50
51
52
53
буется для удовлетворения потребностей всех любителей прокатиться с ветерком? Полной статистикой мы не располагаем, но только в Европе за год продаются десятки тысяч таких машин. Количество же автомобильных фирм, в программе которых модели с кузовом "кабриолет", сегодня перевалило за три десятка. Без крыши над головой может быть любой автомобиль - от "Бентли-Азур" за полмиллиона с "хвостиком" немецких марок до скромного "Сузуки-Свифт"Фольксваген-Гольф" первым предложил кабриолет с дизельным двигателем. Возможно, кому-нибудь это придется по вкусу.Когда на улице +30 и светит яркое летнее солнце, "погружение" в машину вызывает живые сравнения с выпечкой пирогов или работой сталеваров у мартеновской печи. Правда, воздух в салоне остывает быстро, а вот сиденьям и обивке потребуется на это как минимум минут пятнадцать. Да и поездки в жаркий день на раскаленном авто не доставляют особого удовольствия. Вот если бы прокатиться так, чтобы не мешала крыша, чтобы оскорости можно было судить не только по показаниям спидометра, а и по шуму ветра это уж совсем иное дело. Как совместить ощущения от вождения мотоцикла и комфорт автомобиля? Практика показывает - совместить можно. Для этого нужно только убрать крышу - и у вас кабриолет. Но не совсем так, не любой автомобиль со съемной крышей можно назвать кабриолет ом . Помимо складывающейся (а не просто съемной) крыши, у него должны быть двери без рамки для стекол, которые полностьюопускаются . И ными словами, если крыша убрана, никаких других выступающих над линией дверей частей, кроме ветрового стекла, в автомобиле этого типа не положено. Обычно в кабриолетах четыре места, хотя встречаются модели с компоновкой 2+2 (два "взрослых" и два "детских"), а двадцать лет назад можно было увидеть и шестиместные кабриолеты, где на каждом "диване" спокойно размещались по три человека. Например, "Кадиллак-Флитвуд-Эльдорадо" с восьмицилиндровым двигателем объемом 8,2 литра, мощностью 235 "лошадей" (сейчас это уже не вызывает удивления) и расходом топлива 26 литров "на сотню", причем с приводом на передние колеса. Чисто двухместный кабриолет принято называть родстером или спидстером, в зависимости от формы задка кузо-C" ^-.,vва и скоростных характеристик (speedster - от слова "speed", скорость). Такие автомобили обычно имеют "приливы" за головами водителя и пассажира, плавно переходящие в плоскость крышки, прикрывающей отсек, где "прячется" складной верх. На дорогих моделях мягкая крыша убирается за несколько десятков секунд с помощью электро- или гидропривода, на машинах попроще - вручную самим владельцем. Обратный процесс занимает не больше времени, если есть автоматика. Если ее нет - все зависит от расторопности хозяина автомобиля. Сколько же и каких кабриолетов тре-"ФИАТ-Баркетта" - основной конкурент самого покупаем биля с открытым верхом - "Мазды МХ-5" (на обложке)} переднеприводной компоновкой с поперечным располй (1747 см 3 , 130 л. с/96 кВт, 200 км/ч, 0-100 км/ч - 8,9 0)| брать покупателей у "Мазды", покажет время, ведь ФЩ лет. Конструкторам "Баркетты" удалось создать минимальным количеством шарнирных сочленений. П| | вании он занимает немного места в специальном отсею закрывается металлической крышкой. Кабрио" с небольшой, по немецким понятиям, ценой в 29 695 марок (примерно таков и "хвостик" от "Бентли"). Среди американских автомобилей есть более дешевые, например "ПонтиакФайрберд" - в самой простой комплектации он может стоить в США менее 18 000 долларов, при этом у него по сравнению со "Свифтом-Кабрио" вдвое мощнее двигатель (в два с половиной раза большего объема) и к тому же сама машина длиннее на метр и почти в два раза тяжелее "японца". Такова сегодня разница между европейскими и американскими ценами. В Штатах "Свифт" в два раза дешевле, чем в Германии. Но все-таки по-настоящему дешевыми, менее 10 000 долларов, кабриолеты не бывают. Это вполне естественно, так как они рассчитаны не на самых бедных людей, у которых этот автомобиль единственный. Маркетинговые исследования показывают, что среди покупателей открытых машин немало женщин . Стараясь угодить их вкусам, кабриолеты оснащают множеством "карманов" для мелких вещей, зеркалами с подсветкой, расположенными в "солнечных" козырьках, и другими приятными мелочами. Активно покупают кабриолеты прокатные конторы курортных городов. Еще бы, кто из тех, кому владеть такой машиной не покарману или погода не балует, не мечтает хотя бы денек покататься без крыши над головой. Конструктивно кабриолет обычно базируется на кузове "купе" или, если такой модели в программе фирмы нет, на трехдверном "хэтчбеке". Основные отличия кузова кабриолетов легко рассмотреть на примере одной из наиболее популярных в Европе моделей - БМВ 3-й серии. Начнем с того, что даже по определению Толкового словаря (см. эпиграф) кабриолет предназначен прежде всего для водителя, поэтому на нем, как правило, не устанавливают "слабые" двигатели и дизели. Это понятно - не полу-Обозрение ЗРКабриолет - легкий двухколесный экипаж без козел.С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.tJo в мире автомоОтличается от нее жением двигателя Сможет ли он отоГ моложе на шесть складной верх с * двойном склады! позади сидений и1 Технические характеристики наиболее распространенных кабриолетов[\ Модель онX CZ Четырехместные Xа> L.Двухместныеш 6'а>,о01а юа. >s « s шо1796 2990 115/85 286/210 168 320 4/8 6/24atПоказатель\ Рабочий объем двигателя,см3 Мощность,Л.С/К&Г 1 Крутящий момент, Н-м Число цилиндров/ клапанов Коробка передач1 Длина, ым Ширина, мм | Высота, мм Снаряженная | масса, кг | Максимальная | скорость км/ч Разгон с места до 100 км/ч, с Средний расход [ топлива, л/100 км | Емкость багажника, л | Цена, нем. марок 29695 13,0 3745 1590 1350 1298S ©6£1762 1998 101/74 121/89 153 176 4/8 4/8§ £1781 1984 75/55 115/85 140 166 4/8 4/8В <с О1598 1799 71/52 115/85 128 168 4/8 4/16 АСОа> а<DS а.5ill Н : о I3352 5736 162/119 275/202 271 441 6/12 8/16 6М/4А .4968 1893 1321 1470 1484 20710,0 6,5 8,8 10,6 365ъ.4 *036;Ж§.. <ь .1796s >s о. а га с S-O1а. ш: 5 2799 5987{О. Т < 00 В9S3405 . 120/88 150/110 320/2351242 15811998 3199 136/100 220/162 190 310 4/16 6/24;J •• • • I ;] I jj ;j !| р/4/ ! || • fza ' Цй -68/5059/43 88/651:193/142 394/29099 4/896 127 4/8 4/81663248/32270 5701 Ri?5М6/24 802 12/485М5М3760 1625 . 1447 955 10605М/4А5М/4А5М4239 1684 1367 1115 1205 170 200 14,5 10,0 7,2 7,55М/4А.5А5М/4А,5А5М4230 1894 1170 14405М 5А.4А4114 1689 1356 1220 1260 182 194 12,6 10,8 8,2 8,44020 1695 1410 1155 1205 160 190 15,5 11,2 7,5 8,24433 1710 1348 1355 1540 194 250 12,5 6,2 7,9 9,14655 1740 1391 1630 1720 200 235 13,3 9,2 8,8 11,5: 3913 1 1628 | 1264 Г'-1060 1070 i1 93 209 9,24470 1812 1293 1760 1980825 160150 170 15,0 12,3if ^ 19280 5,414,3230 250 9,3 6,1 11,0 14,9 |29 И ® 3Ц ' г :] : № -:-; т-7,75,8 2156,9 8,4.", .-20029200 3350027437300 4455027037490 4095039035500 4150023053500 9200030070955 1041322Ц 399802 ; 420002 202000260117875 223330ИрЬ2Предполагаемая цена. фициент лобового сопротивления у него возрос с 0,3 до 0,35 при поднятой крыше (с опущенной еще больше). Отсутствие жесткой крыши потребовало усилить нижнюю часть кузова, вследствие чего масса автомобиля возросла на 120 кг. Для размещения складного верха автомобиля требуется место. Обычно под него стараются поровну отнять "объем" у пассажиров на заднем сиденье иу багажника. У кабриолета БМВ (впрочем, как иу остальных) объем багажника уменьшился почти наполовину - с 405 до 230 литров. Пострадало и заднее сиденье - его ширина сократилась на 200 им , так что о размещении трех пассажиров не может быть и речи.._ Ходовые качества автомобиля то-чишь удовольствия, управляя "вялым автомобилем с шумным двигателем. С учетом этого выбор моторов для кабриолетов БМВ 3-й серии ограничен четырьмя наиболее мощными бензиновыми вариантами объемом от 1.8 до 3 литров и мощностью от 115 до 286 л. с. Мягкий верх, разумеется, не улучшает аэродинамику автомобиля - коэфMG-F - еще одна попытка отобрать корону у МХ-5 и снова другая компоновка, на сей раз привод на задние колеса и двигатель в базе поперек. Былая спортивная слава MG предполагает незаурядные способности этого автомобиля на дороге.'Опель-Астра-Кабрио" - относительно недорогой европейский автомобиль без крыши. Безопасность при опрокидывании обеспечивается стальной трубой, встроенной в рамку ветрового стекла.%гЪ*Р**Л •--•''."Р - - -iseS •C&SK же не изменились к лучшему: ухудшились показатели экономичности, динамики разгона, максимальной скорости. Больше всего досталось самому "слабому" - 318i: он потерял 1,2 секунды в разгоне до сотни, 7 км/ч максимальной скорости и прибавил в среднем 0,2 литра в расходе бензина. Более тяжелый и менее обтекаемый кузов почти не убавил динамики сверхмощного МЗ: право же, 0,2 секунды - это не предмет для разговора, что касается максимальной скорости, то она специально ограничена - "всего" 250 км/ч. А какова разница в цене купе и кабриолета? Для БМВ она 9-14 тысяч марок в зависимости от модели, что составляет около 20% цены автомобиля. Скажем прямо, за такую сумму рядовой купе или седан можно оснастить практически всем возможным дополнительным оборудованием, начиная от кондиционера икожаной обивки и заканчивая сверхнизкопрофильными шинами на 17-дюймовых дисках и навесными аэродинамическими элементами. Итак, что теряет владелец кабриолета по сравнению с таким же автомобилем скузовом " к упе " , "седан" или "хэтчбек", мы уже знаем. А что он получает взамен? Удовольствие управлять открытой машиной. И не беда, что она не слишком практична. Впрочем, сейчас многие фирмы стараются придать своим кабриолетам большую применимость. В дополнение к матерчатому верху предлагается жесткая пластиковая или металлическая крыша, которую можно установить на зиму. Полностью новое решение - складывающийся жесткий верх. Пока еще его не выпускают крупными сериями из-за сложности механизма и высоких требований к точности изготовления, однако уже известно, что такими крышами будут оснащены перспективные модели "Мерседес-SLK" и "Порше-Бокстер". Элемент же складного жесткого верха - автоматически убирающаяся в багажник крыша - уже нашел себе место на серийных автомобилях, например "Хонде-CRX". Отметим и довольно радикальные совершенствования " т ряпочно ­ г о " верха. У современной крыши кабриолета практически нет ничего общего спривычнымбрезентом . Мног ослойныесинтетическиеткани не боятся воды, солнца и даже мороза, заднее стекло как на "настоящем" автомобиле - нормальное с электроо богревом , а не тонкаяи непрочная пленка, как в былые времена. Все названные решения способствуют тому, чтобы машина стала удобнее, универсальнее, доступнее. Естественно, чем больший успех здесь будет достигнут, тем вероятнее, что покупатель, особенно в странах, где погода благоприятствует, остановитОбозрение ЗР-*н*Г/"Форд-Эскорт-Кабрио" с двигателями объемом 1392-1796 см3 , мощностью 73-130 л. с/54-96 кВт с двумя и четырьмя клапанами на цилиндр обладает хорошими динамическими качествами и предлагается по относительно невысокой цене.БМВ 3-й серии с открытым кузовом был популярен ив предыдущей версии (1986-1992 гг.). Новый стал больше, быстроходнее и безопаснее - он оснащен автоматически "выстреливающими" дугами безопасности позади задних сидений. Модель МЗ - самый скоростной из четырехместных кабриолетов в мире."Понтиак-Файрберд-Конвертибл" - открытая модификация хорошо известного "псевдоспортивного" купе. Двигатель V8 обеспечивает динамику разгона, как у хорошего, куда более дорогого спортивного автомобиля. На европейском рынке не представлен. Его близнец - "Шевроле-Камаро" несколько отличается дизайном кузова.вой выбор на одной из открытых моделей. Хотя почему тольков теплых странах? К их числу ведь никак не отнесешь Швецию. Тем не менее шведский кабриолет СААБ-900 выпускается уже во втором поколении и пользуется большим спросом не только за рубежом, но иу себя на родине. Здесь автомобиль, которому полагается ездить только летом, оснащается такими традиционными " з имними " аксессуарами, как подогрев сидений, таймер запуска двигателя или предпусковой подогреватель. Что ж, кабриолет может быть даже северным. Любым - какой только требуется покупателю. А. ФОМИНЗА РУЛЕМ 6/95