61
62
"СИНТЕТИКАHE МАРГАРИНСинтетические моторные масла прочно входят в нашу автомобильную жизнь. Последние разработки ведущих фирм появляются на зарубежном и отечественном рынках почти одновременно. Порой им приписывают самые небывалые качества: дескать, залил "синтетику" в коптящий мотор - и порядок. Так ли это на самом деле, каковы преимущества и недостатки синтетического масла - на эти и другие вопросы читателей отвечают специалисты ВНИИНП и НАМИ-ХИМ В. РЕЗНИКОВ и А. ПЕРВУШИН. Чем синтетические моторные масла отличаются от обычных минеральных? Масла на синтетической основе (так точнее) впервые применили для обеспечения нормальной работы авиадвигателей на больших высотах, где температура за бортом минус 50 С. А в автомобильной технике такие масла стали достаточно широко использовать в 60-е годы во времена интенсивного освоения нефтеносных районов Аляски. Свойства тех масел были далеки от современных: ведь от них в первую очередь требовалось облегчить пуск двигателей при низких температурах. Обычное масло в тех условиях превращалось в твердое тело его можно было резать ножом. Поэтому первое, что отличает синтетические масла от привычных минеральных, - необычные вязкостно-температурные качества. Теоретически для двигателя внутреннего сгорания необходимо масло, которое вообще не меняло бы вязкость в зависимости от температуры. Так вот, синтетическое ближе остальных подходит к идеальной характеристике. Это хорошо видно на фафике. Из трех масел (равновязких при 100 С) - сезонного, всесезонного ("жигулевского") и синтетического всесезонного - последнее наименее вязкое при отрицательных температурах. Это означает надежный пуск холодного двигателя (чего нельзя сказать о минеральных маслах). Большая вязкость синтетического масла при температурах выше 100° С обеспечивает лучшую несущую способность масляного слоя, то есть надежную работу узлов трения при высоких тепловых режимах. А это меньшие потери энергии и износ в трущихся парах, высокий ресурс узлов и агрегатов. Кстати, чтобы минеральное всесезонное масло имело достаточную вязкость при высокой температуре, в него обязательно вводят загущающие присадки. К сожалению, они частично разрушаются из-за механических и термических воздействий на масло. По этой причине вязкость загущенных масел за первые сотни километров пробега (после смены масла, конечно) заметно снижается. С этим эффектом хорошо знакомы водители, в чьих машинах моторы сильно изношены и давление на минимальных холостых уже небольшое. Только залил масло, порадовался, что контрольная лампа перестала гореть, как она через 500 км вновь заморгала Меньшая по сравнению с минеральными зависимость вязкости синтетических масел от температуры позволяет вводить в них очень небольшое количество загущающих присадок или вообще обходиться без них. Это следующее неоспоримое преимущество "синтетики". Товарные синтетические масла, не содержащие загущающих присадок, абсолютно стойки к разрушению (деструкции). Названные свойства (низкая вязкость при отрицательных и повышенная при высоких температурах) не только снижают потери на трение, делают минимальным износ деталей, но и экономят топливо - в среднем 2-3%при положительных температурах, как подтверждает многолетний опыт. Зимой снижение расхода будет гораздо большим. И чем ниже температура, тем явственнее эффект. Почему у синтетических масел более высокий срок службы? Масло, как известно, состоит из двух частей-основы (базы) и композиции присадок. Так вот: синтетические масла (базы) получают, смешивая компоненты разного происхождения. Их создают путем химического синтеза, то есть из продуктов с заданными физико-химическими свойствами, однородных по строению, стабильных по составу и качеству. В сравнении с минеральной базу "синтетики" отличает высокая термоокислительная стабильность, низкая испаряемость и малая склонность к образованию нагара и лаковых отложений. Иными словами, высокие и, что важно, стабильные в течение всего периода работы масла в моторе эксплуатационные свойства. Этого не скажешь про обычные минеральные. К примеру, у "жигулевского" масла через 10 тыс. км пробега характеристики по отдельным показателям снижаются на 80-90%. Ныне нефтехимики могут "консфуировать" масла с заданными свойствами, используя в создании основы масла компоненты различной природы (до 10 составляющих различных классов соединений), приСинтетические моторные масла, распространенные на рынке РоссииФирма Agip Agip Aral British Petroleum Castrol Castrol Марка масла Sint 2000 Sint 2000 Turbo Super Tropic BP Visco 5000 TXT SOFTEC Formula RS Ultec Cronos Synth Elf-Synthese Ultra Oil First SAN Protech Synthetic PCO 177 Synthetic PCO 178 Synthetic PCO 179 Synthoil High-Tech Delvac 1 Delvac SHC Mobil 1 Mobil 1 Rally Formula 300 V Pover 300 V Competition Synquest TMO Synthetic TMO Diesel Helix Ultra Helix Pius Diamond Havoline Total quartz Rubia FE Syn Power Synthetic Z VIVA 1 Sunth Класс no SAE 10W-40 10W-40 5W-50 5W-40 5W-40 10W-60 5W-40 5W-40 5W-50 10W-40 5W-40 10W-40 5W-40 5W-50 5W-40 5W-50 5W-30 5W-40 5W-30 5W-50 5W-40 15W-50 5W-50 5W-40 5W-30 5W-50 10W-40 5W-40 5W-40 10W-40 10W-40 5W-50 10W-60 5W-40 Класс no API SG/CD SG/CE SG/CE SH/CD SG/CD SG/CE SG/CD SG/CD SG/CD . SH/CD SG/CD SG/CE SG/CD SG/CD SH/CD SG/CE CE/SF+ CE/SF+ SG/CD SH/CD SG/CD SG/CD SH/CDDEA DEA ElfEsso Fina Gulf Oil ICPAAccoil ICPA Accoil ICPA Accoil Liqui Moly Mobil Oil Mobil Oil Mobil Oil Mobil Oil Motul Motul Quaker State Shell Shell Shell Shell Teboil Texaco Total Total Valvoline Veedol WintershaliSG CESH/CD SG/CD SG/CD SG/CD SG/CD SG/CE SG/CD SG/CD SG/CDЗА РУЛЕМ 7/9561 этом усиливая положительные свойства и исключая нежелательные. Но основа масла еще не товарный продукт, необходим комплекс присадок. Тщательно подобранная разработчиками композиция (у каждой фирмы своя и хранится за семью печатями) - основа успеха. Как раз она придает маслу высокие и стабильные эксплуатационные свойства. У лучших образцов этого класса срок службы выше, чем у обычного минерального, в пять раз! Все же менять масло следует с периодичностью, указанной в заводской инструкции. Тому есть объяснение. Автозавод не успел провести должные испытания масла на синтетической основе. Бывает так, что мотор собирают (особенно при ремонте) из деталей сомнительного качества. Каким маслом ни заправляй, он все равно будет "крошиться". Продукты износа можно удалить только вместе с фильтром и маслом. Если в руководстве к автомобилю есть указание на замену масел определенных марок через 40-50 тысяч - этому можно верить. Но такое пока существует только в инструкциях для иномарок. Синтетические масла значительно дороже минеральных. Когда ив каких условиях их целесообразно применять? Первое, что надо принять во внимание, - общее состояние мотора: износ цилиндро-поршневой группы, расход масла на угар. Оцените годовой пробег автомобиля и то, насколько часто приходится ездить зимой. Если за год на спидомефе прибавка в 10-12 тысяч километров - применение синтетических масел чаще всего нецелесообразно. Не следует лить такое масло при значительном расходе его на угар. Как мы уже отметили, масла на синтетической основе дают большие преимущества при постоянном пользовании автомобилем зимой - ведь это легкий пуск и низкий износ в первые минуты работы мотора. Стоит заливать "синтетику" тем, кто эксплуатирует автомобиль в тяжелых условиях - на бездорожье, в горах или крепко нагружает мотор, таская за машиной тяжелый прицеп. Ведь двигатель работает в повышенном тепловом режиме. То же в полной мере относится к климатическим районам с жарким летом, к городам, где очень много машин и часто приходится стоять в пробках. Наконец, рекомендуем его водителям, предпочитающим спортивный стиль езды. Повышение температуры вызывает усиленное окисление (старение) масла, активное образование нагара, естественно, интенсивный износ. В таких условиях "синтетика" обеспечит должные чистоту двигателя, надежность и ресурс. Как будут чувствовать себя с синтетическим маслом дизельные моторы и бензиновые с турбонаддувом? 62 ЗРЛМ 7/95 А УЕЧасто к этому прибегают в производстве масел классов SAE 10W-30 (40, 50) с низкой испаряемостью. Синтетическая часть в маслах этого типа может составлять от 25 до 50%. Какими отрицательными качествами обладают синтетические масла? Первое - сложность производства этих продуктов, а отсюда - очень высокая цена. Она превышает цену обычных минеральных в три-пять раз. Вторая проблема - совместимость "синтетики" с резинотехническими изделиями. Отдельные компоненты синтетических базовых масел достаточно агрессивны к некоторым типам эластомеров. В этом наверняка убедились те, кто лил авиационную "синтетику" в двигатели своих автомобилей. Сальники и уплотнения служили недолго - ровно столько, чтобы доехать от аэродрома до гаража. Однако эти проблемы для автомобильных масел в принципе решены и при эксплуатации двигателя несущественны. Есть еще один минус. Не все присадки, используемые в минеральных маслах, растворяются в синтетических. По этой причине не следует доливать синтетическое масло в минеральное и наоборот. Всегда лучше доливать то масло, которое залито в картер при смене. . Как отличить синтетическое масло от обычного? Прежде всего, по маркировке - в названии обычно есть слово "синтетика" (см. табл.) - и по классификации API и SAE. Как правило, синтетические масла универсальные и соответствуют классам SG и SH в категории "Service" (для бензиновых двигателей) и CD, СЕ в категории "Commercial" '(для дизелей). По SAE - это всесезонные масла очень широкого диапазона: 5W-40,5W-50,10W-40,10W-60. Допустимо ли применение синтетических масел в отечественных двигателях? Здесь надо иметь в виду, что наши моторы проектировали и испытывали десять и более лет назад в расчете на масла того времени - классов SE, SF. Синтетические масла появились на нашем рынке гораздо позже и соответствуют более высоким классам - SG, SH, поэтому прямых указаний автозаводов на возможность их использования в инструкциях по эксплуатации нет. Однако производители масел указывают, что "синтетику" можно применять там, где в свое время были рекомендованы масла "низких" классов: например, SH вместо SG, SF, SE. Видимо, в ближайшее время инструкции к некоторым моделям будут дополнены. с учетом сказанного выше.-300100 150 Температура, °СЗависимость вязкости моторных масел от температуры.Они, понятно, тоже испытывают повышенные нагрузки, поэтому предпочтительнее синтетические масла, особенно при большом годовом пробеге. Но дело не только в этом. Моторы с наддувом нельзя сразу останавливать (глушить) после высоких и длительных нагрузок: движения с высокой скоростью, с прицепом, в горах, по бездорожью. Мотору в этом случае необходимо хотя бы несколько минут поработать без нафузки на холостом ходу. За это время бысфо остынет турбокомпрессор - лопатки турбины, подшипник и т. п. Если этого не сделать, то все тепло от раскаленных лопаток пойдет через подшипник, который смазывается под давлением моторным маслом только во время работы. Оставшаяся в нем масляная пленка примет на себя весь тепловой удар - его последствия плачевны: очень быстрое окисление, образование лака и залипание подшипника. "Синтетика", с ее более высокой термоокислительной стабильностью и меньшей склонностью к образованию отложений, снизит интенсивность этого процесса, а потому повысит надежность и эффективность агрегата наддува. Что нужно иметь в виду при переходе на "синтетику"? При замене минеральных масел на синтетические обычно проблем не возникает. Тем не менее необходимо тщательно, как можно полнее слить предыдущее масло, чтобы свести к минимуму их взаимодействие, сменив, конечно, и фильтр. Промывать систему смазки не обязательно (см. ЗР, 1995, № 5). Ведь производители смешивают минеральные основы (базы) с синтетическими, получая при этом частично синтетические масла. Или, как говорят автомобилисты, "полусинтетику", то есть масла, в базе которых есть синтетическая составляющая. Такой компромисс оправдан: улучшаются эксплуатационные, в первую очередь, вязкостно-температурные свойства при невысоком увеличении цены масла.