lblb.ID'III!^juuВ прошлом номере журнала при рассмотрении действий водителя на месте аварии, повлекшей материальный ущерб, было отмечено, что нормативные акты не требуют от сотрудников ГАИ составлять протокол осмотра места происшествия. Однако при разборе в ГАИ для объективного рассмотрения всех обстоятельств аварии часто бывает необходимо детально воссоздать обстановку. Специалисты бюро независимой экспертизы "Версия" рекомендуют водителям в своем объяснении самим подробно описать обстоятельства происшествия и, кроме того, составить схему. О том, как правильно это сделать, сегодня в рубрике "Сам себе эксперт" рассказывает Д. ГЛАДЫШЕВ.В описании ДТП следует зафиксировать факты в той последовательности, в какой они излагаются при составлении протокола осмотра места происшествия. Важную информацию несет схема ДТП. В ней наряду с расположением транспортных средств необходимо отметить: следы, определяющие характер и направление (полосу) движения транспортного средства и препятствия (если оно перемещалось); следы, определяющие характер взаимодействия транспортного средства с препятствием, другим транспортным средством, при ударе и после него; следы торможения, заноса или опрокидывания. При осмотре следов определяют и фиксируют не только их расположение и вид (прямые, извилистые и т. п.), но и место перехода в торможение или занос; по длине следов рассчитывается скорость движения транспортного средства. При осмотре следов торможения необходимо установить-Сам себе экспертПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ СХЕМЫ ДТП Схема дорожно-транспортного происшествия 15 февраля 1995 г. в 00 ч. 30 мин. на перекрестке улиц Садовой и Магистральной.14 мОсыпь грязи, осколки стекла, следы жидкости iул. МагистральнаяТротуар•^РекламныйщйДорожные условия: проезжая часть асфальтированная, покрытие ровное, мокрое, горизонтальное, видимость 100 м. Условные обозначения: 1,2,3 - автомобиль BA3-2106 до, в момент и после столкновения (остановки); 4,5,6 - автомобиль ВАЗ-2109 до, в момент и после столкновения (остановки). Подписи водителей, свидетелей и инспектора ГАИ.Описание обстоятельств ДТП№ Что необходимо отметить в описании Место столкновения относительно проезжей части с указанием геометрических размеров (расстояний). Примечания1.В случае затруднения место столкновения можно определить по отделившимся частям транспортных средств, осыпи стекла, кусочкам лакокрасочного покрытия и грязи, упавшему или рассыпанному грузу, следам жидкости или смазочных материалов. Если происшествие произошло в темное время суток, то необходимо отметить видимость дорожного полотна и препятствий с места водителя при освещении их автомобильными световыми приборами.2.Видимость и обзорность дороги с места водителя. Интенсивность и характер движения других транспортных средств и пешеходов; Наличие неподвижных препятствий. Наличие дорожных знаков, зоны их действия, расположение и видимость при движении транспортного средства.3. 4. 5.Для характеристики дорожных условий фиксируют: тип покрытия проезжей части (асфальт, бетон, грунт и т. д.); качество покрытия (ровная поверхность, наличие выбоин или других дефектов, их расположение); состояние покрытия (сухое, мокрое, гололед и т. д.); наслоения на дорожном покрытии (грязь, песок, гравий, масло, участки льда и т. п.); уклон и криволинейность дороги.6. 7. 8.Ориентацию дороги по отношению к населенным пунктам. Ширину проезжей части, правой и левой обо-Количество полос и рядность движения, разметку проезжей части. 9. Форму перекрестка, его размеры и значимость дорог. 10. Наличие и характеристику кюветов, газонов, бордюрных камней, тротуаров, пешеходных дорожек и т. д. 11. Наличие светофорных установок, цикл их работы, исправность и видимость сигналов.начало, длину и вид (сплошные, прерывистые), а также отличие следов, оставленных правыми, левыми, передними и задними колесами. Измерять следы торможения следует от их начала до оси задних колес. Если тормозной след проходит по участкам с различным состоянием покрытия, то, наряду с определением общей протяженности этого следа, необходимо указать его протяженность на каждом участке в отдельности. Составленную схему ДТП попросите подписать участников аварии, свидетелей и прибывшего инспектора ГАИ. В заключение напомним, что Закон разрешает привлекать эксперта для участия в разборе дела. Как правило, должностные лица ГАИ экспертизы не назначают. Хотя в ряде случаев определить, кто из водителей нарушил Правила, а кто не имел технической возможности избежать аварии, может только специалист. Как бы то ни.было, польза от такого обращения вполне реальна и помогает принять правовое решение. З . У Е 59 АР ЛМ / 5 39