50
51
52
53
К акойбыизменчивой не была автом обильная мода, с портивные модел и всегда остаютсяглавным ее объектом, олицетворяя высшие технические достиженияинаучный пот енциал их создателей , п рестижфирмы и, в конечном счете, с траны производителя. П олноценныеспортивные (не длягонок , а для повседневного использования) а втомобилисегодня предл агают Италия, Г ермания , Великобр итания , Ф ранция , США, Я понияи Чехия. К нимготоваприсоединить ­ ся иЮжнаяКорея . А вот Россиявближайшиегоды - в ряд ли. Д ля пос тройкинастоящейспортивной машины необходимо многое: продолж ительныйиуспешныйопыт констр уирования , передовая технология , участие в соревнованиях, хорошие дорогии не впоследнюю очередь солидная репутация.обязательны. Получить острые ощущения от управления машиной можно на значительно меньшей скорости, а для быстрого разгона важнее, сколько килограммов снаряженной массы автомобиля приходится на одну лошадиную силу мощности двигателя. Если меньше пяти, то незаурядные динамические качества обеспечены. Однако большее значение имеют хорошая управляемость и устойчивость автомобиля, особенно на высоких скоростях . И еще одно условие, предъявляемое к спортивному автомобилю, - оригинальный кузов. У моделей, созданных на основе стандартных, могут быть великолепные характеристики и хорошо "закамуфлированный" навесным декоромкузов , они могутдаже пользоваться большим спросом, как, например, БМВ-МЗ, но тем не менее спортивным автомобилем № 1 в Германии уже более 30 лет является "Порше-911". За время его производства мощность двигателя выросла со 130 до 272 л. с , объем - с 2 до 3,6 л, максимальнаяпозволила решить проблему, до сих пор неподвластную многим фирмам. А именно - обеспечить надежное сцепление с дорогой в любых условиях, сохраняя при этом столь ценимое искусными водителями поведение заднеприводного автомобиля в повороте. Разумеется, чрезмерная тяговая сила на колесах может вызвать занос задней оси, но именно балансирование на его грани обеспечивает наиболее быстрое прохождение поворота. В действительности же, когда на два ведущих колеса автомобиля приходится всего 600-800 килограммов массы и 250-400 лошадиных сил с подобающим мощности крутящим моментом, говорить о легкости управления, если автомобиль не оборудован системой контроля тягового усилия, не приходится. Спортивные машины легко проворачивают ведущие колеса на сухом асфальте не только на первой, но и на второй, и третьей передачах, так что при интенсивном разгоне водителю приходится постоянно корректировать траекторию рулем. В этих услови-"Додж-Вайпер". Устрашающий внешний вид и отличная динамика разгона - характерные черты американских спортивных автомобилей - наиболее ярко выражены в этом "самце гадюки".Как же обстоят сегодня дела у тех, кому не впервой создание подобных машин? Их задача не только разработать скоростной и динамичный автомобиль с ярким и запоминающимся дизайном, но и привести его в соответствие с традициями страны и фирмы. Это - одна из причин того, что конструкции спортивных машин различаются столь сильно. И еще - какой автомобиль можно назвать по-настоящему спортивным? Рискнем высказать мысль, что мощность за четыре сотни сил, максимальная скорость 300 км/ч и более отнюдь неЗА РУЛЕМ 8/95скорость - с 210 до 270 км/ч, а время разгона до 100 км/ч сократилось с9 до 5,5 секунды. Несмотря на довольно высокую цену, спрос на модель -911 снова вырос в 1994 году после последней ее модернизации, порядком осовременившей автомобиль. Однако внимание конструкторов было обращено не только на внешность, но и на внутреннее устройство машины. Переработанная конструкция задней подвески устранила недостаточную устойчивость на высоких скоростях, а полноприводная трансмиссия модели "Каррера-4"ях даже небольшое запаздывание его действий может привести к серьезному осложнению ситуации, а ошибка чревата полной потерей контроля над происходящим. Система контроля тягового усилия помогает решить эту проблему, но, естественно, за счет динамики разгона: она притормаживает пробуксовывающее колесо и "душит" двигатель. Контроль тягового усилия - непременный атрибут современного мощного автомобиля, и практически все "спортсмены" оснащены такой системой, нередко "многорежимной" (например, на "Лам- "Порше-911 -Турбо" - по существу повторение на новом техническом уровне знаменитого "959"-го, созданного в 1986 году.' .-:'-\. ••у''••ШI8ЩоозреВСЕХ СТРАНборгини-Дьябло"), где переключатель позволяет выбрать один из четырех | режимов - для гонок, для сухой дороги, для мокрого покрытия и для снега или льда. Посмотрим, как работает трансмиссия "Порше-Каррера-4". Если из-за слишкомрезкогол разгона начинает пробук> совывать одно из задних Л, ' колес (в обычном режиме крутящий момент подводится толькок ним), включается в работу самоблокирующийся дифференциал задней оси . Если после этого пробуксовка не прекращается, то вступает в действие вязкостная муфта в механизме межосевого дифференциала, работающая в режиме сцепления, и начинается передача момента на передние колеса. Если даже и после этого сцепления с дорогой не хватает, то начинает функционировать система регулирования тягового усилия - РТУ (TKS по-немецки и ASC по-английски), последовательно отключающая зажигание в цилиндрах для снижения мощности. Можно спорить, насколько нужна столь сложная система на машине весом в 1420 кг и мощностью "всего" 272 силы, но что она окажется не лишней на "911- Турбо" с его 408 "лошадями" - это несомненно. Вообще, автомобиль "Порше-911" отличается тем, что в нем соседствуют новейшие разработки и технологии с агрегатами, чья конструкция восходит к 50-м годам. Шестицилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения с двумя клапанами на цилиндр (хотя мотор с 13 литрами масла в картере едва ли справедливо относить к "воздушникам") не имеет впускных трубопроводов изменяемой длины или переменных характеристик газораспределения. Тем не менее, за исключением экономичности, он не уступает двигателю БМВ-МЗ, который был признан эталоном 90-х годов и "тянет" не хуже. Впро-"Рено-Спайдер" - французский автомобиль в английской манере и его составные части. В середине устройство, заменяющее ветровое стекло, создает поток воздуха. отсекающий пыль и воду выше головы во- чем, в недалеком будущем "Порше" планирует замену мотора на более современный, несколько меньшего объема с водяным охлаждением и четырьмя клапанами на цилиндр, с оппозитным расположением цилиндров. Это вГермании . А каквдругих странах Старого Света? Итальянская школа спортивного автомобиля существует давно и имеет богатые традиции. В начале 70-х, когда на лучших американских, немецких и английских спортивных машинах стрелка спидометра только-только смогла "перевалить" за 200 км/ч, "Феррари", "Мазерати", "Ламборгини" уже штурмовали отметку 300. Сейчас такого отрыва цы по - п режнемулидируют . По этой причине их автомобили, несмотря на техническое совершенство, далеко не самые популярные среди любителей спортивных машин, хотя престиж их попрежнему очень высок. Их покупают миллиардеры, кино- и поп-звезды. "Феррари" производит ежегодно более 2000 (!) автомобилей - от "дешевого" "F355" за 140 тысяч долларов до "F50", который будет продаваться только "своим" - заказчикам с проверенной репутацией. Фирма пытается избежать последующей перепродажи со спекулятивными целями. Так было с предыдущей моделью "F40", которая при цене в 220 тысяч долларов продавалась на черном рынке за миллион. Другая машина "Ламборгини-Дьябло" выпускается в коСиловой агрегат "F50" - 12-цилиндровый двигатель с четырьмя распределительными валами, 60 клапанами; шестиступенчатая коробка передач с синхронизаторами фирмы ЦФ, главная передача и самоблокирующийся дифференциал - в едином блоке.ijy^wличестве около 200 автомобилей в год это тоже немало, если учесть, что его цена подходит к 300 тысячам долларов. Черты формулы 1 наиболее ярко проявляются именно в итальянских автомобилях. Высокофорсированные многоцилиндровые двигатели (в последнее время без наддува), расположенные посередине базы, подвеска на двойных поперечных рычагах, аэродинамика с использованием "граунд-эффекта" и опятьтаки астрономические цены. Сюда же можно отнести и возрожденную марку "Бугатти". Цена сильно ограничивает круг ее поклонников, но среди них чемпион мира в формуле 1 Михаэль Шумахер, кому принадлежит "ЕВ110-Супер Спорт". Английские спортивные автомобили тоже имеют традиции. Сегодня на острове их делают на любой вкус - от примитивного "Лотоса-7" до сверхскоростныхЗадняя подвеска "ФеррариF50" аналогична по конструкции "формульной" - на двойных поперечных рычагах; средний рычаг соединяется с горизонтально расположенной амортизационной стойкой, которая, в свою очередь, крепится к двигателю (!). Маленькая тормозная колодка спереди - для ручного тормоза.Технические характеристики спортивных автомобилей N.N.Модель,страна-изготовитель"о iSCLЬcb осif<Ь а5=ГермаПараметры N. нияgzа. о1 3СШАсо 3Nи о1 1f £QО 117Ъ.евCZS '^CSCD О1США7990 V10/20а. со!гО о эг со а.з: о.1 1оЕCCiCLо. о.CDЩСП О><со §Р>Ш СОв2*ГерманияСШАВелико- Франция Франция Италия Италия Япония Япония] британияI двигатель Рабочий объем,см33800 067123S00 06/12Т25733 V8/165731 V8/324997 V8/161998 Р4/1629753496470019982977 V6/24Число цилиндров, клапанов, | агрегатов наддува' I Мощность, л. сАВт | при об/мин I Максимальный крутящий момент, Н и | приоб/мин | Компоновка2 | Снаряженная масса, кг | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм I Число мест I Коробка передачV6/24T2 V8/40V12/60 Р4/16272/200 408/300 6100 330 5000 5750 540 4500304/224 411/302 394/290 326/240 150/110 5000 461 3600 5800 522 5200 5150 620 3600 5500 481 3500 6000 186 4500400/294 380/280 520/383 175/129 274/201 6000 520 4500 8200 360 5800 8500 471 6500 7000 186 4800 7300 284 5400ЗМП1420 4245 1735 1300ЗМП1500 4245 1795 1285к1501 4535 1796 1177К1593 4534 1856 1177К1595 4448 1924 1117К1060 3965 1943 1200см7903810 1830 1280СМ1150 4140 1990 1170СМ1350 4250 1900 1170СМ1230 4480 1986 1120см1260 4180 1700 1235см1370 4405 1810 11702+26М 4А2+2 6М 4,5 2902120402 4А 5,3 230949002 6М 4.7 2892 6М 4,5 2661420002 5М 4,5 2611028732 5М 6,5 21050000 32 5М 4,8 29022 6М3,872 5М 7,5 2255517025М 4Ае м4,7 295200100"flryapa-XJ220" и "Мак-Ларена-FI". Среди них роскошные дорогие "Астон МартинВираж" и "Вэнтейдж" (такой же анахронизм, как и "Роллс-Ройс"), а также куда более современный "DB7". Жив до сих пор и "Лотос-Эспри", хотя и разменял третий десяток. Наиболее интересным представляется традиционный английский подход к спортивному автомобилю. Спортивный по-английски - это мощный двигатель на предельно простом и легком автомобиле, полное отсутствие сервоприводов даже у руля и тормозов, минимум комфорта, различных электронных устройств, минимум массы автомобиля. Этот совершенно архаичный стиль имеет тем не менее своих приверженцев. Для них фирма TVR выпускает целую гамму крайне примитивных автомобилей, способных на внушительные ускорения и не только на прямой. Одна из новейших разработокв этом стиле "Лотос-МК21", созданный фирмой, известной машинами формулы 1. По способности ускоряться с места автомобиль стоит в одном ряду с итальянскими "суперкарами", хотя располагает всего двухлитровым мотором в 250| Разгон с места до 100 км/ч, с | Максимальная скорость, км/ч I Цена, нем. марок5,5 2701370305,9 270148000325---!. полноприводная: К - классическая; СМ - среднемоторная. л. с. Удивляться этому не стоит - машина весит всего 700 кг. Ее предок "Лотос7" оказался настолько популярным, что даже официальный "тюнер" немецкого "Опеля" взялся за его производство под именем "Ирмшер-77". Спортивные автомобили во Франции отличаются тем, что среди них теперь есть и сравнительно недорогие. "Спортсмены" "Рено-Альпин"и"Вентури" по конструкции весьма близки: "наддутые" Vобразные "шестерки", двигатель в базе или сзади, стеклопластиковый кузов. Роднит их и слабая известность за пределами Франции. Более доступный "француз" - новый "Рено-Спайдер'. У него алюминиевая пространственная рама, весит он 790 кг, так что для 150-сильного двигателя "Клио-Вильяме" это не тяжелая но-составляют не истинно спортивные, а псевдоспортивные модели, такие, как "Шевроле-Камаро", "Форд-Мустанг", "Понтиак-Файрберд". Оснащенные Vо бразными " в осьмерками " рабочим объемом 5 литров и более, они обладают приличной динамикой и посредственными характеристиками управляемости. Уровень цен на такие автомобили - 20-25 тысяч долларов. За эти деньгив Европе можнокупить разве что скромный седан с 2-литровым двигателем. Но все-таки есть в Америке машины, конструкторы которых сделали акцент на подвеске и управлении. Одна из них "Шевроле-Корвет" - с V-образной "восьмеркой" в 5,7 литра, по конструкции близкой к двигателю ЗИЛ-130, что вполне со-"Феррари-Р50" по конструкции близок формуле 1, но в отличие от нее может ездить и по обычным дорогам.головках блока цилиндров, и 32 клапанами. Под стать и мощность - 411 л. с. при 5800 об мин. Однако на одном из основных показателей - времени разгона до 60 миль в час (96 км ч) прибавка мощности почти никак не сказалась, хотя, конечно. -ZR1 значительно быстроходнее. Эти модели доживают последние месяцы: с 1996 года новый "Корвет" будет базироваться на той же'платформе", что и новый "Камаро". Многих американских поклонников "Корвета" это сильно огорчает, ведь более 30 лет модель была "сама по себе". Японский спортивный автомобиль - понятие куда более сложное. В погоне за сбытомяпонскиефирмы предлагали самые разнообразные конструкции , с тараясьугодить по большей части американской публике. "Мицубиси-300СТ4-\Ж" (тест ЗР, 1995. № 6) с активной аэродинамикой. полноприводной трансмиссией и двумя турбонагнетателями и полная противоположность ему - "Хонда-NSX" в лучших традициях "Феррари". вдобавок с алюминиевым кузовом и высочайшим уровнем комфорта. "Ни на кого не похожий " а втомобиль "Мазда RX-7" оснащен двухсекцион ­ ным роторным двигателем с турбонаддувом и приводом на задние колеса. У него солидная репутация благодаря активному участию в 24-часовых гонках. Главный козырь "японцев" н изкая цена - о сталсявпрошлом .ша. Машина больше предназначена для гонок, чем для повседневной эксплуатации, - у нее нет крыши, ветрового стекла и отопителя. Впервые показанная в Женеве в марте модель должна поступить в продажу в будущем году. Так обстоят дела в Европе. А на другом континенте, в США - свои понятия о том, каким должен быть спортивный автомобиль. Понятия, прямо скажем, с европейской точки зрения странные. Америка - страна больших расстояний и суровых ограничений скорости, поэтому здесь куда больше ценят экстравагантный внешний вид, огромную мощность и быстрый разгон, нежели острые ощущения от управления автомобилем или его высокую устойчивость на большой скорости. Ярчайший представитель "американского направления" - "Додж-Вайпер" - воистину автомобиль-монстр с 8литровым (!) V-образным 10-цилиндровым двигателем мощностью, впрочем, всего 394 лошадиные силы (с одного литра менее 50 л. с , то есть еще меньше, чем у "жигулей"). Такой объем двигателя предполагает чудовищный крутящий момент - 620 Н-м при 3600 об/мин. О днакоосновную массу в США"Хонда-NSX-T" с полностью алюминиевым кузовом "тарга" - один из лучших японских спортивных автомобилей. В его доводке принимал участие Айртон Сенна. Вес неокрашенного кузова - 210 кг (кузов ВАЗ-2105 окрашенный, без обивки - 287 кг).ответствует американским традициям (правда, мощность "американца" больше в два раза, а крутящий момент - на 10%). Более дорогую модель - "КорветZR1" делают в ограниченном количестве (380 штук в год), и оснащена она вполне современным мотором с четырьмя распредвалами, расположенными всейчас на первом плане - технические характеристики. Последней в список производителей спортивных автомобилей вступила чешская "Татра" - модель "МТХ" явно метит на роль местного "Феррар и " и построена полностью из своих деталей. Среднемоторная компоновка, хорошая аэродинамика, внешность как у "Ламборгини-Дьябло", но более скромные характеристики - для начала неплохо. Так будет ли ив России свой спортивный автомобиль? А. ФОМИНЗА РУЛЕМ 8 95