34
35
Сложнее пришлось, когда после очередного разгона с пробуксовкой передачи стали вклю- • чаться нечетко, причем только на середине хода педали сцепления, а при нажатии до пола раздавался неприятный визг. "Вскрытие" показало, что на диске сцепления раскололся один из фланцев, между которыми крепятся демпферные пружины, гасящие крутильные колебания, в результате одна из пружин вылетела. Вариантов ремонта было два. По первому умельцы одного завода брались сделать новый фланец, приклепать его, . установив выскочившую пружину на место, и за- , одно заменить изношенные накладки. Обошлось бы это в цену диска сцепления для ВАЗ-2108, то есть на тот момент в 20-25 долларов. Предпочтительнее оказался второй вариант - купил неновые "корзину" сцепления, выжимной подшипник и ведомый диск (1988 г. выпуска) - за 40 долларов. Их установил на i машину, а старые подшипник и "корзину" продал. На купленном диске узел крепления демп- I ферных пружин и сами пружины оказались посильнее: видимо, завод исправил свою недоработку. Владельцам "Ауди-80" серии 1979-1985 годов следует иметь это в виду. При снятии коробки сложнее всего оказалось отвернуть болты крепления фланцев приводов к валам трансмиссии. У болтов круглые головки с внутренними шлицами "на 8". Попытки отвернуть их кустарно изготовленным клю- ' чом успехом не увенчались, и на головках пришлось сделать плоские шлицы под доста- точно мощную кованую отвертку. При сборке болты заменили на подходящие обычные. Также изготовили оправку для центровки устанавливаемого диска сцепления. Рулевое управление - реечное, аналогичное применяемому на отечественных переднеприводных машинах, после езды на • "классических" "Жигулях" воспринимается привычно, настолько легкое и точное. У машины, г длиннее "Жигулей" примерно на 40 см, меньший радиус поворота. Тормоза аналогичны узлам отечественных автомобилей. Про запас я приобрел для передних дисковых тормозов колодки местно- « го производства - 4 доллара за комплект (при цене аналогичного "жигулевского" на тот мо- « мент 3 доллара). Фирменные обошлись бы в 5-10 раз дороже Как показывает опыт, расходы на содержание многих подержанных иномарок даже солидного возраста вполне сопоставимы с суммами, затрачиваемыми на эксплуатацию "Жигулей", а зачастую гораздо ниже. Большинство иномарок в возрасте 10-15 лет по техническому состоянию примерно соответствуют отечественным автомобилям, чей возраст по крайней мере вдвое меньше, - но при несравнимо более высоком техническом уровне и комфорте зарубежных. Что касается це- щ ны, то ВАЗ-21099 с кузовом, аналогичным по , конструкции моему "Ауди-80", в 3-4 раза дороже. Так что, пока отечественные заводы не очень спешат навстречу потребителю, подержанная иномарка может быть вполне удачным приобретением. Из материалов, присланных на конкурс" Журналист". 34 ЗА РУЛЕМ 5/95Вместо инструкции"ФОРД-СЬЕРРА"Этот автомобиль выпускали с осени 1982 до весны 1993 года, когда на смену ему пришел "Форд-Мондео". "Сьерру" не спутаешь ни с каким другим автомобилем - внешность действительно запоминающаяся. Над кузовом немало потрудились, обеспечив, помимо своеобразия, неплохую аэродинамику. Возможно, это одна из причин успеха на рынке - четыре года подряд, с 1986, "Шорд-Сьерра" занимал в своем классе первые места по продажам в Европе. По размерам автомобиль близок к нашему АЗЛК-2141, но дорожный просвет значительно меньше - всего 120 мм. Это, однако, не помешало ему стать одной из самых популярных иномарок в европейской части России. "Сьерру" выпускали с кузовами "хэтчбек" (трех- и пятидверными), "универсал" и " с едан " , двигатели предлагали следующие: бензиновые, рабочим объемом от 1,3 до 2,8 ли дизель "Пежо" - 2,3-литровый. Мы остановимся на моделях выпуска 1982-1987 годов с шестью наиболее простыми (а следовательно, и предпочтительными для наших условий) карбюраторными двигателями и приводом на задние колеса (были и спортивные "сьерры" с колесной формулой 4x4). Единые параметры для всех модификаций, приведенных в таблице. Общие данные: количество мест 5; длина - 4395 мм; ширина - 1720 мм; высота - 1360 мм (для модификаций с кузовом "хэтчбек"). Двигатель: четырехтактный, бензиновый, расположен продольно. Коленвал - 5-опорный (4-опорный на двигателе V6). На 4-цилиндровых двигателях верхнерасположенный распредвал приводится зубчатым ремнем; порядок работы цилиндров 1-3—4-2. На 6-цилиндровом двигателе распредвал расположен в развале блока цилиндров и приводится шестернями; порядок работы цилиндров -1-4-2-5-3-6. Зазоры в механизме привода клапанов регулируют на холодном двигателе: для впускных клапанов - 0,2 мм, для выпускных - 0,25 мм у 4-цилиндровых двигателей; соответственно 0,35 мм и 0,4 мм у 6-цилиндрового двигателя. Класс качества моторного масла не ниже SF по системе API; емкость системы смазки 4-цилиндровых двигателей - 3,8 л; 6-цилиндрового - 4,3 л. Емкость системы охлаждения - 8 и 8,5 литра соответственно. Объем топливного бака у всех моделей - 60 л. Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу 800...850 об/мин; содержание в отработавших газах СО на холостом ходу - 1 , 5 % (объемное). Система зажигания - бесконтактная; на двигателе REB - с датчиком Холла, на остальных - с индукционным датчиком. Начальный угол опережения зажигания выставляют по меткам на шкиве коленчатого вала. Одно деление шкалы на шкиве для 4цилиндровых двигателей соответствует 4° угла поворота коленвала, а для 6-цилиндрового двигателя - 3°. Свечи зажигания: помимо приведенных в таблице, можно применять в 4-цилиндровых двигателях "Bosch DR 7 ВС", "Champion RF7YC", NGK APR6FS (для всех зазор между электродами 0,7...0,75 мм). В 6-цилиндровых моторах можно использовать свечи "Bosch WR7DC" (зазор 0,7 мм), "ChampionНумерация цилиндров и последовательность затягивания болтов головки цилиндров: а на 4-цилиндровых двигателях; б - на 6-цилиндровом двигателе. М - маховик.ФОооооО ОФОоООО г°о°о°о1оо°о 0 о°RN7YCC" (зазор 0,8 мм), NGK BPR 6 ES (зазор, как и на штатных Motorcraft, 0,6 мм). Катушка зажигания на всех моделях - Bosch 0 221 122 031 с сопротивлением первичной обмотки 0,6...0,9 Ом, вторичной обмотки 4500...7000 Ом. Трансмиссия. На "Форд-Сьерру" с двигателем 1,3 л устанавливали 4ступенчатую механическую коробку передач. На остальные модели предлагали 4- и 5-ступенчатые механические и 4-ступенчатые "автоматы". Надо сказать, что последние пользовались большим спросом. При замене масла в механической коробке надо заливать 1ли 1,9 лв 4- и 5-ступенчатую коробку соответственно; в автоматическую коробку заливают 6,3 л свежего масла. Емкость картера главной передачи - 0,9 л. Ходовая часть. На автомобиле применяют шины размером от 165SR 13 до 195/70HR13; давление - 1,8 кгс/см 2 . Схождение колес снаряженного автомобиля - 1±1 мм (0°10'± 10'); развал 0°15'±Г. Моменты затяжки резьбовых со-единений. Болты головки цилиндров с внутренней звездочкой (под "12-гранник") затягивают в шесть этапов: моментом 50 Н-м, затем - 70 Н-м, после этого надо подождать примерно 20 минут, затянуть до 80 Н-м, пустить двигатель на 15 минут и окончательно подтянуть болты моментом 100...110 Н-м. Такие болты можно использовать несколько раз. Болты типа "торкс" (с волнистым внутренним профилем) повторно устанавливать нельзя. Новые промасленные болты затягивают в четыре этапа: моментом 40 Н-м; затем - 75 Н-м; перерыв пять минут; окончательный доворот болтов на 90°. Последовательность затягивания болтов головки цилиндров показана на рисунке. Крепления коренных подшипников - 90...100 Н-м; шатунных подшипников - 40...45 (25...30) Н-м; маховика - 65...70 Н-м; передней ступицы 280...31 0 Н-м; задней ступицы 250...290 Н-м (в скобках - данные для 6-цилиндрового двигателя). В следующем номере в рубрике "Вместо инструкции" - "Волво"7-й серии.Основные технические данные автомобилей "Форд-Сьерра" ПараметрыМодель Годы выпуска Sierra 1,3 1982-1987 Sierra 1,6 1982-1987 Sierra 1,8 1983-1987 Sierra 2,0 1982-1987 Sierra 2,0 1982-1987 Sierra 2,3 1982-1986Общие данные Собственная масса 1 , кг Полезная нагрузка 1 , кг Максимальная скорость 2 , км/ч Расход топлива 3 , л/100 км Мин. октановое число топлива Двигатель, тип 4 Модель Диаметр цилиндра и ход поршня, мм Рабочий объем, см э Степень сжатия Мощность, л. с.(кВт)/об/мин Макс, крутящий момент, кгс-м (Н-м)/об/мин Карбюратор Модель Свечи зажигания Модель Распределитель Модель Начальный угол опережения зажигания, град Генератор Модель Стартер Модель990/1040 485/535 152 6,3/7,9/9,2 95 Р4 JCT 79,0x66,0 1294 9,1 60(44)/5700 10,0(98)/3100 Ford VV Motorcrafl BRF22 Bosch 0237002075 12 Bosch K1-35A Bosch 00012112081015/1065 485/535 157-165 6,3/8,1/10,1 95 P4 LCT 87,65x66,0 1593 9,2 75(55)/5300 12,2(120)/2900 Ford VV Motorcraft BRF22 Bosch 0237002076 12 Bosch K1-35A Bosch 00012112081040/1080 510/545 175-178 6,6/8,0/9,0 95 P4 REB 86,2x76,95 1796 9,5 90(66)/5400 14,3(140)/3500 Pierburg 2E3 Motorcraft BRF 22C Bosch 0237002089 10 Bosch K1-45A Bosch 00012112081025/1065 575/585 177-185 6,3/7,9/10,5 95 P4 NET 90,82x76,95 1993 9,2 105(77)/5200 16,0(157)/4000 Weber 30/34DFTH5 Motorcraft BRF 32 Bosch 0237002078 8 Bosch K1-45A Bosch 00013111011025/1065 575/585 168-179 8,0/9,5/12,0 91 P4 NA 90,82x76,95 1993 8,2 94(69)/5200 14,5(142V3500 Weber 30/34DFTH5 Motorcraft BRF32C Bosch 0237003036 8 Bosch K1-45A Bosch 00013111011115/1115 510/585 182-190 6,8/8,7/12,1 95 V6 YYT 90,0x60,1 2294 9 114(84)/5300 18,0(176)/3000 Solex 35/35EEIT Motorcraft AGR 22C Bosch 0237306050 9 Bosch K1-45A Bosch 00013111011 2345Для хэтчбека/универсала. В зависимости от типа коробки передач и передаточного отношения главной передачи. При скорости 90 км/ч, 120 км/ч и условном городском цикле. Р4 - рядный 4-цилиндровый; V6 - V-образный 6-цилиндровый. Возможна установка карбюратора Weber 32/36 D6AV; ЗА.РУЛЕМ5/95 35