18
19
дешевый - пригородный -О303 15 КНР-А - стоит 280 000 немецких марок, а самый дорогой -О303 15 RND для международного сообщения, с полным набором дополнительного оборудования потянет на 400 000. Естественно, что при столь малом объеме производства каждый автобус собирают в соответствии с пожеланиями заказчика. Причем завод готов пойти на рассрочку платежа под разумные 15 процентов в валюте. К сожалению, общее экономическое положение в стране пока не благоприятствует широкому развитию туризма и междугородного автобусного сообщения, поэтому заказов не так много. Хотя нам сообщили, что есть заказчик "аж" на 200 машин до конца 1995 года. Но возможности завода гораздо больше, поэтому значительное внимание здесь уделяют городским автобусам, спрос на которые огромен, а платежеспособность покупателей гарантируется государством. Здесь видят два пути: первый организация восстановительного ремонта неновых городских автобусов "Мерседес-0405", второй - создание собственного автобуса на агрегатах "Мерседеса". Обе эти программы успешно выполняются. Кстати, городской одиночный -О405 7-8-летней давности после капитального ремонта дешевле нового "Икаруса", а остаток ресурса у него не меньше. Автобус "Россиянин", созданный в Голицыно на основе агрегатов -О405, сочлененный, с толкающей задней секцией, может перевозить в час пик 220 пассажиров - на 27 больше, чем хорошо известный "Икарус-283": Расходтоплива у него меньше на 5 - 6 л/100 км, немало и других плюсов: автоматическая коробка передач, более мощный двигатель, антиблокировочная и противобуксовочная системы, низкий уровень пола и больший комфорт для пассажиров. Опытный образец этого автобуса проходит испытания, по результатам которых правительство Москвы примет решение, заказывать ли его в качестве основного городского автобуса для столицы. Его использование (при условии полной замены парка) могло бы экономить бюджету города 214 миллионов рублей ежегодно в ценах 1994 года. Заводчане утверждают, что смогут делать 1000 автобусов в год, а цена одного составит не более 220 000 немецких марок. Что ж, пожелаем им успеха и на новом поприще. А. ФОМИНехника.СРЕДНИЙ . ЕВРОПЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬкаким он был в 1994 году?Фольксваген-Гольф" лидер продаж малого класса.18ЗА РУЛЕМ 5/95 В течение двух лет мы рассказывали о нашей классификации легковых машин и опубликовали ряд обзоров каждого выделенного класса (см. ЗР, 1993, № 7,10; 1994, № 2, 3,7 и 8). Вероятно, у многих читателей появились вопросы - например, насколько автомобиль малого класса отличается от особо малого? Или - можно ли обобщить численные значения основных технических параметров в каждом классе: например, определить среднюю мощность двигателей? Оказалось, можно. Для этого пришлось вооружиться калькулятором и изрядно поработать с ежегодным швейцарским каталогом "Аутомобиль ревю-1994". Анализу были подвергнуты почти все модели и модификации крупнейших мировых компаний, известные европейским покупателям. Общее количество проанализированных семейств и моделей составило 106 и 463. Результаты вычислений (см. таблицу) довольно любопытны, несмотря на то, что "за бортом" оказались многие модели с кузовами "универсал", "купе", "кабриолет" и специфические - УПВ или "вседорожнйки". К тому же нелей из беднейших слоев населения. Он или постепенно исчезнет, или трансформируется в специальный городской автомобиль, который будет не дешевле, чем машина особо малого класса. Кстати, по расходу топлива представители "микро" и особо малого почти равноценны, зато последние заметно мощнее и просторнее. Неожиданно высоки оказались возможности моделей малого класса - средняя мощность двигателей 98,5 л. с/72,4 кВт при рабочем объеме 1710 см 3 . Наши "лады-самары" (в четырех европейских модификациях по двигателю) на фоне среднего автомобиля малого класса выглядят очень бледно и не уступают ему только по одному показателю - расходу топлива. И это при массе, на 14% меньшей, с двигателем в полтора раза слабее! Что касается "среднего" автомобиля в среднем классе, его характеристики подтвердили ожидаемое - удельная мощность превышает 100 л. с/т, а скорость - 200 км/ч. Общее впечатление от полученной картины: европейским автомобилям присущи избыточная мощность двигателей и, с этой точки зрения, повышенный расход топлива, хотя результаты получены с учетом дизельных моделей. Без них средние показатели были бы еще выше. Итак, мы выяснили, что европейцы любят довольно мощные, но компактные машины. А какие модели они предпочитают? Ответить помогут данные о продажах 20 самых популярных семейств легковых автомобилей в 17 западноевропейских странах за 1993 год - в тысячах штук ив процентах от общего количества приобретенных машин.(Данных за 1994 год пока нет, но мы ожидаем, что показатели сохранятся или будут чуть выше, чем за предыдущий год.) Буквы "ОМ", "М" и "С" обозначают класс моделей данного семейства - особо малый, малый и средний. Конечно, и в 1993 году абсолютным лидером продаж остался "ФольксвагенГольф", бессменно удерживающий первенство вот уже второй десяток лет. "Фольксваген-Гольф", М - 698,0 и 6,11; "Опель-Астра", М - 623,9 и 5,46; "Форд-Эскорт", М - 460,1 и 4,03; "Форд-Фиеста", ОМ 449,8 и 3,94; "Рено-Клио", ОМ - 441,2 и 3,86; "ФИАТ-Уно", ОМ -354,4 и 3,10; "Опель-Корса", ОМ - 348,3 и 3,05; "Рено-19", М - 336,6 и 2,95; "Опель-Вектра", С - 292,8 и 2,56; "Пежо-106", ОМ - 272,2 и 2,38; "Форд-Мондео", С - 258,7 и 2,27; БМВ серии 3, С - 240,6 и 2,11; "Ауди-80", С - 215,6 и 1,89; "Ситроен-ZX", М - 208,1 и 1,82; "Пежо-405", С - 199,8 и 1,75; "Фольксваген-Пассат", С - 189,1 и 1,66; "ФольксвагенПоло", ОМ - 186,4 и 1,63; "Мерседес-Бенц" Е класса, С -177,1 и 1,55; "Пежо-306", М -176,4 и 1,54; "Ситроен-АХ", ОМ -162,0 и 1,42. Многолетняя конкуренция между "Гольфом" и "Астрой", а также тот факт, что эти машины далеко не самые дешевые, позволяют считать, что они, очевидно, лучшие на сегодня европейские легковые автомобили малого класса. Причем "Гольф" наиболее популярен в Германии, Австрии, Бельгии и Норвегии, а "Астра" - в Дании, Испании, Ирландии, Швейцарии и Нидерландах. "ФИАТ-Уно" более всего пришелся по нраву итальянцам и португальцам, "Рено-Клио"-французам, "Форд-Эскорт" англичанам, а солидные шведы предпочли свою марку- "Волво-850" среднего класса. В двух "неавтомобильных" странах потребители предпочли японские модели, которые в общем зачете не попали в двадцатку "сильнейших". Ими стали автомобили из числа самых популярных, но уже... в Японии - 'Тойота-Королла" для Финляндии и "Ниссан-Санни" для Греции. М. ТЕПЛОВСравнение технических показателей автомобилей разных классов все модели пользуются одинаковым спросом, а наиболее мощные и дорогие комплектации выпускают в ограниченном количестве. Однако нам важно другое - среднестатистические цифры должны отражать рыночное предложение моделей в каждом классе, а также объективно характеризовать их технический уровень. А уж какие модели станут массовыми или будут сняты с производства из-за отсутствия спроса - дело покупателя, который сделает свой, но понятный всем выбор. Что высветили полученные цифры? Прежде всего то, что наибольшее количество моделей, как оказалось, предлагается в среднем классе. Это говорит о его растущей популярности (особенно в Германии) и о том, что в перспективе он, возможно, станет самым крупным сектором рынка. Очевидно и другое: класс "микро" не удовлетворяет потребности даже наименее состоятельных западноевропейских покупатеКлассы Параметры "Микро" Особо малый 3,4-3,8 1,5-1,65 17 и 82 3680 1589 862 1384 73,5 166 13,7 6,49 85Малый3,8-4,4 1,65-1,72 29 и 142 4120(4006) 1677(1620) 1056(927) 1710(1346) 98,5 (63,0) 181,8(148,5) 12,0(16,7) 7,35 (7,55) 93 (68)СреднийБольшой средний свыше 5,0 свыше 1,82 11 и 20 5059 1850 1823 4235 260,5 233,7 8,4 11,92 142Классификационные до 3,4 Длина кузова, м Ширина кузова, м до 1,5 Количество семейств и моделей* 7и11 Усредненные 3300 Длина кузова, мм 1463 Ширина кузова, мм 694 Снаряженная масса, кг Рабочий объем двигателя, с м3 948 45,0 Номинальная мощность, л. с. Максимальная скорость, км/ч 137,5 18,4 Время разгона с места до 100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км** 6,27 Удельная мощность, л. с/т 644,4-5,0 1,72-1,82 42 и 208 4683 1747 1370 2472 148,5 201,7 10,4 8,94 108* Тип кузова; для классов "микро", особо малого и малого - 3/5-дверные хэтчбеки (за исключением моделей, выпускаемых только с кузовом "седан"); для среднего и большого среднего - 4-дверные седаны или 5-дверные хэтчбеки, если седана нет в программе. " Среднее арифметическое расходов при 90,120 км/ч ив ГЦ. В скобках - средние значения по четырем моделям "Лада-Самара", продаваемым в Европе (с нейтрализатором отработавших газов).ЗА РУЛЕМ 5/9519