22
23
//OKA//В жизни красной "вазовской" "Оки" большое событие - первый серьезный ремонт. Случился он на 32-й тысяче километров. До этого меняли масло, фильтры, колодки, свечи, но всерьез автомобиль не ремонтировали. И вот наконец решились. Машинка была еще вполне живой (правда, хронически не желала заводиться), но досаждал стук подвески, возрос расход масла. В таком разгильдяйском состоянии иные машины пробегают еще не одну тысячу, но мы твердо решили: "Хватит мучить малявку. Лучше посмотрим, что там у нее отвалилось?" Список агрегатов, в которых были выявлены и устранены неисправности, открывает двигатель. Как мы не раз писали, основной "бякой", которую выкидывала наша "Ока", было стойкое нежелание заводиться. С наступлением зимних холодов проблема приобрела особую актуальность. Из-за нее, в первую очередь, и затеяли ремонт. Длился он с перерывами до тех пор, пока мотор не стал стабильно пускаться в любую погоду. Достигли желаемого заменой катушки зажигания. До этого отрегулировали карбюратор (неоднократно), зажигание и зазоры в механизме газораспределения, заменили свечи и высоковольтные провода. Следующая неисправность обнаружилась позже, когда меняли диск сцепления: задний сальник коленчатого вала уже ничего не уплотнял. Так вот куда уходило масло... Последним, уже после большого ремонта, отказался выполнять свои обязанности термостат: открывался все позднее и позднее, явно желая довести двигатель до кипения. Через две тысячи после его замены потек "Тосол": хомут подрезал один из резиновых патрубков системы охлаждения. Заменили, затянули, долили теперь с охлаждением все в норме. Следующей привели в порядок трансмиссию. Как уже сказано, заменили диск сцепления. Естественный износ плюс масло, вытекавшее через задний сальник, довели диск до "ручки". Дошла очередь и до резинотехнических изделий. Наружные чехлы ШРУСов пришли в негодность (появились трещины) и заменены новыми. Сожалеем только об одном: 22 ЗРЛМ 79 АУЕ /5надо было менять и внутренние "вантузы". Теперь, спустя три месяца, стало ясно, что жить им тоже осталось недолго. Переходим к рассказу о ходовой части. Это был целый океан звуков: под машиной что-то гремело, шуршало, позванивало и даже как будто булькало. Устроили сей необыкновенный концерт четыре "железяки". Во-первых, два подшипника ступиц: передний, который подвывал, и задний, который хрюкал и постукивал. Во-вторых, разрушенная левая шаровая опора, издававшая глухой утробный стук. И последний "музыкант" - рулевая рейка. Опора, на которую рейка установлена, крепится к подрамнику двигателя. Это крепление ослабло, и рейка вместе со своим основанием стала ерзать, издавая совершенно неповторимые звуки. Хуже того, автомобиль перестал рулиться. После левого поворота его вело влево, после правого - вправо, а после проезда очередной выбоины "Ока" еще металась по шоссе. Предупреждение для тех, кого постигнет такой же дефект: не пытайтесь "тянуть" болты крепления рейки снизу - вы непременно открутите им головы, и придется вооружаться дрелью, сверлом и терпением, чтобы извлечь покалеченные болты из подрамника. Подтягивать надо гайки, но добраться до них со стороны моторного отсека можно, только сняв рейку. Кстати, и ее мы тоже поменяли из-за появившегося люфта Переходим к колесам. О том, что квадратные они у большинства "ок" (или "оков", или "очек", увы - слово "Ока", как ни старайся, не принимает множественного числа), напоминать не надо. Процессу "оквадрачивания" весьма способствуют наши дороги, так что из пяти штатных колес круглым осталось одно - запасное, и то потому, что им почти не пользовались. Не намного лучше с шинами. Разболтанный передок "Оки" быстро сожрал два колеса почти налысо и совершенно неравномерно - пятнами. Поэтому в начале зимы мы разорились на комплект зимних покрышек "Росита" Нижнекамского завода, которые смонтировали на новые (тогда еще круглые) колеса. Без хвастовства: на снежных или слякотных дорогах наша "Ока" в зимней обувке шла поуверенней "девяток", месивших снежную кашу широкими, но летними шинами. Восстановили эффективность тормозов, поменяв все колодки и отрегулировав трос "ручника".Теперь поговорим о кузове. После третьей зимы, проведенной в ежедневных разъездах, появились первые точки ржавчины. В наибольшем количестве сосредоточены они на капоте, где краска повреждается камешками из-под колес. Неплохая коррозионная стойкость, учитывая, что дополнительной обработке машина не подвергалась. Заглянув в отмытые колесные ниши, порадовались: заводская мастика сохранилась почти полностью. А вот изнутри пол салона поржавел изрядно. Виной тому - компресс из мокрого войлока Эту "изоляцию" из-под ног водителя и пассажира вырезали и выбросили, а резиновый коврик положили прямо на пол, который теперь просыхает за пять минут. Единственная кузовная неисправность - оторвалась пластина, на которой крепится кнопка управления воздушной заслонкой. Ничего, приварили на место. Электрооборудование особо не досаждало. Правда, у звукового сигнала обломились оба вывода - машина стала немой. Попытались припаять провода к-сигналу продержались пару дней и снова тишина. Купили новый сигнал и теперь изредка оглашаем улицы гнусавым мычанием. Крепким орешком стал насос омывателя: долго искали, где нет контакта. Наконец нашли, зачистили, залили в бачок воды и нажали на рычаг - заглох двигатель! Оказалось, прозрачные трубочки "водопровода" растрескались и вода поливала... катушку зажигания. Таковы основные неисправности, нажитые "Окой" за 32 тысячи километров. Много их или не очень - оцените сами. Только возьмите в расчет хрупкость и малоразмерность автомобильчика. И. ТВЕРДУНОВВАЗ-21213Редакционная "Нива" перешагнула десятитысячный рубеж (см. ЗР, 1995, № 3), когда испытания продолжил Б. СИНЕЛЬНИКОВ, рассказывающий о своих впечатлениях. Встречи с модернизированной "Нивой" я ждал с интересом - ве'дь почти двадцать лет назад близко познакомился с ее "матерью" - ВАЗ-2121, совершив пробег из SI^PJE^3Шш•'!,irsoi /яа^.— - ^ » i вое]Ь&^_... LOiiiOl БбК vм М Iff "^_____L^—^ -\^--:, BLiLUf > Wdl.|i\l , * . •лОННВ•Z-т- ,,,д1*ШШ' !Опыт эксплуатацииБратска в Москву (см. ЗР, 1977, № 3 и 4), и позже, в ходе редакционных испытаний. Поэтому наиболее важные качества "дочки" я сравниваю с родительскими. Сразу скажу - почти все они у наследницы выше, но не настолько, насколько ожидал. Начну с самых запомнившихся. ВАЗ-2121. Помню, расход топлива был так велик, что создавалось впечатление, будто не отъезжаешь от бензоколонки: бака, вмещавшего 45 литров, хватало на 250-300 километров. При тогдашней дешевизне бензина беспокоился лишь о том, чтобы вовремя оказаться на АЗС, местонахождение которой всегда надо было держать в голове. ВАЗ-21213. Слава создателю, то есть ВАЗу, сумевшему умерить аппетит автомобиля. Это заметили уже по приблизительным оценкам, основанным на показаниях одометра и счетчиков на колонках АЗС. Чтобы получить более точные результаты, мы провели замеры расхода топлива прибором конструкции НАМИ. На трехполосном участке шоссе, где удавалось идти два-три километра с постоянной скоростью (по спидометру), а километровые столбы и секундомер помогали определить ее фактическое значение, мы получили результаты, представленные на графике. Они показывают, что наша "Нива" ВАЗ-21213, находящаяся в расцвете сил (пробег около 15 тыс. км), с тремя людьми среднего веса потребляет бензина в среднем на 20% меньше, чем прежняя модель, но на столько же больше "Жигулей". (В городе - 12,2-13,1 л/100 км.) Чем оправдан такой "перерасход"? Понятно, высокой проходимостью "Нивы", которую обеспечивают двигатель увеличенного рабочего объема (1,7 л), более сложная трансмиссия - привод на все колеса, демультипликатор, межосевой дифференциал, колеса большего диаметра (16 дюймов), шины с "грунтовым" рисунком протектора. Можно ли его снизить доступными средствами? Пожалуй, только двумя путями: отрегулировать карбюратор на смесь победнее и поставить шины с универсальным или шоссейным рисунком протектора (например, ВлИ-10). Но тогда пострадают другие качества машины. Бедная (ниже расчетной) смесь не позволит получить от двигателя максимально возможную мощность, а на больших оборотах под нагрузкой (например, при езде по тяжелой дороге, с полной загрузкой, большой скоростью и т. п.) может стать причиной прогара поршней и клапанов. Более гладкий, мелкий рисунок протектора (универсальный или шоссейный) на грунтовых дорогах забивается землей (зимой - снегом), и машина буксует там, где на шинах с крупными грунтозацепами (как у "вездеходных" ВлИ-5) легко проходит (в этом я убедился, вытаскивая "коллегу" на шоссе с полевой дороги после дождя). ВАЗ-2121. На улицах города я был вынужден резко увеличивать обороты двигателя и переключать передачи при троганье от светофоров, чтобы держаться в потоке. Рев мотора и шум трансмиссии воспринимался как насилие над ними, а потому приходилось разгоняться в темпе грузовика, хоть и резвого. ВАЗ-21213. На перекрестках и перегонах я спокойно занимаю места среди других легковых. Чтобы разогнаться вместе с ними (а если надо, то и быстрее), не требуется "крутить" двигатель до высоких оборотов на каждой передаче, а на подъемах удается сохранить скорость, оставляя позади многие "жигули" и "москвичи" среднего возраста. Помню, на шоссе (во время освоения "Нивы", да и позже), когда скорость на четвертой (последней) передаче достигала 80-90 км/ч, рука невольно тянулась к рычагу, чтобы включить следующую передачу и тем приглушить рев мотора и трансмиссии. Сидевший рядом напарник, испытатель ВАЗа В. Карабанов, не уставал говорить: "Пятой передачи сегодня не бу-у-у-дет". На "двести тринадцатой" пятая передача есть, и теперь на шоссе, а то и на городском проспекте с удовольствием ее включаю при скорости 80-90 км/ч, в зависимости от загрузки машины и профиля дороги. Она дает - по сравнению с четвертой - не только экономию топлива (см. график), но и снижает обороты двигателя, благодаря чему в машине становится гораздо тише. Шум в -2121 от двигателя, трансмиссии и шин был, помнится, ненамного сильнее, чем в "жигулях", и слабее, чем в других "нивах". Объяснялось это тем, что на нашем экземпляре стояли удачные коробка и "раздатка". Наоборот, в новой машине сильный шум - пожалуй, основная неприятность, постоянно беспокоящая водителя и пассажиров. Уж если завод не может сделать мапошумную трансмиссию, хотя бы усилили звукоизоляцию салона. Тем владельцам "Нивы", которым досаждает шум, придется сделать это самостоятельно. Очень мучился когда-то, пытаясь наклонить спинку сиденья пассажира, чтобы открыть доступ к заднему сиденью: дотянуться и нажать рычажок механизма удавалось не всегда. Теперь передние сиденья оборудованы новым механизмом, который не только наклоняет спинку, но одновременно сдвигает все сиденье вперед, освобождая место для посадки пассажиров сзади. Удобнее, чем прежде, расположен рычажок фиксатора. Задумано хорошо, но изготовлено скверно. Механизм действует нечетко, спинка возвращается в рабочее положение с большим усилием, одна сторона каркаса спинки у сиденья пассажира вовсе отломилась от основания - трубы по сварке, из салазок выпал ролик и распорная планка. Сиденье пришлось разобрать и приваривать каркас. Отмечены и другие дефекты, но о них в следующий раз. Закончить же этот отчет хочется похвалой. Так уверенно и надежно, как на этой "Ниве", я давно не ездил ни в городе, ни в сельской местности: не приходится постоянно вглядываться в покрытие дороги, чтобы вовремя обнаружить выбоину или выступающий колодец - большим колесам с "толстыми" шинами они не опасны; на скользкой дороге она устойчива и послушна; на грунтовой - ей нет равных (если, конечно, не считать некоторые зарубежные вездеходы). Словом, "Нива" - хороший джип", - всегда говорю я, обращаясь к ней и пассажирам, когда проезжаю там, где, казалось, нет пути.Расход топлива ВАЗ-21213 на шоссе в зависимости от скорости движения и передачи.' JWIIV передача\VW\V передачаI '50 60 70 80 90 100 V. км/чЗА РУЛЕМ 7/9523