Проблемы и сужденияВесна. Реклама предлагает выпить "Херши". На полях появляются грачи, а на дорогах - диковинная техника и люди в оранжевых жилетах. Это дорожники. Думаете, они пришли ремонтировать и строить дороги? Не тут-то было. Весной дорожники заняты более увлекательным делом - сбором ежегодной дани... Если у вас автомобиль весом более 5 тонн (это практически все наши грузовики, кроме ГАЗ), то в период с марта по май передвигаться на нем по российским дорогам категорически запрещено. Впрочем, нет, это возможно, но только после приобретения за определенную сумму специального разрешения - бумажки, называемой пропуском. В чем тут дело? Когда приходит весна, дорога начинает оттаивать, но неравномерно и под нагрузкой проседает. Тонкий слой асфальта и щебня не в состоянии сгладить эти колебания: покрытие растрескивается, образуются ямы, выбоины, складки, словом, то, что и придает особый колорит русской дороге. Научно это явление называют пучением фунтов. Поскольку мы всю жизнь строили не как надо, а как могли, весной у нас ездить нельзя - дороги нуждаются в ремонте. Весну дорожник ждет, как солдат демобилизацию. В движениях персонала появляется осанка и полная достоинства медлительность. Сейчас они выдают пропуска. В коридорах очереди. На счет плывут деньги - огромные деньги. Аппетиты у дорожников разные. Если вы в этом деле новичок и думаете, нужно заплатить всего один раз, вы жестоко ошибаетесь. Пропуск дает лишь право на движение по строго определенным дорогам и маршрутам. Причем хозяева у дорог одного района, как правило, разные и каждый из них, имеющий хоть кусочек в несколько километров, умеет его "охранять" и собирать ту самую дань. Когда я впервые получил несколько разных пропусков, то вспомнил давно забытый детский боевик "Красные дьяволята". В гражданскую каждая мало-мальски приличная банда печатала свои деньги. Естественно, бумажки эти за подписью батьки-атамана хождение имели чисто условное и другой бандой, конечно же, не признавались. Но и те, и другие в обмен на свои "махновки" норовили получить что-нибудь осязаемое и существенное. Если бы не пропуска, никогда бы не узнал, как много у нас дорожных служб. Например, в одной лишь Московской области владельцы автодорог: Мосавтодор, Центравтомагистрапь, Мособлдорремстрой, Федеральный дорожный департамент (бывший Росавтодор) и три отдельных управления дорог. Кроме того, существуют "города-оазисы", например Мытищи, которые ничьих пропусков не признают, кроме своих. Приятным исключением остается пока Москва, она хоть и рядом с Мытищами, но дороги в ней почему-то бесплатные. Катайся хоть круглый год. Чтобы заниматься автоперевозками, например, в Московском регионе, весной необходимо как минимум шесть пропусков. Самым дорогим в прошлом году был абонемент на движение по дорогам Центравтомагистрали (радиальные и окружные дороги Московской области) - до 2,5 млн. рублей (в то время примерно 10% стоимости машины КамАЗ). Мосавтодор выступил скромнее: то ли финансировали его щедрее, то ли правила приличия не позволили, но его пропуска можно было получать за чисто символические цены, а иногда, о чудо, даже бесплатно. Мособлдорремстрой в среднем запрашивал до 600 тысяч за месяц. В Управлениях дорог (в Московской области это три радиальные магистрали) цены скакали от 20 тысяч и выше. Однократный заезд в Мытищи облегчал ваш карман на 24 тысячи рублей. Если заплатить сразу за месяц, абонемент стоил дешевле -123 тысячи. Федеральный дорожный департамент брал за оформление одного пропуска по федеральным дорогам в пределах РФ один минимальный оклад - 1 3 тыс. рублей. Но это для тех, кто знал, где брать, то есть нужно было в непосредственной близости от департамента. Те, кто не располагал такой информацией, покупали в других фирмах, ТОО и прочих конторах (мгновенно организованных не для помощи государственным службам в реализации пропусков) значительно дороже. Причем во всех случаях пропуска были подлинные и одинаковые, а вот цена... Некоторые мои коллеги с Урала или Воронежа выкладывали от 700 тысяч до двух миллионов за один федеральный пропуск. Почувствовали разницу? Определили, сколько стоит эта помощь? Замечу, что весной запрещаются и выдача пропусков, и движение по всем федеральным дорогам автомобилей "Супер МАЗ". А он, пожалуй, единственный, совместимый по грузоподъемности с принятыми в Европе размерами отправок из терминалов. Следовательно, ограничение передвижения этих автомобилей (и ему подобных) весной неизменно влечет срыв международных контрактов на перевозку. Поди объясни непонятливым европейцам наши проблемы. Федеральный дорожный департамент и близлежащие возле него конторы не оформляли "супера" ни закакие коврижки. Но стоило отдалиться на пару-другую километров, и все устраивалось само собой, может поэтому и цены были другие... Вообще-то денег на благое дело (ремонт, строительство дорог) не жалко. Как говорится, был бы в коня корм. Но не получается: "овес" ест, но все мимо. Не заметил я что-то всплеска активности дорожников ни летом, ни осенью - как были ямы, так и остались, рассчитывать на новые магистрали с большим количеством (чем две) полос уж и не приходится. Как и всякая российская операция, ограничение движения весной сопровождается немалыми пустыми затратами. Наверное, чтобы работа была видней. В марте 1994 года я ездил в Брянск. На магистрали Москва-Брянск насчитал восемнадцать грейдеров и двадцать четыре бульдозера, закрывающих съезды с шоссе на иные дороги. И возле каждого такого перекрестка - сотрудник ГАИ и дорожник. Похоже, что и дорожник, и гаишник получали за сбор податей не только зарплату: на дороге мне часто попадались грузовики без пропусков. Если вам кто-то скажет, что О. И. Бендер ушел в управдомы - не верьте! Остап Ибрагимыч стал дорожником, образовал контору по продаже пропусков. Я работаю в крупном АТП ив прошлом году имел неосторожность дать объявление о покупке пропусков. Концессионеры доставали меня всю весну. Не знал, были ли звонившие молодые люди дорожниками, но я видел у них самые разные пачки пропусков на любые дороги. Причем цены у уличных дилеров были всего 5-10% от номинала, правда, за наличные и без приходных документов. Может, поэтому и не в коня корм пошел. Кстати, об отчисляемых суммах. По существующему сегодня законодательству все, кто занят в автоперевозках, переводят в фонд строительства и ремонта автодорог 2% от суммы дохода и 1% от фонда оплаты труда. Причем отчисляют круглый год. Деньги эти попадают в территориальные дорожные фонды по месту регистрации автовладельцев. При сложившихся на начало 1995 года тарифах, по моим подсчетам, за каждый километр, пройденный фузовиком по любым дорогам России, наш перевозчик платит в 10 раз больше (относительно своего дохода), чем его брат во Франции. В Германии же проезд вообще бесплатный. А главное, ездить можно круглый год и легковушкам, и тяжеловесным автопоездам камионам. И последнее. Дорожный налог существует уже давно. А пропуска на движение в распутицу до 1992 года давали бесплатно. С1993 года ввели не только плату за пропуска, но и добавили еще "немного" к налогу - 20% от цены машины при покупке его предприятием. Но денег на содержание дорог все не хватает. Может быть, стоит изменить систему оплаты за строительство и ремонт дорог? В той же Европе заказ на строительство дороги, как очень выгодный, распределяется на конкурсной основе, и уж если дорога построена, то по ней ездят все. Пучение дороги - нарушение условий заказа, оно наказуемо огромным штрафом. Ремонт производит подрядчик безвозмездно. А за бумагу-пропуск вам никто не даст ни сантима. Этот номер выйдет в апреле. Наверное, опять закроют дороги, и я вместе с коллегами должен буду ходить по кабинетам разных ДРСУ и впустую убивать свое время и силы. Но если этого вдруг не произойдет, я хоть и не пью - нарежусь в стельку. Потому что открытые круглый год дороги - это окно в Европу, сквозь которое дует ветер перемен. Это надежда хоть к старости проехаться по российскому хайвею. За это стоит выпить. Е.ТЕРЕМЕНКО20ЗА РУЛЕМ 4/95