАКАЯ БРИТВА ЛУЧШЕ?Вот уже три года, с тех пор как переквалифицировался из инженера-электронщика в автослесаря, выписываю ваш журнал. У нас бригада из трех человек, люди все с высшим образованием, волею судеб ставшие слесарями. Специализируемся на ремонте японских автомобилей, хотя приходится чинить и другие иномарки. Вашим журналом в общемто доволен, но скорее как развлекательным чтением. Впрочем, работа у нас специфичная, а журнал делается для всей России, это мы понимаем. Хотя некоторые статьи вызывают легкое недоумение. Как, скажите, мне относиться к статье "Электронные ангелы-хранители" (1994, № 12), в которой почти все описывается в будущем времени, если вчера мы ремонтировали "Тойоту-Марк-М" 1990 (I) года выпуска с датчиками на бампере, которые при приближении какого-нибудь угла автомобиля к препятствию подают водителю звуковой и световой сигналы? Причем препятствием может быть и стоящий рядом автомобиль, который при парковке оказался ближе 30 см от угла нашего автомобиля, и пробегавшая на таком же расстоянии собака. Все это устройство входит в штатное оборудование: на щитке приборов изображены контур автомобиля с четырьмя светодиодами на каждом углу и кнопки для выбора режима. 22 ЗА РЛМ 4/95 УЕЛетом мы пытались на каком-то автомобиле фирмы "Мицубиси" упереться бампером в стенку, а он... сам тормозил и не давал этого сделать. Заметьте, обе машины были куплены "на свалке" в Японии. Ныне во Владивостоке редко, особенно в рабочие дни, увидишь отечественный автомобиль - примерно один из десяти (в воскресные дни, когда едут дачники, соотношение немного меняется в пользу отечественных машин). В этом потоке иномарок много с такими "лэйблами", как "4WS", "4ALB", "Твин-Турбо", "Интеркулер" и др. К сожалению, все эти системы не описаны в вашем единственном в России популярном журнале. Ваш журнал, как и вся автомобильная политика Москвы, ориентирован на Запад, где, на мой взгляд, или выпускают вчерашний день, или копируют японцев. У кого бы из автомехаников я ни спрашивал, чьи машины лучше, ответ один. Поверьте, устранить "провал газа" в современном автомобиле "Тойота-Камри" легче, чем в "Гольфе", хотя на первом установлено минимум три блока управления с процессорами. Приходит в ремонт "Мерседес-\Л/124" 1993 года. Заезжает на подъемник, который при этом жалобно скрипит под ним. Подравниваем машину вручную и убеждаемся, что весит она ого-го... Ну да ладно. У "Мерседеса" сгорел мотор компрессора в системе блокировки дверей. Это может случиться ис "Мерседесом". Но зачем вообще этот компрессор, если в автомобиле есть разрежение, да и проще использовать электрические серводвигатели? Кроме того, размещен этот компрессор под задним сиденьем, то есть в салоне. Соответственно, в его конструкции использованы решения для снижения шума. Получается "чисто порусски": сначала засунуть в салон источник шума, а потом с ним бороться. Но что нас добило, так это неподъемное (по весу) заднее сиденье. Его-то зачем изготавливать из "бронелиста"? А поскольку мы в основном имеем дело с легкими, даже изящными современными японскими автомобилями, то общение с "Мерседесом" вызвало только отрицательные эмоции. Я понимаю, что всегда найдутся люди, которые предпочитают бриться опасной бритвой начала века, сделанной из отличной стали, с пренебрежением относящиеся к современным одноразовым изделиям фирмы "Жиллет". И мнения, какая же бритва лучше, будут разными. Короче говоря, представляя в своем журнале западные модели, вы описываете, увы, вчерашний день автомобилестроения. Владивосток С. КОРНИЕНКОжательнее, а качество изготовления с прежним "За рулем" и сравнивать нельзя. Только хотелось бы пожелать журналу не забывать его старый девиз "За нашу Советскую Родину!". И хотя она давно уже не советская, Родиной все же быть не перестала. А то, например, в статье "Красный свет черному лимузину" предлагается свернуть производство представительских автомобилей, а закупать их за границей - так, мол, проще. Лично мое мнение - наш ЗИЛ-4104 нисколько не хуже "Роллс-Ройса", а с "МерceflecoM-500SEL" и сравнивать смешно. Насчет того, что он устарел, - не соглашусь: для такой машины десять лет выпуска - это не срок. Та же королева Великобритании ездит на "Роллс-Ройсе", как писал журнал, 78-го года выпуска, который вообще смотрится как машина 30-х годов, и, судя по всему, нисколько не стыдится этого. А если бы ей предложили пересесть на импортный автомобиль, тот же "Мерседес", то такого оскорбления, я думаю, королева не пережила. Столь престижное имя "Роллс-Ройс" завоевал себе не пионерскими решениями и не суперсовременными устройствами, а высочайшим качеством, тщательностью изготовления. Так неужели мы сейчас потеряем то, что в свое время, я уверен, так тяжело далось, на что ушли немалые силы и средства и результатом чего стал ЗИЛ4104. И самое главное: те довольно кругленькие суммы, которые придется потратить на приобретение представитель-ТАКОГО КОРОЛЕВА НЕ ПЕРЕЖИВЕТТо, что журнал за последний год стало не узнать - это очевидно. Интереснее, содер Irwских автомобилей, уплывут к зарубежным фирмам, не останутся у нас в стране, не пойдут на зарплату нашим людям. Думаю, если пустить ЗИЛ в свободную продажу по его настоящей цене, найдутся покупатели, и не только в СНГ. Пусть рынок решит: имеет право на жизнь эта машина или нет? Саратовская область, пос. Сенной К. ОГУРЦОВРАСПЛАТА ЧЕРЕЗ 25 ЛЕТПросматривая очередной номер журнала "За рулем", я мысленно прослеживаю свою жизнь, тесно связанную с автомобилями. В шестидесятых годах подписку на журнал в глубинке не принимали, подписывались на "Автомобильный транспорт", но и этим были горды, считали себя в рядах автомобилистов. Хотелось иметь побольше информации о новых моделях, а те, что колесили по нашему городу, я знал назубок. Когда был пацаном, не терпелось посидеть за рулем бездверного ГАЗ-67 или, стоя в кабине ЗИС-5, порулить трехтонкой, а уж если очень повезет - подержаться за руль "эмки". Я сокрушался, что ноги мои не растут, и по совету одного дяди ел много черного хлеба, даже носил в карманах и без конца жевал сухари. Все тонкости вождения автомобиля я уже знал, но попробовать самому не получалось. В то время не было автошкол и шоферов готовили в автогаражах - ученики назывались стажёрами. Документ на право вождения так и назывался - стажёрка. Я завидовал молодым стажёрам и успокаивал себя тем, что они только учатся, а я-то, казалось, давно все умею. Мы жили в доме рядом состоловой. Я познакомился с водителем хлебовоза. Этакий герой войны - выгоревшая гимнастерка, сапоги в гармошку, ремень через плечо и усы. Дядя Ваня! А "дяде" было 22 года. Как-то он предложил: поехали, я тебя кое-чему научу. Этот день стал началом моих "автомобильных университетов". Герой войны объяснял устройство ГАЗ-51, давал рулить "на прямой", но мысль о самостоятельной поездке не покидала меня, и Господин Случай представился. Летом, гуляя в сквере с друзьями, я заметил, что из "Москвича402" вышел пьяненький мужчина и пошел в столовую. А что если прямо сейчас покатать ребят? В два прыжка я оказался у машины, заглянул в салон. Ключ зажигания в замке! Бросив клич, я сел за руль, и машина с горки тихо покатилась, увозя восемь любопытных сорванцов. Рычаг передач был на руле, и я включил вторую скорость. Весело гогоча, мы выехали за город. Проехали километров семь и решили возвращаться.седу по дому. Разоблачение было неминуема А расплата пришлачерез 25 лет - у меня, давнего авто-: любителя, угнали и разграбили ВАЗ. Тульская область, , 9 Новомосковск В. СВИРЧЕВСКИЙЛюблю ваш журнал, и есть за что: год от года он становится толще, интересней, а главное - полезней для владельцев отечественных моделей. Сам я переметнулся в лагерь иномарочников, тем не менее читаю "За рулем", что называется, от корки до корки. Часто пишете о том, как терзаете редакционные легковушки в тяжелых условиях московских дорожных перегрузок. Возможно, и мой опыт окажется полезным для читаНавстречу ехала "Побетелей журнала. да". Поравнявшись с нами, Мне посчастливилось эксона стала разворачиваться. плуатировать почти все модеВдруг кто-то закричал: "Это ли "жигулей", работая на тюмилиция!" Расстояние между менском Севере. Говорить о нами быстро сокращалось, и я наших дорогах, что они плохие решил спастись бегством. - значит ничего не сказать. Резко затормозив, крикнул Для нас характеристика проез"бежим!". Сам залег в картожей части что-то вроде ежефельной грядке. На фоне недневной сводки погоды на перба было четко видно все провом канале ТВ. Чтобы узнать исходящее. "Победа" останосостояние дороги "на Тюмень", вилась в метре от брошеннопроще остановить встречного го нами "Москвича", гаишники "дальнобоя" и спросить: "На вышли на дорогу, что-то криТюмень дойду?" Водитель сначали в темноту, потом хлопчала смотрит, есть ли огонь в нули двери, и обе машины поглазах (решимость доехать), в неслись к городу. каком состоянии машина, и выЯ долго лежал в картоносит вердикт: "Дорога так сефельной ботве - на дорогу бе, но доедешь!" Это, в свою боялся выходить. Чувство очередь, ни о чем не говорит: страха - а я был виновником можно оторвать подвеску или случившегося - повело меня в лучшем случае - выхлопную через поле к лесу, а там четрубу. Со мной такое случарез топи и бурелом к дому. лось. Только сейчас не об Домой я добрался под утро, этом. одну туфлю потерял, брюки Угораздило меня как-то разодрал, рубашку выпачкал. пуститься в дальнюю дорогу До вечера не выходил на улипри температуре минус сорок. цу, но любопытство взяло Моей "шестерке" тогда было верх. В сквере на скамейке пять лет, дурного за ней не сидели мои вчерашние пассазнал. Выехал ранним утром. жиры. Я чувствовал себя геТемно, холодище-е! Проехал роем, пока они не сказали, всего ничего - сотню килочто "Москвич" принадлежит метров, чувствую - машина начальнику ГАИ, нашему созамерзает. Ветровое затянуло, печка еле два пятнышка отогревает. В мосту масло загустело, еду на третьей едва 60 километров в час. Добавляю обороты - сцепление "горит", Датчик_температуры пополз влево, а моя душа (прошу прощения) - в пятки. Тут еще лампочка зарядки аккумулятора заморгала. Решаю вернуться. Без генератора до места не доеду. Переключаюсь на нейтралку, давлю на тормоз, не тут-то было. Деталь как приварена, а вместо торможения под капотом слабый звук "п-с-с-с". Это еще не все. Впереди поворот (хорошо иду на нейт; _ралке11_стал поворачивать баранка ни с места. Ощущение, как на садовой тележке под горку. Благо, вдоль дорог зимой снежный вал, только в средней полосе России он мягкий, а у нас как камень. Короче, врезался яв этот бруствер и торчу в нем, пытаюсь рулевое разработать. Выбраться самому из этой западни нечего и думать, резина деревянная, жужжит по обледенелой дороге без всякой пользы. Помочь некому - желающих кататься за городом в такую погоду, прямо скажем, не найдешь. Ладно, думаю, постою так; двигатель на холостых согреется, бензин есть. Но и это оказалось непросто. На малых оборотах загорелись зарядная лампочка в полный накал и лампочка давления масла. Давлю на акселератор, двигатель выть начинает, вроде вразнос идет. Что с машиной творится, не могу сообразить. Обороты сбросил - двигатель совсем заглох и глазки-лампочки потушил, медленно, как терминатор в конце одноименного фильма. Впрочем, не стану утомлять дальнейшим описанием. Выбрался я все-таки благополучно - помог опытный "дальнобойщик", доставил "жигуленка" к дому. Постоял он в теплом гараже, отогрелся и работал потом как ни в чем не бывало. В Тюмень, позже выяснилось, мне было не к спеху. Наваждение какое-то. А яс тех пор в сильныеМОрОЗЫ "П ГПР"Д - У"\ Ц " Г " " |f j *,вернее, ни колесомТюменская область, СургутЗА РУЛЕМ 4/95А.23