Гвардии младший сержант Петр Макаров из 28-й отдельной автороты подвозил горючее на передовую, когда его колонну накрыла вражеская авиация. Пулями пробило несколько бочек с бензином в кузове его ЗИС-5. Пламя охватило брезент. Мака-*жвав|&71Освобожден Вильнюс. Можно покатать ребятишек на трофейном штабном автомобиле (его делали на базе "жука").лял с отдаленных баз боеприпасы и ГСМ для 3-го гвардейского мехкорпуса. 28 июля 1944 года в районе Жадова на его колонну из четырех машин налетела вражеская авиация. Трое водителей ранены. 'Тов. Дейнека, - читаем мы в представлении к награде, не растерялся, проявил храбрость, вывел из-под обстрела свою машину, а затем машины раненых товарищей, оказал имфронтовых водителях тогда писали немного. В самом деле, они не водили "тридцатьчетверки" в атаки, не били прямой наводкой по вражеским танкам и не таранили в небе фашистские самолеты. Их мужество не имело блеска, но от этого оно не переставало быть мужеством самой высокой пробы. На плечах фронтового шофера - все необходимое для боя и жизни на войне. А значит, во что бы то ни стало ты и твоя машина должны доставить боеприпасы и горючее, вывезти раненых - выполнить боевой приказ. И выполняли, и погибали, и побеждали смерть. В прошлом номере журнала мы обратились к скромным свидетельствам тех лет'— наградным листам военных водителей, хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Здесь мы тоже воспользуемся этими документами. Отправляясь с грузом в дальний путь (иногда базы боеприпасов и горючего находились в 500-600 километрах от линии фронта), шофер старался рассчитать все до мелочей, чтобы уложиться в отведенное ему время. Но кому было дано рассчитать, как выдержит человек за рулем на фронтовой дороге по 12-16 часов без сна и отдыха. Откуда брались силы, чтобы вот так, изо дня в день бороться с неимоверной усталостью, опас6 ЗА РУЛЕМ 5/95Ладога. Водительская дверь всегда открыта: если газик пойдет под лед - успеешь выскочить.Гвардейские минометы на переправе.Разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Автобаты перебрасывают к передовой наши полки и дивизии.Фото ИТАР-ТАССностью на каждом километре, когда атакуют с воздуха гитлеровские асы, рядом рвутся бомбы, мины, а ты можешь противопоставить этому только свое самообладание да шоферскую смекалку. Вот еще несколько шоферских боевых эпизодов (было их десятки тысяч), о которых поведали нам представления к наградам.ров не бросил машины. "Самоотверженно, - как сказано в наградном листе, - не щадя жизни, под разрывами бомб он потушил огонь, спас машину и груз и без опозданий доставил его к передовой". Орденом Красной Звезды отмечено его мужество. А старший сержант Василий Дейнека из 5-го батальона 14-го автомобильного полка достав-помощь. Спас машины, груз, людей". Наградой ему был орден Красной Звезды. Опасность исходила не только от вражеской авиации и артиллерии. Опасностью были сами дороги. Мокрые, раскисшие весной и осенью, они становились почти непроходимыми. А еще воронки от бомб и мин, покалеченные мосты. Думай, шо- Смерть немецким захватчикам! ВОДИТЕЛЬ! Страна доверила тебе ценную боевую технику - автомашину. Наши зарубежные братья, воюющие вместе с нами против ненавистного врага, с любовью сделали твою машину и сквозь штормы и вражеский огонь доставили через океан. Теперь ты хозяин этой машины. Чтобы она служила тебе верой и правдой, чтобы она не подвела тебя на марше ив бою - люби ее и береги как свою жизнь. Помни, что автомашина - твое боевое оружие. Строго соблюдай дисциплину марша. Сохраняй военную тайну. Помни, что ты воин Красной Армии, что ты освобождаешь родную землю от немецких захватчиков. Точным выполнением боевого задания ты приблизишь день и час окончательного разгрома врага! С именем Сталина, С верой в нашу близкую победу вперед боец-водитель! Листовка политотдела 2-й автобригады, выпущенная после получения американских автомобилей по ленд-лизу. фер, решай, как доставить на передовую снаряды, мины, понтоны, вытащить орудия на боевую позицию. Из приказа по 521-му противотанковому артиллерийскому полку от 9.03.1944 г. "От имени Президиума ВС СССР награждаю медалью "За боевые заслуги" красноармейцаЖелезко Михаила Ивановича". Шофер Железко (на фото внизу) отличился в начале февраля, когда наши войска очищали левый берег Днепра от гитлеровцев. У батареи, поддерживавшей огнем продвижение наших войск, кончились снаряды. Чтобы доставить их, надо было проехать по казавшемуся совершенно непроходимым участку местности. Железко его все-таки одолел и "дал возможность поддержать огнем части, форсирующие Днепр". За приведенными здесь короткими записями - вся шоферская правда тех военных лет. И сейчас, полвека спустя, представляешь себе их усталые, смертельно усталые лица - работать приходилось и день, и ночь. Вернулся живым из рейса - осмотри машину, обслужи ее, отремонтируй, а в сутках только 24 часа."Не было случая, чтобы машина была не на ходу", "3510 км без единой неисправности", "...благодаря любовному отношению к технике", "...автомашина всегда технически исправна" - это все из наградных листов. В условиях войны возить боевые грузы без единой поломки машины, сберечь ее - само по себе было боевой заслугой. 50 лет отделяют нас от последних рейсов фронтовых водителей. И вспоминая с благодарностью о том, что сделали они в годы войны, мы не должны, не имеем права забывать их уроков - уроков бескорыстия, жертвенности, человечности - того, чего так не хватает нам в нынешней жизни вообще ив автомобильной в том числе. М. ТИЛЕВИЧ, участник Великой Отечественной войныВодители 795-го отдельного автобатальона (слева направо): Михаил Железко, Павел Сурков, Федор Пегов после награждения их медалью "За боевые заслуги". До войны у всех троих была мирная профессия -1418 ДНЕЙ ВОИНЫ. ТОЛЬКО ФАКТЫ И ЦИФРЫ• Более 100 000 000 тонн грузов перевезли военные водители за годы войны. • В июле 1941-го военные автомобилисты перебросили шесть дивизий из Москвы под Вязьму. • С августа по октябрь 1941 года автотранспорт Южного фронта перевез 24 дивизий. • На ладожской Дороге жизни работало около 3,5 тысячи автомобилей. Только в первую зиму они эвакуировали более полумиллиона блокадников, доставили в Ленинград тысячи тонн боеприпасов, оружия и продовольствия. • За годы войны действущая армия получила свыше 150 тысяч отечественных машин. К концу 1943 года армейский автомобильный парк удвоился и составил 496 000 единиц. • Около 25% поступавших в армию колесных машин и 46% гусеничных тягачей использовались в артиллерии, в том числе в подразделениях гвардейских минометов ("катюш"). • По ленд-лизу из США, Канады и Англии в Советский Союз за годы войны доставлена 401 тысяча машин. ЗА РУЛЕМ 5/95