Каждая фирма, выпускающая грузовики, мечтает, чтобы ее машины отметили самым почетным европейским титулом "Грузовик года". По традиции вожделенный приз - "Серебряный руль" с табличкой, где выгравировано "имя" лауреата, торжественно вручается в самом первом салоне наступившего года. На сей раз это случилось в Брюсселе 12 января на 73-м международном коммерческом моторшоу. С подробностями - наш корреспондент Ф. ИЛЮХИН. Под крышей огромного выставочного комплекса "Атомиум" на окраине бельгийской столицы собрались не только признанные авторитеты фузового автомобилестроения, но и те, кто лишь пытается отвоевать себе место под солнцем. Доминировали такие европейские гиганты, как "Мерседес-Бенц", "Волво", ИВЕКО, ДАФ, "Скания". Американцы, видимо, не успели остыть от выставки в Детройте и, кроме известных моделей "Крайслера" и "Форда", ничего в столицу "Европейских штатов" не привезли. А вот японские и корейские производители, которые у нас известны своими легковыми автомобилями, здесь удивили бесконечным разнообразием легких грузовиков, мини-вэнов, микроавтобусов и полноприводных автомобилей. Выражаясь спортивным языком, они не в состоянии соперничать с европейцами в тяжелых весовых категориях, а вот их "легковесы" имеют хорошие шансы. Объявление победителя международного конкурса "Грузовик года" - бесспорно главное событие Брюссельского салона. С него и начну. На "Серебряный руль" - высшую награду могли претендовать только новые машины, показавшие наибольшую эффективность в грузовых перевозках (при этом жюри учитывало их экологичность и безо пасность). В этом году на титул победителя было два реальных кандидата: немецкий MAH-F2000 и голландский "ДАФ-95.500 СуперСпейс Кэб". Первый дебютировал в сентябре прошлого года в Ганновере, второй - в январе 1994-го в Амстердаме. Мне довелось посидеть за рулем новых тяжелых тягачей европейского производства - все они комфортабельны, удобны. Выбрать лучший трудно: при близких технических параметрах иногда сущий пустяк решает судьбу первого места. Перевес всего в два очка оказался достаточным, чтобы звание "Грузовик года" получил MAH-F2000. Немецким автомо14 ЗА РУЛЕМ « 5билестроителям "Серебряный руль" вручен уже в четвертый раз. Этой наградой в 1978 году был отмечен МАН-19.280, в 1980-м МАН-19.321, а в 1987-м - MAH-F90. И вот через восемь долгих лет - вновь триумф. Надо сказать, что внешность нынешнего победителя сильного впечатления не производит. Дизайн грузовика традиционно "мановский", без изысков: привычная кабина-кубик, рирменный прямоугольник радиатора с лого- чтипом (куда ей до прямо-таки революционной кабины с сильно наклоненным ветровым стеклом у прошлогоднего победителя "Волво-FH"). Но немецкая добротность и обстоятельность чувствовались буквально в каждой детали. Скажем, нижний обтекатель выполнен так, чтобы в любую погоду стекло оставалось максимально чистым. Боковые обтекатели между передней и задней осями облагородили облик машины, но они, можно сказать, уже дань моде. Новый грузовик оснащен более мощными, как бы сдвоенными фарами. Они лучше освещают дорогу, не слепя встречных водителей. Почти все узлы и агрегаты функционируют под контролем электроники. С помощью системы EDC ("Электроник Дизл Контрол") двигатель "двухтысячного", как холодный, так и прогретый, работает в оптимальных режимах. Передачи выбираются автоматически. Для семейства F2000 предусмотрены пяти- и шестицилиндровые рядные дизели мощностью от 290 л. с. (212 кВт) до 460 л. с. (338 кВт). По чистоте своего "дыхания" моторы соответствуют новому, более жесткому стандарту "Евро-2", который вводится в Европе с 1996 года. В дальнейшем планируют ставить также двигатели в 500 л. с. Что касается второго претендента на высший титул ДАФ-95.500 SSC^o нем журнал уже подробно информировал (ЗР, 1994, № 6). Голландцы хоть и не выиграли главный приз года, в Брюсселе удивили многих: из шести мировых премьер, показанных здесь, две на их счету.В ыставки, салоныНовый представитель хорошо известного восемьдесят пятого семейства получил индекс ДАФ-85.400. Установив на выпускаемое шасси более мощный двигатель в 401 л. с. (ранее применялись моторы в 330 и 364 л. с.) и спальную кабину, в Эйндховене сделали грузовик, который предназначен как для внутренних рейсов, так и международных с коротким плечом перевозок. Обладая всеми необходимыми для этого качествами, тягач -85.400 намного дешевле полноценных тяжелых тягачей. Но не эта новинка оказалась в центре внимания на стенде ДАФ. Все симпатии посетителей были отданы городскому грузовичку "кузнечикового" цвета. ДАФ-55 — абсолютно новая серия машин полной массой от 11 до 15 тонн, которая призвана в скором времени закрыть пробел в гамме "дафовских" автомобилей. Грузовик, кроме других технических достоинств, имеет очень малый для своего класса радиус поворота, что весьма важно на узких городских улочках. Нескрываемое огорчение работников ДАФ решением международного жюри было скрашено тем, что стенд фирмы посетил принц Бельгии Филипп. Молодой, спортивного вида королевский отпрыск с неподдельным интересом осмотрел "дафовские" грузовики и даже сел в один из них. Покрутил руль, поцокал в знак восхищения языком, чем привел в восторг голландцев. Также две новинки в Брюсселе продемонстрировал "Ниссан": микроавтобус и фургон "Ванетт-Карго". "Фольксваген" представил легкий фургон "Поло-Вэн" с грузовым отсеком в 1,25 м3 . Ну, а самой таинственной и загадочной премьерой стал "Мерседес-Спринтер Т1№. К сожалению, подробно рассказать о нем не смогу: в день прессы представители фирмы еще держали его под покрывалом (материал о новинке появится на страницах журнала в ближайшее время, а пока публикуем лишь фото). Сложилось впечатление, что такие известные фирмы, как "Волво", "Скания", ИВЕКО, почили на лаврах, несколько успокоились. В Бельгии они сделали ставку на хорошо известную продукцию, пользующуюся устойчивым спросом. Но в одном прогадали: им стоило показать хоть что-нибудь новенькое или сверхоригинальное. Пресса тут же делает из новинок сенсации, и толпа любопытствующих плотно окружает их во все дни выставки. Что касается российской продукции, то лишь ее капля в виде "вазовских" "четверки" и "Нивы", доведенных до европейской кондиции, присутствовала в салоне. Увы, наши экспонаты интереса не вызывали. Но были для нас и приятные моменты. Если сравнить брюссельское шоу с московским (МИМС-94), то оказывается, что около десятка экспонатов - например, ДАФ95.500SSC, "Хёндэ-НЮО", "Мицубиси-Спейс Гир" - россияне увидели на полгода раньше"Грузовик 1995 года" MAH-F2000.ДАФ-55 - одна из шести мировых премьер в Брюсселе.Вот он, таинственный незнакомец,- "Мерседес-Спринтер".бельгийцев. Похоже, фирмы с мировой известностью всерьез интересует заманчивый, но живущий по непостижимым пока для них экономическим законам регион. Международное коммерческое моторшоу в Брюсселе прошло под знаком возрождающегося интереса к грузовикам - если хотите, под знаком надежды. Спрос на них, как на маленькие, так и на большие, стабилизировался и даже растет после примерно пяти лет неуклонного падения продаж. Причем наибольшей популярностью пользуются фургоны, мини-автобусы и полноприводные автомобили. И если эта тенденция устойчива - значит, мы увидим на будущих выставках (в том числе и на российской земле) много новой техники.ЗА РУЛЕМ 4/95 15