74
75
76
,портV-образный 10-цилиндровый двигатель "Мерседес-Бенц" подготовлен для "Мак-Ларена" английской фирмой "Илмор". го, запрещено специальное топливо только "товарный" бензин, купить который можно на обычной колонке. "Дырявым" сделан воздухозаборник, чтобы исключить своего рода естественный динамический наддув мотора. И наконец, увеличена масса автомобиля - с 505 кг в начале 1994 года до 595 (правда, теперь вместе с водителем). Не менее важное влияние на среднюю скорость гоночного автомо-чНа конкурсе "Уорлд Пресс Фото94" первое место среди спортивных снимков присудили фотографии, сделанной в боксах "Хоккенхаймринга" во время Гранпри Германии формулы 1. Снимок действительно эффектный - в бушующем море огня, охватившем "Бенеттон" голландского гонщика Йоса Ферстаппена, мечутся человеческие фигурки. Любой голливудский продюсер дорого дал бы за постановку такой сцены. А пожар в Хоккенхайме крутили десятки раз множество телекомпаний всего мира. И миллионы зрителей застывали у экранов...Прошлый сезон выдался для формулы 1 одним из самых трагичных. Гибель Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера, чудом оставшиеся в живых Ферстаппен и Карл Вендлингер (австриец три недели пролежал в коме после аварии в Монако), раненые зрители, механики и судьи в Гран-при Сан-Марино и Японии. Все эти несчастья, разумеется, вызвали бурную реакцию. Причем не только пилотов, менеджеров, владельцев и конструкторов гоночных команд, но и тех, кто не имел к формуле 1 никакого отношения. Об опасности автоспорта заговорили даже правительственные чиновники - вплоть до министра внутренних дел Бельгии и премьер-министра Италии. Раздавались голо74 ЗРЛМ 59 АУЕ /5 са, призывающие вовсе запретить автогонки. К счастью, до этого не дошло, однако Международной федерации автоспорта пришлось срочно позаботиться о повышении безопасности состязаний. Вопервых, еще в прошлом году были модернизированы все трассы, где проходили этапы чемпионата мира. Увеличились так называемые зоны безопасности в поворотах, самые "быстрые" виражи получили специальные ретардеры - своеобразные змейки для максимального снижения здесь скорости. Новые правила ввели в зоне технического обслуживания. Во-вторых, ФИА решила сделать более медленными и безопасными сами автомобили, обнародовав длинный список технических ограничений. Так, в нынешнем сезоне вступила в силу, по сути, новая формула 1: автомобили 1995 года по сравнению со своими предшественниками обновились, что называется, от носа до кончика хвоста. Весь комплекс технических мер охватывает три основных направления - снижение максимальной скорости, ограничение скорости прохождения поворотов и повышение пассивной безопасности автомобилей формулы 1. Чтобы уменьшить резвость "гоночных лошадок" на прямых, доходившую в прошлые годы до 320 и даже 350 км/ч, решено было вернуться к двигателям рабочим объемом 3000 см 3 (трехлитровая формула 1 действовала с 1966 по 1988 год). В результате мощность моторов с 750-800 л. с. дватри года назад упала до 600-650. Кроме то-биля оказывает его способность быстро проходить повороты. Именно в этом направлении наиболее бурно развивалась конструкция машин формулы 1в последние четверть века. Антикрылья, специальные аэродинамические профили, особая организация воздушного потока под днищем кузова, активная подвеска - все это способствовало повышению сцепления колес с поверхностью трассы в виражах. Чтобы снизить влияние этих факторов, ФИА еще в прошлом сезоне ограничила размеры заднего диффузора и переднего антикрыла, ввела специальную пластину под днищем толщиной в 10 мм,-С первого же января нынешнего года боковины кузова приподняли на пять сантиметров по сравнению с уровнем пола в центре автомобиля. Все это позволило не менее чем на 40% снизить силу, прижимающую машину к дороге в поворотах. Теперь о мерах пассивной безопасности, призванных уменьшить последствия аварии для пилота. Кокпит - углепластиковый "кокон", в котором, как аквалангист в "акульей клетке", заключен гонщик, - стал длиннее и глубже. Длина бензобака сокращена на две пятых, а его объем теперь составляет 120 литров. Ужесточили тесты на лобовое и боковое столкновения - вот уже несколько лет их в обязательном порядке проходят все машины формулы 1. Столь многочисленные изменения, естественно, задали работы конструкторам. Уже в конце минувшего лета они вплотную занялись проектированием будущих моделей. Труднее всего пришлось моторостроителям. Создать за считанные месяцы совершенно новый боеспособный двигатель практически невозможно. Тем более это касается "Мерседес-Бенца", "Пежо", "Косворта", которые лишь год назад представили свои новейшие разработки. Поэтому к началу сезона "Феррари", "Рено", "Ямаха", "Муген/Хонда" и остальные фирмы подготовили лишь модифицированные трехлитровые версии прошлогодних моторов. А модели, специально сконструированные в соответствии с новыми требованиями, увидят свет во второй половине сезона-95 или даже будущей весной. Зато автомобили новой формулы 1 появились на испытательных трассах уже в феврале-марте. Общей чертой всех конструкций стало повышенное внимание к аэродинамике. Это вполне логично. Со снижением мощности двигателей или изменением размеров кокпита инженеры команд поделать ничего не могут, а попробуй заставить их не думать над тем, как повысить скорость прохождения поворотов! Вот почему "Мак-Ларен", "Вильяме", "Эрроуз", "Лижье" и "Минарди" украсились высокими и узкими, словно акульи морды, носовыми обтекателями, которые три года назад предложил тогдашний конструктор "Бенеттона" Джон Барнард. Инженеры из "Пасифик Тим Лотос", объединившей прошлогоднего новичка и обанкротившегося ветерана формулы 1, предложили необычную конструкцию переднего антикрыла. Но дальше всех пошел Нил Оутли из "Мак-Ларена". За спиной пилота, на своеобразном пилоне, в который превратился капот двигателя, он установил маленькое "антикрылышко". Нечто подобное можно было увидеть в формуле 1 на рубеже 60-70-х годов. Новинка вызвала ожесточенные споры, итог которым подвел менеджер "Пасифик Тим Лотос" Йан Доусон: "Среднее антикрыло, несомненно, увеличивает прижимающую силу и улучшает общую балансировку машины. Нет вопросов ио его соответствии правилам. И все же это совсем не то, чего хотела добиться ФИА". Конструкторы попытались обойти новые ограничения Международной федерации ис другой стороны. Шеф-дизайнер "Тирелла" Харви Постлтуэйт, тот самый, кто несколько лет назад придумал "вздернутый носик" и задний аэродинамический диффузор (которые опять-таки работали на увеличение прижимающей силы в пово-Оригинальная конструкция переднего антикрыла у автомобиля "Пасифик-РВ.02".ii>U-3Q-»|<60><50>Основные различия в конструкции кокпита в прошлом (слева) и нынешнем сезоне. Размеры даны в сантиметрах./^"\g-ч•—»15, IЗА РУЛЕМ 5/95 75 ФОРМУЛА 1 1995 ГОДАПилоты Михаэль Шумахер Джонни Херберт Юкио Катаяма Мика Сало Деймон Хилл Дейвид Култард Найджел Мэнселл Марк Бланделл Мика Хаккинен Джанни Морбиделли Такачико Иною Хидеки Нода Йос Ферстаппен Рубенс Баррикелло Эдди Эрвин Бертран Гашо Андреа Монтермини Педру Паулу Динис Роберто Морено Пьерлуиджи Мартини Лука Бадоер Агури Сузуки Мартин Брандл Оливье Пани Жан Алези Герхард Бергер Карл Вендлингер Хайнц-Харальд Френтцен Германия Великобритания Япония Финляндия Великобритания Великобритания Финляндия Италия Япония Япония Нидерланды Бразилия Великобритания Бельгия Италия Бразилия Италия Япония Великобритания Франция Франция Австрия Австрия Германия "Бенеттон-В195" "Тиррел-023" "Bnnw™c-FW17" "Мак-Ларен-МР4/10" "PeH0-RS7" "Ямаха-ОХЮС" "PeHo-RS7" "Илмор-МерседесБенц-FOHO" "Харт" "Косворт-ED" "Пежо-А10" "Косворт-ED" "Косворт-ED" "Косворт-EDM" "Муген/Хонда"•портмиллионные расходы. А вот дозаправка, та самая дозаправка в ходе гонки, из-за которой вспыхнул страшный пожар в Хоккенхайме и которую в один голос осуждают большинство пилотов, менеджеров и конструкторов формулы 1, по-прежнему разрешена! "Опасность - неотъемлемая составляющая часть автогонок, - сказал управляющий директор "Мак-Ларена" Рон Деннис. - Но дозаправка - это искусственная опасность, придуманная чиновниками Федерации без всякой надобности и против воли команд". "Против воли" - сказано не случайно. И год, и два назад менеджеры гоночных "конюшен" не раз проявляли возмущение непродуманной, а то и просто безграмотной технической политикой ФИА. Но каждый раз президенту Федерации Максу На снимке "Вильямса-Р\№17" хорошо видно главное отличие машин формулы 1 нынешнего года - из-за удлинившегося кокпита заметно увеличилась база. Кресло пилота теперь расположено гораздо дальше от передней оси."3ppoy3-FA16" "Симтек-8951" "Джордан-195" "Пасифик-РЯ02" "®op™-FG01-95" "Минарди-М195" "Лижье^БЧГ"Феррари-412Т2" "Заубер-С14" "Феррари-037" "Косворт-Цетек R"ротах), предложил хитрую гидравлическую подвеску. Теперь за сохранением постоянного дорожного просвета (что крайне важно именно для прохождения поворотов на высокой скорости) вместо запрещенной год назад электроники будет следить гидравлическая система. Как видим, из затеи ФИА сделать машины формулы 1 менее быстроходными мало что выходит. Более того, не все гладко обстоит ис безопасностью пилотов. Да, кокпит стал длиннее и глубже. Но на три сантиметра уже! Первой жертвой этой непродуманной борьбы за пассивную безопасность стал Найджел Мэнселл. Экс-чемпион мира, возвратившись из двухлетнего американского турне, во время которого он успел стать чемпионом США в гонках "индикаров", подписал конт76 ЗРЛМ 59 АУЕ /5ракт с "Мак-Лареном". Но, впервые усевшись за руль новой машины во время мартовских испытательных заездов, англичанин с ужасом убедился, что кокпит ему... тесен! "В существующем кузове Мэнселл все время будет ощущать дискомфорт", удрученно разводил руками представитель "Мак-Ларена". А это крайне опасно. Пришлось срочно изготовлять новое шасси, но для этого английской команде потребовалось шесть недель, так что победитель тридцати одного Гран-при оказался "вне игры" на первых двух этапах сезона-95. Происшествие с экс-чемпионом мира можно было бы считать курьезом. Беспокоит другое обстоятельство. В заботе о безопасности ФИА ввела многочисленные технические изменения, вынудив команды и автомобильные фирмы идти на много-Мосли удавалось усмирить недовольных, пригрозив отлучить "особо бойких" от автогонок. И каждый раз тем приходилось смиряться. Итак, машины формулы 1 станут в наступившем сезоне менее совершенными и скоростными. Но будут ли автогонки от этого более безопасными? Очень и очень сомнительно. А потому все, кто любит острые ощущения, могут занимать места у экранов телевизоров. Щелкнув, словно герой недавно популярной эстрадной песенки, цирковым кнутом, руководство ФИА приглашает всех желающих посмотреть, как полетят в горящий обруч дрессированные тигры. А. МЕЛЬНИК, зам. главного редактора журнала "Автомотоспорт"