72
73
-портт •мош"Формулы" Александра Потехииа и Виктора Козанкова. Борт к борту - на старте, с разрывом в корпус - на трассе. Ретардер - один из самых сложных участков трассы. Кольцевые гонки в России тихо угасали: негде ездить "формулам" и легковым автомобилям. Не осталось у нас ни одной стационарной трассы - двух-трех километров ровного асфальта, окруженного отбойниками. Давно ли было большое государство: спортсмены выступали в Киеве, Риге, Тбилиси, Ленинграде. Правда, и тогда жители Москвы мало знали о событиях на отечественном "кольце" - последние соревнования в столице финишировали тридцать лет назад. Но, кажется, в Москве возрождается, возвращается к болельщикам самый красивый вид автоспорта. В мае на Воробьевых горах перед зданием МГУ разыгран Кубок АСПАС-ШЕЛЛ кольцевая гонка на городской трассе. Торжественное открытие соревнований. Комментатор представляет участников: в шеренге гонщиков молодежи почти нет. Те же, кто выступал в Киеве на последнем чемпионате СНГ в 1991 году. Знакомые лица, только прибавилось морщин да седины на висках. Заглянем в закрытый парк: и автомобили - за редким исключением - остались прежними. Рядом с полноприводным "Субару-Легаси" Александра Потапова, который предоставил ему банк "Петрофф", бело-голубая "восьмерка" Сергея Штыркова из НИИШПа, впервые появившаяся на трассе в 1988-м. Биография "боевого коня" Бориса Полякова столь содержательна, что техпаспорт с датой выпуска впору прятать от посторонних глаз. Кольцевые, ипподромные гонки, ралли - далеко не полный перечень испытаний, выпавших автомобилю-ветерану. Внешне это почти незаметно. Кольцевики - народ аккуратный. Всегда у них моторный отсек вычищен до блеска, вмятины выправлены, а кузов аккуратно покрашен. Конечно, не так, как сверкающий "Субару-Легаси" Александра Потапова (то саНа пьедестале почета победители в классе "Туризм": Андрей Рыжов, Борис Маслов, Андрей Пузырев. мое "редкое исключение"). Белый и зеленый - цвета спонсора, банка "Петрофф". Вокруг полноприводной иномарки на зависть остальным спортсменам суетится целая бригада. Хромированный инструмент, гайковерты, подогреватели шин, радиостанции, несколько техничек - любуйтесь на настоящий фирменный сервис. Недалеко, присев на корточки, вместе с единственным механиком перебирает коробку передач своей "Эстонии-24" Сергей Одинцов. "Думаешь, раньше жили плохо, а теперь хорошо? Как сказать: были мы одинаково нищими, сейчас - на разных полюсах достатка. Хотя купить, конечно, можно все, если есть деньги. Нет, я не жалуюсь - просто трезво оцениваю свои возможности". Прошли те времена, когда приходилось выступать в отборочных соревнованиях, чтобы пробиться в основной состав участников чемпионата страны. А зачетных классов было великое множество. В кубке АСПАСШЕЛЛ сделали проще: 65 гонщиков разбили на три группы. 'Туризм": пилоты на автомобилях с рабочим объемом двигателя до 1600 см3 , в основномКУБОК АСПАС-ШЕЛЛМосква, 13-14 мая Зачетная группа "Туризм": 1. А. Рыжов (Москва, ВАЗ-2108306); 2. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ21083); 3. А. Пузырев (Москва, ВАЗ2108); 4. А. Захаров (Москва, ВАЗ2108); 5. Н. Панкевич (Белоруссия, ВАЗ-21083); 6. И. Маликов (Москва, АЗЛК-23351). Группа "Гоночные автомобили" (формула): 1. В. К озанков (Видное, "Эстония-25"); 2. А. Потехин (Москва, " Э стония - 2 5 " ) ; 3. А. Р омашин ( Б елоруссия , "Эстония-25"); 4. Э. Линдгрен (Москва, "Эстония2 5 " ) ; 5. А. А рманд ( Б алашиха , " Э стония - 2 5 " ) ; 6. П. В асильев (Белоруссия, "Эстония-21М"). Группа "Супертуризм": 1. А. Потапов (Москва, "Субару-Лег аси " ) ; 2. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-21083-07); 3. А. Рыжов (Москва, ВАЗ-21083-06); 4. А. Кузьминский (Москва, "ФольксвагенГольф"); 5. А. Артюшин (Москва, "Мицубиси-Лансер"); 6. Ю. Горденко (Москва, ГАЗ-24-10).'•^JT^72ЗА РУЛЕМ 7/95 ВАЗ-2108 и -21083. Гоночные автомобили: формулы "Восток" и "1600". "Супертуризм": иномарки, высокофорсированные "лады" со значительными переделками (в прошлом фуппа А-5), ГАЗ-24. Может ли медлительная "Волга", метко названная спортсменами "баржей", на равных бороться, скажем, с "Мицубиси-Лансер", подготовленным дилером - фирмой "Рольф"? Конечно, нет - это шаг вынужденный. О наградах отдельный разговор. "Я не имею морального права выставлять дорогие призы, - сообщил один из организаторов состязаний Игорь Ермилин. - Мы обеспечили безопасность зрителей, а гонщики вынуждены заботиться о себе сами. Посмотрите: рядом с трассой деревья и бордюрные камни, отбойники поставить не разрешили. Когда-нибудь они появятся, а пока ни в коем случае нельзя настраивать спортсменов на серьезную борьбу, пообещав им ценную награду. Например, автомобиль". Заставить истинного гонщика, да еще истосковавшегося по соревнованиям на "кольце", ехать медленно и осторожно? Поверьте, нет такой силы. Даже обычный водитель не слишком любит, когда его обгоняют.'что же говорить о профессионалах, у которых в крови - быть первыми. И потому зрители увидели всю красоту автомобильных кольцевых гонок. Кого оставила равнодушным захватывающая дуэль "формул" Виктора Козанкова и Александра Потехина? Или драматическая развязка заезда в группе 'Туризм". Тридцать четыре круга лидировал с большим отрывом тольяттинец Борис Маслов. Но перед самым финишем упорный Андрей Рыжов подкрался к лидеру, "выстрелил", прикрывшись группой отставших на круг машин, и победил! Закончились гонки, прошло награждение. О чем толкуют усталые спортсмены? "Результатом похвастаться не могу, но удовольствие получил огромное", - говорит мастер спорта Александр Арманд, выступавший на "формуле" "Эстония-25". 'Трасса, конечно, сложная, - констатирует Борис Маслов, - да Бог с ней, условия для всех одинаковые, и по такой ездить можно. Лишь бы почаще". Хотелось пожать руку и поблагодарить каждого гонщика. Спасибо всем за то, что верили, надеялись, ждали возвращения "кольца", не продали машины, не бросили спорт. Спасибо организаторам. Мы знаем: провести соревнования на улицах города, найти именитых спонсоров - "Шелл" и "Ротманс" - задача непростая. Лишь бы последовало продолжение: новые гонки, чемпионаты страны, традиционные состязания. Только тогда на трассе появится молодежь, станет много автомобилей, а отечественное "кольцо" наконец-то наберет силу. В. КРЮЧКОВSAMARAСЮЖЕТЫ ЗАКРЫТОГО ПАРКА Фоторепортаж Владимира КнязеваНатужно ревут двигатели во время гонки. Непосвященному может показаться, что спортсмены не слишком берегут моторы своих машин. Ан нет, в закрытом парке нередко "возят саночки" даже именитые пилоты - например, Борис Маслов.Ходовую часть легкового автомобиля в полевых условиях ремонтируют, подняв его домкратом или опрокинув набок. А как добраться до днища приземистой "формулы"? Толковый механик быстро найдет выход.В сервисной бригаде москвича Бориса Полякова встретишь механиков любого возраста, от мала до велика. Привить молодежи интерес к кольцевым гонкам непросто. Нынче заботу о подрастающем поколении взвалили на свои плечи сами спортсмены. О секциях ДОСААФ никто уже и не вспоминает.Зонт один на двоих. Когда начинается дождь, гонщики на "форм улах " сначала защищают от влаги кокпит своего автомобиля и лишь потом заботятся о себе. Так поступают все, в том числе мастер спорта международного класса Виктор Козанков.