24
25
ЛУЧШЕ "ВОЛГИВ советские годы я воспринимал "Волгу", скорее, не как автомобиль, а как символ достатка, высокого положения на работе. Стать владельцем ГАЗ-24 - значило подняться вверх по ступеням иерархической лестницы попасть в элиту. Считалось, "Волга" это машина! Скорость, надежность, долговечность, прочность. Разве можно поставить рядом с ГАЗ-24 консервную банку "Жигули", взвизгивающий "утюг" "Москвич-2140", не говоря уже о "Запорожце". Словом, лучше "Волги" только "Волга". Как я мечтал пересесть со своего АЗЛК-2140 на "Волгу", любую, даже добитую, списанную из таксопарка! Рынок сделал свое дело - автомобили продают все, кому не лень, любых марок, моделей, модификаций. Теперь "двадцать четвертую", ныне "двадцать девятую" (31029), можно заказать по телефону - были бы деньги. Необходимую сумму на покупку "голубой мечты" я все же собрал. Поделился радостью в редакции и услышал предложение: "Напиши о том, как будешь покупать "Волгу". Интересно все-таки. Обзвонил несколько фирм и отправился, где было дешевле. Компания с броским именем "Паритегь" представлялась как официальный дилер (!) ГАЗа. Забегая вперед, скажу: пообщавшись с ней, я в полной мере осознал мудрость: скупой платит дважды. Я - советский покупатель, привык брать чего дают, не выбирая, даже если это стоит больших денег. Если речь об автомобиле - тем паче. Главное, чтобы он был! А мелкие недоделки устраним как-нибудь потом. И все же набираюсь храбрости, прошу показать весь ряд машин. Он небольшой - из восьми автомобилей. - Вот эту можно? - интересуюсь. - Проблемы с коробкой передач, - отвечает "паритетчик". - А серую посмотреть? - Мост на ней заклинил. -Белая хороша! - Ключи потеряли, замок зажи24 ЗРЛМ 89 АУЕ /5 гания разобрали, но если возьмете, мы "щас", через часок все поставим на место. - Лучше другую, вот эту, на приспущенных колесах. - Здесь, кажется, все в порядке, только плохо заводится. Не смущайтесь, они все так. А ну, ребята, давай. Из бокса выдвинулось четыре "механика", из тех, каких сегодня полно на государственных и частных станциях техобслуживания, - автомобиль не знают, ремонтировать не умеют, все делают кое-как, но хорошо разбираются в валютной стоимости своих "услуг". Ключ на старт - двигатель и вправду молчит. Даже стартер не откликается. "Батарея барахлит, - резюме "спецов". - Тащи с другой машины". Секунд 10-15 коленчатый вал с трудом толкает поршни в цилиндрах - вспышка, другая и все на этом кончается. "Навались!" - мастера бодро покатили машину. Безрезультатно. Эх, придется лезть самому. "Москвич" дал богатую ^ практику. Искра есть, только свечи "сухие", значит, не поступает топливо - почему-то забит ржавчиной топливный фильтр, хотя машина прошла по спидометру всего-навсего пять километров. Какой же этот фильтр конструкции? Уж очень похож на тот, что стоял на стареньком "газоне", на котором работал еще лет тридцать назад мой отец. Фильтрующий элемент удалил мгновенно. Немного подкачал топлива, повернул ключ, и, чудо, машина ожила. Только "держать холостые" совсем не хочет. Вот-те на! А где же зарядка? Заглянул под капот - ба, да тут ремни еле натянуты (на "Волге" их два одинаковых). Надо бы подтянуть, но, кроме отвертки, у горе-механиков нет ничего. Хорошо, что захватил с собой кое-какой ингга а :<шш л гаструмент. Быстро отвернул гайку крепления генератора, вставил монтажку, и... натянулся лишь один ремень. Второй по-прежнему безвольно трепыхался в ручьях шкивов. Прошу заменить. "Чего менять-то, они на каждой машине точно так же", - убеждают продавцы. Я не поленился, проверил - точно, не обманули: все как на моей машине. Вновь пускаю мотор - зарядки по-прежнему нет. Пригодился пробник, коу^" торый я тоже преду>& . * " смотрительно взял с /f^jjffli собой. С его прмо// щью определил, АСубъективные заметки о бывшем номенклатурном автомобилечто неисправен регулятор напряжения, который быстро заменил, позаимствовав с "аналога". Не худо бы проверить работу осветительных приборов. Не горит ближний свет - из колодки вывалился провод. Включаю указатели поворота, а вместе с ними начинают мигать тусклым светом стоп-сигналы верный признак, что где-то нет "массы". Так и есть, на заводе забыли завернуть гаечку, притягивающую "минусовые" провода на задней панели. Изо всех сил жму на огромную, во весь руль, "бибикалку", но почему-то фанфарного сигнала нет. Ручка указателей поворота не возвращается назад с обратным поворотом руля. Это переживу, подождет. Ой, что это за лужицы под машиной? Течет "Тосол", капает откуда-то тормозная жидкость, и масло уже не сочится, а льется ручьем. Да, работы здесь на неделю. До гаража около семи километров - все не вытечет, какнибудь дотяну. Тормозить буду двигателем, в систему охлаждения в случае чего долью воды, ну а потребуется сигнал - опущу боковое стекло и закричу. Эх, знать бы раньше, взял бы другую машину, но документы уже оформлены, да и кто даст гарантию, что соседняя будет лучше этой. Кстати, о гарантии. "Ваша фирма - дилер ГАЗа, где мне обслуживать автомобиль?" - интересуюсь у продавцов. Оказывается, фирма гарантию не дает... Заправляю покупку своим бензином - запаса в баке хватит лишь доехать до ворот. Включаю передачу иваш репортажНеужели нельзя смазать полозья сидений, чтобы их двигать туда-сюда самостоятельно, а не прибегать к помощи задних пассажиров: "упритесь ногами в подушку сиденья". Понимаю, это их не сильно затруднит - места для действий разными частями тела более чем достаточно. Широко, просторно, удобно, но только пассажирам. Мне, водителю, совсем наоборот: такое впечатление, что меня посадили на табуретку в темнице через ветровое стекло виден только краешек неба, остальное скрывают капот и крыша. Не замечал вроде, что левая нога у меня короче правой. Но когда я жму на педали, получается именно так. Сцепление выжал - нога прямая, наступил до упора на газ, а коленка так и не разогнулась. Придется с трудом включать освещение, фары, поскольку переключатели, отнюдь не клавишах ные и кнопочные, а иные, по ~л действию напоминают рабо\ ту троса воздушной заслон\ ки и ручки радиоприемника. Вероятно, они в первозданN ном виде пе\ рекочевали к на совреп енный ГАЗ-31029 с неприхотливых армейских автомобилей времен Отечественной войны. До гаража я еле дотянул : моторное масло вытекло полностью (стала загораться контрольная лампа), уровни тормозной жидкости и "Тосола" были близки к критическим отметкам, то есть далеко за минимум. Родственники встречали у дома с шампанским, и очень уместно - первая поездка на новой машине закончилась, вопреки ожидаемому, благополучно. А дальше пошли тяжелые трудовые будни. Чтобы машина не развалилась на составляющие, пришлось протянуть все до единой гаечки - они крутились от руки. Отец с удовольствием смотрел на мои перемещения под автомобилем и откликался на просьбу подать тот или иной ключ. Его рассказам о "протяжке" ГАЗ-51 и "Победы" не было конца - "Волга" явно вызвала у него ностальгию. Хоть ему приятно. Потом очередь дошла до течей. После того, как установил, что задний мост едва привернут к кузову, уже ничего не удивляло. Хомуты резиновых шлангов были просто накинуты. Закрепил их, но это положительного результата не дало - "Тосол" лился ручьем. Виной была небольшая (по "волговским" меркам) трещина в 200 мм - там, где крепится верхний бачок радиатора. И это еще не все. Двигатель сверху до низу был в моторном масле. Поддон картера держался всего на двух болтах. Тщательная затяжка стыков, соединений двигателя, масляных каналов, уплотнение герметикой - все это помогло справиться с масляной Ниагарой, но надолго ли? Стоп, чтобы не забыть: как говорят авторитеты, долго - три-четыре часа - держать высокие обороты этот двигатель не любит - могут прогореть поршни. Помните об этом, братья! А то захотите показать знакомым на дороге, что ваша "Волга" может идти 140 км/ч, и - готовьтесь к ремонту. Чтобы такое не случилось в период обкатки, на заводе под карбюратор поставили ограничитель подачи топлива. Это обычная пластина, почти полностью закрывающая первичную камеру и наполовину вторичную. Следующей операцией стало восстановление тормозов. Здесь пришлось поработать основательно. Тормозная жидкость брызгала фонтанами из всех соединений. Подтяжка штуцеров не помогла, а только способствовала появлению новых струек. Все дело было в медных трубках, а точнее, в тех, кто их заворачивал. Спору нет, трубопроводы из меди гораздо лучше стальных. Они вечные - не проржавеют никогда. Но есть одна закавыка: медь металл мягкий. Если переусердствовать, можно запросто срезать штуцером развальцовку трубки и герметичность соединения будет нелегко восстановить. Так было и на моем автомобиле. Дальше пошла мелочевка: устранение перекосов опускных стекол, подгонка и ремонт замков дверей, переборка заклинившего стартера и т. д. Справиться с ней, правда, мне не удалось до сих пор. Ведь "Волга" - это настоящий заколдованный круг. Не успел пройти один виток, как неисправности вновь заставляют идти по второму. И так круг за кругом, до бесконечности. В.ПЯТНИЦАЗА РУЛЕМ 8/95путь. Бедные владельцы "волг" и таксисты, как же вы управляетесь с этим автомобилем? Это же настоящая баржа - неповоротливая и задумчивая. Главный принцип такой: крути руль до того, как успел подумать, что пора поворачивать. Конечно, я утрирую, но в сущности так и есть - стиль похож на управление грузовиком, причем плохим. Да, иллюзия насчет лучшего советского автомобиля совсем улетучилась после первых километров. Кому это пришло в голову расположить замок зажигания в самом низу рулевой колонки - коленки непременно стучат по нему. А это, знаете ли, больно.