70
71
-^Рынокмарок поможет избежать покупки, например, заднеприводного "Форда-Эскорт" якобы 1982 года выпуска, поскольку он был заменен в 1980 году переднеприводным вариантом. Найти год выпуска машины можно также на маркировке отдельных узлов и деталей: на табличках, прикрепленных к двигателю и кузову (но будьте бдительны: там его могут "подправить"), на этикетках ремней безопасности в районе их крепления к полу (если этикетка срезана - васПОКУПАЕМ ПОДЕРЖАННУЮ ИНОМАРКУ: НЕ ТАМ, А ЗДЕСЬ ЗДЕСЬВ журнале "За рулем" не раз можно было ознакомиться с опытом покупки иностранного автомобиля в странах ближнего и дальнего зарубежья. К сожалению, из-за действующих в настоящее время таможенных барьеров эти статьи теряют свою актуальность. В то же время привезенные в Россию иномарки еще долго будут менять хозяев, а покупка такого автомобиля у нас - мероприятие достаточно любопытное, если не сказать увлекательное. Сужу об этом, исходя из опыта не только своего, но и знакомых, так же как ия ставших в последние годы специалистами по ремонту и эксплуатации зарубежных автомобилей. Отечественные автозаводы в силу ряда обстоятельств диктуют покупателям несуразные цены на свою продукцию. Между тем качество изготовления, технический уровень, внешний вид и эксплуатационные показатели наиболее массовых наших автомобилей, не говоря уже о комфорте, удовлетворяют далеко не всех покупателей. Большинство иностранных автомобилей даже 70-х годов по многим параметрам настолько превосходят популярные "жигули", что человека, поездившего на хорошей иномарке, заставить пересесть в отечественный автомобиль довольно трудно. Покупатель подержанного зарубежного автомобиля в России, особенно ранее на иномарках не ездивший, сталкивается с рядом вопросов, ответить на которые ему вряд ли поможет любой опыт эксплуатации отечественных машин. 70 ЗРЛМ 69 АУЕ /5 Так, очень часто на иномарку выдается техпаспорт с записью "год выпуска не установлен", потому что в таможенных документах, попадающих в ГАИ, его также нет. Пользуясь этим, продавцы в своих объявлениях и табличках на рынке не стесняются "омолодить" машину лет на пять, а то и больше. Между тем можно попытаться установить истинный год ее выпуска "подручными" способами. Прежде всего надо представлять, в какое время выпускалась та или иная модель. Например, "Опель-Аскона" до 1982 года был заднеприводным, а потом под тем же названием стали делать совершенно другую, переднеприводную модель. Или "Ауди-80" серии 1972-1978 гг. - его выпускали с форточками в окнах дверей. С 1979 года форточки исчезли, зато появились боковые окна в задних стойках крыши, как у "Ауди-100". С 1982 года начали выпускать "Ауди-100" с новым, так называемым 44-м кузовом. Распространенный "Форд-Таунус" стоял на производстве до 1982 года, затем его заменил "Форд-Сьерра". БМВ 3-й серии, известный с 1975 года, первый раз модернизировали в 1983 году, а 5-й серии - в 1982-м (серия появилась в 1973 году). "Мерседес" со 123-м кузовом прожил с 1977 до 1985 года, а со 114-м и 115-м кузовами (их легко отличить по вертикальному расположению фар) - с 1968 до 1976 года. "Мерседес" S-класса в 1980 году "потерял" сдвоенные бамперы, переходящие в боковые молдинги. Это лишь несколько примеров, но знание хотя бы основных моделей иноэто должно насторожить), изнутри на подушке заднего сиденья. Последняя цифра года выпуска (например, "8" для 1978 года) может стоять на стеклах автомобиля рядом с характерным символом, напоминающим условное изображение сердца. Если у хозяина сохранилось описание автомобиля, то обратите внимание на год его издания, а в сервисной книжке - на дату первого ТО. Следующий скользкий момент, который продавцы подержанных иномарок старательно обходят, - это пробег машины. В Европе ездят много, особенно пока автомобиль новый и не требует особых забот. На показания счетчика пройденного расстояния следует обращать внимание, только если он рассчитан на 999 999 км. Может быть, автору не везло, но у всех известных ему автомобилей в возрасте 10-15 лет пробег был 150-250 тыс. км до их продажи в Россию. Поэтому объявления типа "продается "ОпельРекорд" 1981 года выпуска с пробегом 95 тыс. км" следует относить к ненаучной фантастике. Необходимо, по возможности, поинтересоваться записями в сервисной книжке (обычно она ведется в первые годы эксплуатации машины). Если автомобилю 10 лет, на счетчике 85 тыс. км, а за первые три года пробег составил 70 тыс. км, то маловероятно, что за последующие семь лет машина прошла всего 15 тыс. км. Однако не всегда стоит бояться большого пробега и давнего года выпуска. Надо учитывать, что квалифицированно обслуживаемый иностранный ав- томобиль, не знавший, что такое ямы и колодцы на дорогах, 76-й бензин и моторное масло "в розлив", сохраняется достаточно хорошо ив умелых руках прослужит еще долго. Правда, к рассказам продавца о том, что двигателя его машины хватит еще на 300 тыс. км, следует относиться скептически и больше полагаться на свой (или знакомых) опыт, оценивая состояние двигателя по стукам, картерным газам и др. На моторах с верхним расположением распредвала без корпуса не будет лишним взглянуть на него через маслозаливную горловину. Если двигатель оснащен гидравлическими толкателями клапанов (многие модели "Форд" и "Опель"), не стоит серьезно воспринимать уверения продавца, что стуки в моторе объясняются лишь неправильно отрегулированными клапанами. И раз уж зашла речь о двигателе, достаточно осторожно надо относиться к называемой продавцом мощности. Дело в том, что зачастую даже у двигателей с одинаковым объемом цилиндров, устанавливаемых на однотипных автомобилях, но отличающихся системой питания или конструкцией, мощность не одинакова. Так, двигатель "Форд" объемом 2,0 лс четырьмя цилиндрами обладает мощностью 105 л. с, а с шестью только 90 л. с. Мотор объемом 1,6 л, устанавливаемый на "Форд-Эскорт", в стандартном исполнении имеет мощность 79 л. с , а на модели XR3i (впрыск) - 105 л. с. Мощность однотипных моторов часто зависит и от того, на какой бензин они рассчитаны. Например, на "Опеле" определить это легко по индексу "S" или "N" в названии машины - в последнем случае мощность меньше, поскольку мотор рассчитан на 91-й бензин. Внимательно осматривая двигатели большинства иномарок, как правило, можно на блоке цилиндров, головке или корпусе воздушного фильтра обнаружить маркировку, сообщающую рабочий объем цилиндров, а это поможет не только определить модель мотора, но и правильно подобрать запчасти в случае ремонта. Многие иномарки квалифицированно обслуживались последний раз у себя на "родине", а у нас - периодически, в случае крайней необходимости. Мало кто из владельцев использует рекомендованные для большинства иномарок 95-й или 98-й бензины, а моторные и трансмиссионные масла приемлемого качества появились в российской провинции лишь в последнее время. Но, как это ни удивительно для автомобилистов, уверенных втом, что иномарки требуют очень деликатного обращения, моторы многих из них отличаются живучестью и прощают своему владельцу даже грубые ошибки. Двигатели могут неплохо пускаться и приемлемо работать при почти полностью отсутствующем зазоре в контактах прерывателя, с совершенно забитыми нагаром свечами, с расстроенным, практически неработающим карбюратором. Счастливый владелец шестицилиндрового 140сильного "Мерседеса" или БМВ может и не подозревать, что один из цилиндров давным-давно не работает. Автору известен случай, когда хозяин потрепанного "Опель-Рекорда", у которого шатунные вкладыши одного из цилиндров, провернувшись, зашли друг на друга, обратился к специалистам лишь с жалобами на ухудшившуюся динамику автомобиля и возросшую шумность мотора. Еще один вопрос, на который продавцы, да и просто многие владельцы зарубежных моделей не очень любят отвечать, это экономичность их машин. Основная причина сравнительно большого расхода топлива у большинства иномарок среднего класса в городских и тяжелых дорожных условиях заключается в том, что стихия этих машин автострада. Так, у распространенного "Фольксвагена-Пассат" (вариант "Сантана") с двигателем объемом 1,6 л даже по паспортным данным расход бензина по городскому циклу больше в 1,4-1,6 раза, чем при движении со скоростью 90-120 км/ч, и достигает 11,3 л на 100 км. Не следует ожидать, что автомобили среднего класса, все системы которых рассчитаны на то, чтобы разгонять машины массой 1100-1400 кг до 100 км/ч за 10-13 си обеспечивать максимальную скорость 160-220 км/ч, будут отличаться экономичностью в городе. Поэтому уверения продавцов, что автомобиль класса "Волги" расходует 7-8 л бензина, относятся в лучшем случае к равномерному движению пустой машины по шоссе со скоростью не выше 80-90 км/ч. Реально же летом средний эксплуатационный расход бензина большинства машин с рабочим объемом двигателя 1,6-2,0 л составляет 9-14 л на 100 км, а для машин с двигателями объемом 2,5 ли более он может превысить в городе 15 л на 100 км. Намного экономичнее небольшие автомобили с двигателями объемом 0,9-1,3 л, но нельзя забывать, что у них существенно ниже динамические показатели, да и комфортом и долговечностью они, как правило, не отличаются.За "радость от езды" (девиз фирмы БМВ) надо платить. Большинство иномарок рассчитаны на длительное движение с высокими скоростями, а потому расход бензина в городе может быть в полтора раза больше, чем при движении по трассе со скоростью 90-100 км/ч. Возможным покупателям это следует иметь в виду, слушая байки продавца о необыкновенной экономичности его автомобиля. Немаловажен для многих покупателей подержанных иномарок срок пребывания машины в России. Не всегда стоит непременно искать автомобиль "без пробега по СНГ". Большинство иномарок, продающихся в Европе за 1000-2000 немецких марок или 500-1500 долларов (стало быть, у нас в 1,5-2,5 раза дороже), - это машины, требующие того или иного ремонта. У хорошего хозяина автомобиль и после пробега 20 - 30 тыс. км в России может оказаться в лучшем состоянии, чем машина "только что оттуда". Многие узлы таких машин могут быть уже переделаны для использования отечественных деталей при ремонте, что в наших условиях является большим преимуществом. И в заключение немного об оформлении покупки. Лучше всего приобретать машины, полностью растаможенные в России. В техпаспорте такого автомобиля не должно быть каких-либо отметок, запрещающих его продажу или дарение. Приобретая растаможенную, скажем, в Белоруссии, машину по белорусской же доверенности, имейте в виду, что возможны сложности, например, при утере номерного знака (его просто унесли ночью вместе с украденным с вашего автомобиля бампером). В этом и многих других случаях в соответствующие органы обращается только владелец машины, что достаточно затруднительно при эксплуатации автомобиля, зарегистрированного в другом государстве. Настоятельно не рекомендую приобретать иномарку, не растаможенную хотя бы в одной из стран СНГ, несмотря на сказочно низкую порой цену. В настоящее время, как правило, судьба таких машин - быть проданными на запчасти, нормальное же их использование весьма проблематично. Так что грамотно сделайте свой выбор, чтобы не пожалеть. Воронеж П. МАРТЫНЕНКО Из материалов, присланных на конкурс "Журналист"ЗА РУЛЕМ 6/95 71