56
57
ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКАНеприятно подходить к грязному автомобилю. Еще хуже, когда он внутри не чище, чем снаружи. Если вы стали пачкаться о сиденье или обивку двери пора, наконец, почистить салон. Как вернуть ему почти первозданный вид, рассказывает А. ЧУЙКИН. Чего только не найдешь в салоне автомобиля! Часто не только в багажнике, где-нибудь за передним сиденьем скапливается хлам, всяческое барахло - то, что не нужно, а выкинуть жалко. Когда нет гаража, все это приходится возить с собой, и постепенно багажник и салон вашего авто заполняются старыми запчастями, емкостями из-под масла, садовым инвентарем и т. д. и т. п. - и вот одной помойкой (на колесах!) стало больше. Желательно взять за правило раз в месяц проводить ревизию содержимого салона и выкидывать все, в необходимости чего появились сомнения. Избавиться от пыли, грязи, мусора, пятен непонятного происхождения значительно труднее. Когда весенняя распутица, добавляющая немало грязи в салон, позади и перевозки, связанные с открыти56 ЗРЛМ 69 АУЕ /5ем дачного сезона, тоже, можно устроить генеральную уборку салона. Резиновые коврики-корытца лучше мы.ть струей воды, помогая ей в особо грязных уголках жесткой щеткой. Пригодится здесь стиральный порошок или паста. Кстати, коврики с продольными или поперечными ребрами чистить значительно легче, чем те, у которых ребра в мелкие квадратики. Вытереть пыль с панели приборов и прочих пластиковых деталей несложно, а вот удалить, например, следы от обуви в нижней части обивки двери - проблема. Сколько ни трешь - след, хоть и еле заметный, на пластике остается. Помогут моющие средства, губка или щетка - естественно, воды на всю эту операцию потребуется больше. Лучше всего (но и дороже, к сожалению) пользоваться специальными препаратами. Среди них и шампуни, и освежители пластиковых деталей. Важно правильно выполнять указания по применению, изложенные обычно прямо на баночке или флаконе со средством. Например, освежитель бесполезно наносить на грязную поверхность - перед этим ее нужно помыть, желательно специальным шампунем. Эффект здесь превосходит все ожидания. Мы воспользовались препаратами 'Turtle Wax" (см. ЗР, 1995, № 4) при чистке салона редакционной Таврии" (четыре года эксплуатации, первая генеральная уборка), и что из этого получилось - видно на снимке. Но стоило это удовольствие примерно 15 долларов. Неплохие результаты дает средство... для чистки обуви. Недавно появились смоченные чистящим составом губки в не-Водительская дверь "Таврии". Левая часть обработана препаратами фирмы "Turtle Wax" для пластмассовых деталей и обивочных материалов. Правая половинка осталась необработанной. больших коробочках - оказывается, ими можно не только чистить ботинки, но и обрабатывать панели дверей, щиток приборов и т. п. Конечно, водоотталкивающие свойства обивке не нужны, но это средство вернет ей первоначальный вид. Чем еще хороши фирменные составы, так это своими защитными.качествами. Проще говоря, и пачкаться обработанные детали будут меньше, и очистить их легче. Но ни в коем случае не применяйте их, очищая педали, руль и прочие органы управления. Поверхность их становится скользкой - понятно, к чему это может привести. Перейдем к сиденьям, точнее, к их обивке или чехлам. Последние, на мой взгляд, нужны далеко не всем. Материал обивки большинства современных сидений легко чистится ив отличие от кожзаменителя пропускает воздух. Другое дело, если вы предполагаете регулярно перевозить пачкающиеся вещи (или, например, собак в период линьки). Особо нужно сказать о сиденьях ВАЗ-2108, обитых материалом типа плюша. Его мелкие ворсинки очень цепко держат посторонние предметы опилки, семена травы и тому подобное. Помню, как я намучился, вытаскивая из сидений семена березы после одноднев-пыль удаляется не хуже, чем из ковра или пледа. Если на сиденье пятна, автомобиль годами не знал чистки, обивка засалилась, а перспектива стирки не вдохновляет, придется воспользоваться "химией". Средств - масса, начиная с керосина и заканчивая специальными очистителями сидений. Похоже, цена средства пропорциональна его эффективности (так и должно быть!). Ну как не вспомнить 'Театральный роман" Булгакова: "...удивительная вещь: например, намочить бензином, и чудный результат - пятно тает, тает и исчезает... утром встанешь - пятно на прежнем месте и пахнет чуть-чуть бензином. То же самое после кипятку, спитого чаю, одеколону. Вот чертовщина!" Та же редакционная 'Таврия" подвергалась обработке специальным очистителем обивки фирмы 'Turtfe Wax", под названием "Renew". Расход средства оказался большим - на все сиденья нам потребовалось три баллончика по 9,5 доллара (!) каждый. Состав похож на пену для бритья, но, попадая на ткань, он интенсивно впитывается, а для удаления достаточно проМеханическая щетка легко собирает мелкий мусор с коврового покрытия пола и сидений.Такой губкой удобно приводить в порядок пластиковые детали.*ной стоянки машины на природе! Подобные вещи поддаются только механической чистке, причем самой эффективной оказывается и самая кропотливая - пинцетом или ногтями. Здесь чехлы окажут большую услугу, если, конечно, вы подберете их исходя не только из требований внешнего вида, но и учитывая необходимость последующей чистки или даже стирки. Но стирка - крайний случай, а вообще сиденья или чехлы достаточно пылесосить, причем регулярно, по мере загрязнения. Надо сказать, что автомобильный 12вольтовый пылесос, кроме достоинств, обладает существенным недостатком - малой мощностью. Только что просыпанные крошки им еще можно собрать, а вот с более серьезной грязью и пылью лучше бороться с помощью большого "домашнего" пылесоса. Обивку с сидений, как и чехлы, можно снять и выстирать, или просто выбить -тереть поверхность чистой сухой тряпкой. Результат - на фото. Стиральный порошок может дать не меньший эффект, но потребует значительно большего времени. Для справки - обработка всех сидений и вставок дверей заняла у нас около двух часов, а сушка сидений после стирки могла продолжаться несколько дней. Посему вывод такой: очень полезно иметь в машине баллончик пятновыводителя (бытового или специального автомобильного очистителя обивки), желательно фирменного, и пользоваться им сразу при загрязнении, не откладывая на потом. Тем, кому этот вывод показался неубедительным, еще один совет-напоминание: все материалы обивки - синтетические, чтобы они дольше сохраняли чистый вид, после чистки или стирки обработайте их антистатиком, отталкивающим пыль. Кстати, он входит в состав фирменных препаратов-очистителей обивок. В любом современном автомобиле, за исключением джипов, под ногами если не ковер (палас), то хотя бы половичок. Ему достается больше других. Даже если постелены резиновые коврики, влага, песок,земля, а зимой еще и соль попадают на ковер. Иногда ему приходится принимать горячий Тосол" из "печки", масло из подтекающей канистры и т. п. Из дорожных средств чистки ковра наиболее эффективным показалась механическая щетка (см. фото). Она своим вращающимся ершиком захватывает грязь, пыль, крошки и переносит внутрь корпуса. Прекрасно подходит она и для механической чистки сидений. Правда, наш экземпляр щетки не порадовал качеством изготовления, несмотря на нарядную упаковку. Например, белая пластмасса корпуса моментально загрязнилась, да так, что даже с мылом ее отмыть оказалось невозможно - грязь въелась в материал. Поэтому, если решили купить - будьте бдительны! А вообще, держать такую щетку в автомобиле полезно. Неплохо удаляет пыль и песок пылесос - опять же большой, не автомобильный. Если ворс ковра длинный, как на "Самаре", чистить его, естественно, труднее. Чтобы не мучиться, не стремитесь добиваться идеальной чистоты с помощью пылесоса. Пользуйтесь им по мере надобности (осенью и весной - после каждой поездки в деревенские хляби), а раз в два года, летом, во время генеральной уборки, можно пойти на такой крайний шаг, как разборка салона. Я делаю это так: снимаю пластиковые накладки на порогах и на центральном туннеле, сиденья (тоже, кстати, отличный повод их почистить) и все ковровое покрытие. Хорошенько просушив ковер (как правило, он влажноват), беру выбивалку и... (дальше вы знаете). Ей Богу, получается лучше, чем пылесосом! Пятна с ковра удаляю так же, как с сиденья, а мелкий и цепкий мусор типа опилок - жесткой щеткой или даже частой расческой. Чем хороша такая разборка салона, так это возможностью залезть в самые дальние и пыльные уголки, в которые пылесосом вовек не доберешься. А пыли там бывает достаточно на хорошую аллергию. Кроме того, сняв шумоизоляцию, вы получите возможность оценить состояние днища, порогов, электропроводки. Если краник отопителя негерметичен или много натекло воды с обуви, шумоизоляция начнет гнить, и возможность просушить или заменить еестановитсянеобходимостью. Ковер тоже полезно обработать антистатиком, чтобы меньше накапливал пыли. Остается еще задняя полка - в "самарах" и "Москвиче-2141" она жесткая и ворсистая. Первое качество, к сожалению, не позволяет воспользоваться выбивалкой, поэтому, если не помогает пылесос, можно хорошенько пройтись по полке мокрой щеткой. Вообще, этот инструмент поможет привести салон в порядок после перевозки собаки или кошки - лучшего средства для удаления волос с обивки не найти. И последнее, что иногда требует чистЗ РЛМ 69 АУЕ /5 57