быть повреждений с самых первых минут работы даже при весьма жесткой нагрузке, во всем диапазоне оборотов вращения коленчатого вала (от 800 до 6000 об/мин) и полностью открытой дроссельной заслонке. Иными словами, семейство двигателей ВАЗ-2108, как и моторы передовых компаний, не требуют обкатки. Даже если на спидометре ноль километров, можно смело давать газ, тащить прицеп, преодолевать бездорожье, но это только в идеале, без учета реалий производства. Небезынтересно, наверно, привести здесь методику испытаний двигателей ВАЗ-2108, в основе которой - тесты "Порше". По ней только что собранный из аттестованных, метрологической службой деталей мотор устанавливают на стенд. После пуска и устранения течей его сразу выводят на режим максимальной мощности - коленчатый вал вращается с частотой 5600 об/мин, дроссельная заслонка открыта на 100%. Так он работает 10 минут. Далее иной режим максимального крутящего момента. При 3400 об/мин двигатель работает 15 минут тоже с полной нагрузкой. Затем на 10 минут поднимают обороты до 6000 и потом еще 5 минут коленвал крутится с частотой 6700 об/мин. Затем цикл повторяют. После двух с половиной часов такой беспощадной нагрузки (дроссель открыт на всех режимах на 100%) мотору дают пятиминутную передышку, но не останавливают - он отдыхает на минимальных холостых оборотах. Так продолжается 20 часов, после чего двигатель разбирают, измеряют детали и осматривают. На них не должно быть ничего, что отрицательно влияет на работу мотора. Еще пять лет назад, когда ВАЗ больше заботился о качестве своей продукции, эти тесты проводили неуклонно и регулярно. Отмечу, что каждый мотор (и задне- и переднеприводных машин) после сборки проходит 15-минутную обкатку, которая позволяет обнаружить посторонние стуки, шумы, течи масла и охлаждающей жидкости, определить правильность регулировок и величину давления в системе смазки. Если что-то настораживает, двигатель снимают с конвейера. После сборки автомобиль прокатывают по треку завода. Цель та же - выявить стуки, течи, шумы. Скорость на треке ограничена 120 км/ч в целях безопасности. Если человек купил автомобиль на свои кровные, он, естественно, старается эксплуатировать его бережно - это всегда оправдано. Поэтому владельцам "восьмерок" и "девяток" советую проводить обкатку (кстати, эта рекомендация присутствует ив инструкции) хотя бы первые несколько сотен километров, поскольку машины, выпущенные в 1994-1995 гг., не отличает высокое качество изготовления. На заводе тому всегда находят причины. Покупателю 68 ЗРЛМ 89 АУЕ /5же от этого не легче. Поэтому прислушайтесь, присмотритесь к своему железному другу, запомните стиль и тембр его "речи", а потом уж жмите педаль газа до упора. ГРЕТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ НА УЛИЦЕ +20°! Эта операция столь же важна, как и обкатка, - от нее зависит, сколь долго будет работать мотор. Часто слышишь от автомобилистов этакое бахвальство: "Да, я никогда свой мотор не фею - завел и поехал. И ничего, который год уже". Продолжительность жизни машин, как и людей, различна. Иные из нас не делают по утрам зарядку и даже не чистят зубы. Многие не обращаются к врачам. И живут. Весь вопрос: как, в каком состоянии? "Прогрев"-- это работа двигателя с момента пуска до начала движения автомобиля. Естественно, он может быть полным (температура охлаждающей жидкости поднимается до 85°С у "жигулей" и 95°С у "восьмерок", "девяток") или частичным. За время прогрева необходимо, чтобы все узлы и соединения мотора были обеспечены маслом и чтобы он достиг рабочей температуры. Как только мотор пустился, сразу прикройте воздушную заслонку, чтобы обороты коленвапа были минимальными, но устойчивыми. Это предохранит узлы от лишних (даже в холостом режиме) нагрузок. Затем советую дать двигателю спокойно поработать не менее минуты, чтобы масло гарантированно поступило ко всем парам трения. Дальше обороты поползут вверх, что уже не опасно для мотора, а наоборот, ускорит его профев. Чтобы достичь рабочей температуры, времени потребуется немного - несколько минут. Не жалейте их - только в горячем двигателе можно обеспечить оптимальный состав смеси, поступающей в цилиндры. Ведь пленка бензина на стенках впускных каналов испаряется в зависимости от их температуры. В холодном моторе неиспарившаяся часть бензина проникает в цилиндры и активно смывает смазку с его стенок. . Конечно, полный прогрев мотора вариант идеальный, но выполняют его далеко не все автолюбители, а только те, кому двигатель дорог в прямом и переносном смысле. Советую и новичкам придерживаться этого. Тогда можно гарантировать, что движение будет без рывков и при отпущенном газе машина не помчится, как сумасшедшая, - воздушная заслонка уже будет открыта. Тем, кто жалеет и время, и мотор, я советую дождаться профева до 40°С, когда стрелка указателя температуры тронется с места. "Чистый" бензин будет лишь в небольшом количестве поступать в цилиндры. Так делают большинство автолюбителей, и, как показывает практика, кроме пользы, это ничего не приносит.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬВ карбюраторе "Озон" сильно засорился распылитель системы" холостого хода. Как извлечь его из корпуса дроссельных заслонок карбюратора для очистки? Распылитель изготовлен из латуни и запрессован в гнездо корпуса дроссельных заслонок. Обычно грязь из него удаляют стальной проволочкой диаметром около 0,8 мм с Гобразным изгибом на конце, одновременно промывая систему холостого хода каким-либо нитрорастворителем. Если это не поможет, распылитель придется извлекать. Здесь удобно воспользоваться съемником. Эскиз одного из вариантов, приведенный в книге А. Дмитриевского и А. Тюфякова "Бензиновые двигатели", мы воспроизводим (рис. 1). Половинки съемника 1 нужно вставить в распылитель 3, раздвинуть и вложить между ними вставку 2, надеть шайбу 4и гайку 5. Вращая гайку ключом, вытянуть распылитель из гнезда. Запрессовывают очищенный распылитель с помощью оправки. Изготовить ее лучше из более мягкого материала, чем латунь, например из алюминия (рис. 2). На передней кромке распылителя нужно снять наждачнойU62,.Рис.2. Оправка. бумагой небольшую фаску. Если этого не сделать, то при запрессовке распылителя можно засорить его отверстия частицами легкого сплава, из которого изготовлен корпус карбюратора.