65
66
кольца одинаковы и не имеет значения, как оно будет установлено на поршень. И еще. Убедитесь, что кольцо не было в употреблении. Кольца, покрытые хромом (первое компрессионное, маслосъемное) при износе возле замка имеют разные цветовые оттенки: если вытереть это место насухо, то хром блестит холодно-белым блеском, а при износе подложка или чугун имеют розоватый оттенок. Если есть с собой увеличительное стекло (десятикратное), посмотрите через него на хромовое покрытие: там не должно быть трещин, ворсинок и на краях - заусенцев. Если стекла нет, вытрите хорошенько кольцо и рабочей кромкой проведите по чувствительному участку руки - почувствуете заусенец. Надеюсь, вы поняли, как серьезно надо относиться к этой, кажущейся простой детали, и сумеете отличить хорошую от плохой, чтобы спокойно наездить с ней десятки тысяч километров.Прежде всего твердо усвойте - работать с аккумулятором надо только в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не подвергать опасности здоровье! Решив ремонтировать аккумулятор, определите его состояние. Для этого измерьте плотность электролита в каждой банке и попробуйте зарядить его. Затем опять измерьте плотность и проверьте банки нагрузочной вилкой. Каждая банка должна в течение пяти секунд (не менее) держать нагрузку: в батареях СТ45 и СТ55 - 40-100 А; СТ55 и СТ60 -100-140 А. Если эти условия выполнены и, по крайней мере, в течение суток плотность заметно не снижается, ежедневная подзарядка такого аккумулятора на автомобиле будет поддерживать его в норме и утром не должно возникать проблем с первым пуском двигателя. Если же плотность электролита за сутки падает, значит, те банки, в которых это происходит, требуют ремонта. Малый ремонт В холодное время года вносим аккумулятор в теплое помещение и выдерживаем его возле батареи отопления не менее восьми часов. Тогда легче удалить герметизирующую мастику, которой залиты промежутки между банками. Особо нетерпеливые прогревают поверхность аккумулятора паяльной лампой, но это чревато взрывом. На ремонтируемой банке сделайте пометки, чтобы при сборке установить ее так же, как она стояла ранее. Ножовкой аккуратно отпилите свинцовые перемычки от выводов неисправной банки и вывода соседней банки, а затем удалите эти перемычки. Перепиливая перемычки, подложите под них кусочек бумаги или фольги, смазанный маслом, чтобы свинцовые опилки не попали на мастику. Отверткой или узкой лопаткой аккуратно удалите мастику, которая залита по краю крышки банки, стараясь не повредить резиновую уплотнительную прокладку (она есть в некоторых аккумуляторах). Делать это надо очень тщательно, так как даже небольшое ее количество, оставленное между корпусом аккумулятора и крышкой банки, может затруднить извлечение блока пластин из корпуса. Мастику собирайте в чистую посуду, поскольку она потребуется потом для герметизации банки. В некоторых аккумуляторах перемычки между банками также залиты мастикой, ее надо убрать. Теперь приступаем к извлечению блоковИЗ ДВУХ - ОДИНДо сих пор мы избегали публиковать материалы о ремонте аккумуляторных батарей, требующем их разборки. Полагали, что за такую сложную, небезопасную и грязную работу возьмутся очень немногие. Однако высокая цена новых батарей и изобилие старых (их теперь никто не принимает) вынуждают автолюбителей, особенно сельских, восстанавливать, реанимировать вышедшие из строя аккумуляторы. Свидетельство тому - письма многих читателей. Для них мы публикуем материал, подготовленный А. ГОРЮНОВЫМ из Черкасс. Разумеется, речь пойдет только о ремонте разборных ("черных") батарей, все еще выпускаемых и широко распространенных. Рис. 1. Извлечение блоков пластин.(рис. 1). Используем две отвертки, лезвия которых прижимаем к свинцовому выводу аккумулятора с двух сторон, и, уперев отвертки на выводы соседних банок, понемногу вытаскиваем начинку, поднимая ее то с одной, то с другой стороны. Для лучшего захвата жалом отвертки свинцового вывода банки на нем можно сделать ножовкой небольшие надрезы. При извлечении пластин из крайних банок для упора отвертки положите на край корпуса аккумулятора какую-нибудь планку. Жала отверток следует упирать только в свинцовый вывод, но не в пластмассовую крышку банки (во избежание ее поломки). При необходимости можно подложить под отвертки дополнительные упоры. Осмотрите извлеченные пластины и отделение корпуса, в котором они были установлены: отрицательные пластины (свинцово-серого цвета) почти наверняка в порядке. Положительные (коричневого цвета) в какой-то мере осыпались. Если пострадали крайние пластины, а средние пока держатся, то пакет может еще послужить. Обычно банки выводит из строя замыкание пластин осыпавшейся массой. Если четверть объема положительных пластин высыпается при извлечении из банки, значит, малый ремонт ей не поможет. Очистите от грязи и хорошо вымойте отсек корпуса, из которого извлекли начинку. Не отделяя пластины друг от друга и не вытаскивая сепараторы (изоляционные прокладки между пластинами), промойте пакет сверху проточной водой, стараясь не тревожить его. (На рис. 2 для наглядности представлена начинка в разобранном виде.) Теперь можно собирать банку. Аккуратно установите пакет на место в соответствии с метками, которые вы ранее сделали. Перед установкой банки в корпус не забудьте поставить на место пластмассовую сеточку, лежавшую сверху на пластинах. Установите резиновую прокладку, если она была. Растопите мастику, собранную при разборке банки, в металлической посуде на слабом огне (чтобы она не загорелась) и залейте ею щель между крышкой ремонтируемой банки и корпусом аккумулятора. Сделайте на свинцовых перемычках, которые вы ранее снимали, фаски на всю толщину, облудите паяльником или горелкой сами перемычки и свинцовые выводы банок. Установите перемычки и хорошо припаяйте их обычным (оловянно-свинцовым) припоем, применяемым в радиотехнике (для пайки необходим паяльник мощностью не менее 90 Вт). Если перемычки между банками прежде были залиты мастикой, то вначале необходимо заполнить ею щели под перемычками, затем спаять перемычки и после этого залить мастикой все остальное.ЗА РУЛЕМ 5/9565 Рис. 2. Начинка банки: 1 - крышка; 2 - защитная сетка; 3 - вывод блока положительных пластин; 4 - положительные пластины; 5 - сепаратор; 6 - блок отрицательных пластин.Слейте отстоявшийся чистый электролит и заполните им ремонтируемую банку. Долейте до необходимого уровня дистиллированной водой и зарядите банку отдельно. Плотность должна подняться до 1,25-1,26 г/см3 и не падать в течение суток, а банка - "держать" нагрузку, указанную в начале статьи. В противном случае необходим ее ремонт. Капитальный ремонт, I вариант Для капитального ремонта одного аккумулятора необходим другой, вышедший из строя, или комплект отрицательных пластин от него. Слейте электролит и дайте ему отстояться. Разберите аккумулятор. Если им давно не пользовались и вдобавок он стоял без электролита, то описанным выше способом разобрать его не удастся крышки банок оторвутся от пластин, а те останутся в корпусе. Поэтому поступите так. Залейте в банки дистиллированную воду и выдержите сутки. Слейте воду, удалите мастику и перемычки. С особой тщательностью удаляйте остатки мастики из щелей между крышкой банки и корпусом аккумулятора, поскольку при таком способе извлечения банки оставшаяся мастика может быть причиной поломки крышки. Постарайтесь немного (на 1-2 мм) приподнять крышки банок. Переверните аккумулятор вверх дном и поставьте его боковыми стенками корпуса на деревянные планки. Прижимая одну сторону аккумулятора к планке, другую приподнимите 66 ЗРЛМ 59 АУЕ /5на 8-10 см и резко опустите, чтобы край корпуса ударился о планку. Повторите эти удары с одной ис другой стороны, затем снова постарайтесь немного (на 1-2 мм) приподнять крышку банки. Повторяйте эти действия до тех пор, пока блоки пластин не выйдут из корпуса. Ножовкой отрежьте остатки положительных пластин (напомню, они коричневого цвета) от мест их присоединения, оставив для удобства подпаивания других пластин небольшие полочки. Остатки крайних пластин отрезайте заподлицо с корпусом пластинодержателя, при отрезании вторых от края пластин оставьте полочку 2-2,5 мм, при отрезании остатков третьих от края пластин полочку следует увеличить еще на 1,5-2 мм. Осторожно вытащите из пакета сепараторы вместе с остатками положительных пластин. Эти остатки выкиньте, а сепараторы хорошо промойте со щеткой в проточной воде. Учитывая, что они могли "прорасти" (то есть их поры заполнились свинцом, и пластина превратилась из изоляционной в токопроводящую), промывать их нужно с особой тщательностью, иногда даже поскоблить ножом. Сепараторы, на которых видна неудаляемая металлизация, использовать нельзя. Промойте проточной водой крышку банки с оставшимися отрицательными пластинами. Подготовьте комплект "минусовых" пластин от другого аккумулятора отрежьте их ножовкой от мест подсоединения. Обрежьте их до необходимого размера (если это нужно) только по наружному краю толстой свинцовой перемычки, иначе обмазка пластины может быстро высыпаться. Подпаяйте подготовленные отрицательные пластины на то место, где раньше в банках стояли положительные, в такой последовательности. Положите перед собой крышку банки аккумулятора той стороной, к которой будете припаивать отрицательные пластины вместо положительных. Начинать нужно со средней пластины (к самой длинной полочке пластинодержателя). Подготовьте заменяющую пластину и то место, к которому она будет подпаиваться, сняв фаску на толщину пластины. Установите сепараторы гладкой стороной к "родной" отрицательной пластине, а между сепараторами - заменяющую пластину и осторожно припаяйте ее. При этом немного отодвиньте сепараторы от места пайки, чтобы не повредить ее паяльником. Таким же образом последовательно припаяйте все остальные пластины. Хорошо промойте корпус аккумулятора и проверьте, нет ли течи между банками. Установите собранные блоки пластин в корпус по ранее нанесенным меткам, не забыв поставить предохранительную сеточку на пластины. Залейте щели между крышкой и корпусом герметизирующей мастикой. Свинцовые перемычки междубанками пока не устанавливайте, но соедините банки между собой отрезками провода. Залейте батарею дистиллированной водой и выдержите сутки, доливая эту воду при необходимости. Поставьте аккумулятор на заряд. Для этого подайте на его выводы напряжение 14-15 В. Ток заряда вначале будет маленьким (менее 0,2 А), но через 4-6 часов, после того как плотность электролита немного увеличится, возрастет и ток. Изменяя напряжение, подаваемое на аккумулятор, установите ток заряда 2-3 Аи продолжите зарядку. Контролируйте плотность электролита. Те банки, в которых она поднимается больше, чем в остальных, на 0,2, отключайте, пока в других плотность не станет такой же. Проверяйте уровень электролита в банках и при необходимости доливайте дистиллированную воду. Когда плотность превысит 1,26 г/см3, отберите немного электролита из банки, долейте дистиллированную воду и продолжайте заряд. Обычно через 10-20 часов плотность достигает 1,25 г/см3. Если этого не произошло, нужно провести цикл разряда в течение 10-12 часов, подключив к аккумулятору лампочку 12-15 Вт - для аккумуляторов емкостью 40-45 Ач или 30-50 Вт если емкость 55-60 Ач. При этом следите, чтобы напряжение на банках не опускалось ниже 1,8 В. После этого нужно возобновить заряд. Если плотность электролита не возрастает до требуемой, но при разряде лампочка горит ярко, значит, на место положительных были установлены отрицательные пластины с неразряженного аккумулятора. В этом случае достаточно слить электролит из аккумулятора в отдельную емкость и довести его плотность до 1,26 г/см3, для чего долить в него аккумуляторную серную кислоту. Электролит приготавливают в пластмассовой или эмалированной посуде, поскольку металлическую (кроме нержавеющей) разъедает кислота. Стеклянный сосуд может лопнуть, так как разведение кислоты сопровождается выделением тепла. При этом надо заливать кислоту в воду или в электролит (но не наоборот!), чтобы избежать разбрызгивания. Измерив плотность остывшего электролита, залейте его в батарею, после чего продолжите заряд. Если плотность понижается, значит, аккумулятор, от которого взята отрицательная пластина (поставленная на место положительной), не был разряжен, и потому идет процесс ее перезарядки. Через некоторое время плотность начнет повышаться. Если она превысит 1,26 г/см3, необходимо отбирать понемногу электролит и доливать дистиллированную воду. Восстановление аккумулятора можно считать законченным, когда плот-