ЗАЛИВАЕМ ИМПОРТНОЕ МАСЛОмасла двигатели не промывали специальными составами от накопившихся отложений и остатков старого масла. Ограничились только заменой фильтров. Незавидная доля выпала четвертому автомобилю. АЗЛК-21412, 1478 см3, 85 000 км попал любителю экспериментов, по условиям теста - "самоуверенному разгильдяю". При смене масла не трогали даже фильтр (поработавший уже 5 тысяч километров), чтобы зарубежный продукт хорошенько разбавить остатками отечественного. Несчастный "Москвич" таскал непомерные грузы, буксировал на тросе тяжелую "Волгу", подолгу ездил "внатяг" и на повышенных оборотах, участвовал в автомобильных соревнованиях. Короче говоря, работал в режимах, когда угробить двигатель - пара пустяков. МАСЛА Для заправки моторов наших "подопытных кроликов" из товарного ряда фирмы "Тексако" ('Texaco") выбрали минеральные масла "Havoline" - класс вязкости 10W/30, уровень качества API-SG/CD (ВАЗ21063); 15W/40 API-SG/CD (ВАЗ-21053) и полусинтетическое "Havoline-X1" 10W/40, API-SH/CE (ВАЗ-1111, АЗЛК-21412). Почему именно "Тексако"? Полагаем, что продукция этой, как и других известных зарубежных компаний, в дополнительной рекламе не нуждается. Крупные нефтяные концерны давно уже заняли свое место под солнцем и настолько дорожат репутацией, что говорить о разнице в качестве просто некорректно. Все масла хороши, а те нюансы, что отличают аналогичные сорта конкурирующих фирм, можно отыскать только в лабораторных условиях. В своем потребительском тесте мы, конечно, таких задач не ставили. Другое дело - продукция 'Тексако". В нашей стране она стоит не слишком дорого, но при этом вся гамма масел прошла сертификацию в испытательном центре горюче-смазочных материалов (ИЦ ГСМ). Значит, есть веские основания полагать, что этот товар мы заливаем в двигатель отечественного автомобиля на "законных" основаниях и, как минимум, ничего в нем не испортим. Кроме того, читателям, вероятно, будет интересно узнать: один из сортов (15W/40, API-SF/CE) производят на нефтеперерабатывающем заводе в Нижнем Новгороде. Поверьте на слово, там учитывают специфические условия эксплуатации масла в нашей стране. НЕ ЖДИТЕ ЧУДА Отметим сразу: никаких потрясающих результатов - заметного на слух снижения шума мотора, значительной экономии топ-Еще с античных времен повелось - если для объяснения сути явления простому человеку не хватало зрительной информации, то оно становилось объектом домыслов и фантазий. Но ив современном автомобильном мире происходит нечто похожее. Действительно, процессы внутри двигателя или коробки передач не увидишь воочию. Поэтому многие водители толкуют технические проблемы по-своему, вопреки мнению специалистов. Наиболее яркий тому пример - "легенда об импортных моторных маслах". Одни считают, что зарубежные продукты совершенно непригодны для отечественных двигателей. Другие, напротив, используют в обычных "жигулях" только очень дорогую стопроцентную "синтетику". Кто из них прав? Мы решили заправить моторы редакционных машин "фирменными" маслами и поделиться с читателями своими впечатлениями. Разумеется, наши наблюдения не ставят целью опровергнуть научные заключения и не 20 ЗА РЛМ 59 УЕ /5претендуют на истину в последней инстанции. Но очень часто для потребителя решающим аргументом при выборе того или иного сорта масла является чей-то личный опыт, а не сухие формулы, графики или таблицы. ДВИГАТЕЛИ Первым кандидатом стал ВАЗ-21063 1994 года с мотором 1298 см 3 , который только что прошел обкатку (пробег 9000 км). В дальнейшем он сыграл роль "автомобиля аккуратного частного владельца". Ездили ежедневно, но его техническое состояние регулярно контролировали, а двигатель содержали в образцовой чистоте. Замену масла провели "по науке" в рамках ТО-2 со сменой фильтров, тщательной регулировкой карбюратора, зажигания, зазоров газораспределительного механизма. Два других объекта испытаний - "Ока" ВАЗ-1111, 650 см3, 33 000 км и ВАЗ-21053, 1452 см3, 35 000 км - имитировали "государственный транспорт для разъездов" с обслуживанием на станциях. При замене